Convoy s2+2,8А 390грн -"Первый Фонарик"-ВСЕ ГОРОДА УКРАИНЫ!


Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, Bce  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Изюмская черта
СообщениеДобавлено: 28.04.2005 14:57 
Аватара пользователя

Сообщения: 15977
Изображения: 3
Город: Харьков
Пол: Муж
Возраст: 37
Зарегистрирован:30.09.2003
Изюмская черта


О том, что такое Великая Китайская стена, знают все. О том, что такое римские валы, знают только историки. А о том, что аналоги этих гигантских оборонительных сооружений есть на Харьковщине, знают единицы.

Автор: Инна МОЖЕЙКО


Тарановка. Железнодорожный переезд. Памятное место. Здесь в марте 1943 года 5 суток насмерть стоял взвод лейтенанта Широнина. Из 25 человек в живых осталось только шестеро. Однако этот памятник военной истории здесь не единственный. Совсем рядом, за селом, есть еще один — памятник мужеству и героизму, терпению и трудолюбию, инженерной мысли и военному делу. Этому памятнику более 300 лет.
Первая половина XVII века. Граница Русского государства стремительно движется на юг. Одновременно с запада на восток на нашу территорию бегут с Речи Посполитой украинцы. А с юга, из Крыма, по трем основным дорогам — Муравскому, Кальмиусскому и Изюмскому шляху на Дикое Поле совершают набеги крымские татары. Посылка отдельных отрядов стрельцов результатов не давала. Проблема обороны южных границ от крымских татар становилась все более острой. Доходило до того, что в поле местные жители выходили с оружием, а среди пашни строили укрепления на случай военного нападения. Ежегодно татарская конница, проникая все по тем же трем главным дорогам, совершает глубокие рейды, иногда доходя до Курска. Татары грабили, угоняли в неволю, продавали в рабство тысячи людей, оставляя после себя пепелища на месте сел и городов.
В конце концов царь Алексей Михайлович приказал и бояре приговорили: построить систему оборонительных сооружений, чтобы перекрыть дорогу татарам и защитить южные рубежи. Сначала в 1658 году была построена Белгородская оборонительная линия, или черта — длиной около 800 километров, а через 20 лет началось строительство Изюмской черты — системы деревянно-земляных укреплений длиной 530 километров.
Сегодня от этого гигантского сооружения, по масштабам сравнимого лишь с римскими валами и Великой Китайской стеной, осталось процентов 30 в виде не очень выразительных насыпей, и только специалисты могут прочитать информацию, зашифрованную в чередовании холмов и ровных площадок.
Виктор Ряполов — преподаватель Харьковской академии культуры — изучает оборонительные сооружения XVII века уже 10 лет. Ежегодно выезжает в поле — искать то, что от них осталось, а зимой занимается обработкой и реконструкцией валов, рвов, крепостей и других укреплений, пытаясь сопоставить полученную информацию с источниками и получить полную картину того, что представляла собой эта гигантская система. «Это были земляные насыпи — валы высотой от трех до шести метров и рвы такой же глубины, — считает он. — Рвы и валы ослонялись, то есть обшивались в два яруса бревнами, заостренными на концах, — ров отдельно, а вал отдельно. За двухъярусным частоколом прятались стрелки, а также укладывались катки — штабеля бревен, которые в случае атаки скатывались на противника».
Четыре года назад во время разведок возле села Тарановка Виктор обнаружил уникальный отрезок Изюмской черты. Вал высотой до 6 метров и ров такой же глубины тянутся на два с половиной километра. На нем были построены 52 дополнительных укрепления всех известных в то время в Европе типов — флеши, реданы, рондели и полурондели, бастионы и пушечные раскаты. Есть даже выезд в поле — для конницы на случай, если защитники вала решатся перейти в контрнаступление. Все эти сооружения расположены в среднем на расстоянии 50 метров друг от друга. Отдельно за чертой, на русской стороне, стоит редут — последнее укрытие защитников этого участка. В источниках об этих укреплениях не упоминается ни единым словом.
По сути то, что было обнаружено, больше похоже на музей истории русской фортификации XVII века под открытым небом. О том, почему именно здесь, возле Тарановки, наши предки построили такой комплекс защитных укреплений, догадаться нетрудно даже неискушенному в военном деле журналисту. Совсем рядом через саму Тарановку проходил Муравский шлях — традиционный путь татар на Русь. В древности на этой возвышенности не было леса и татарская конница могла легко прорваться в тыл, а потому защита данного участка была жизненно необходима.
Виктор говорит, что постоянно здесь службу не несли. Ближайший населенный пункт, крепость Змиев, находился в 20 километрах. Там располагался гарнизон, который высылал разъезды на черту. Если патруль обнаруживал татар — подавал сигнал дымом, и сюда стягивались войска, подвозили пищали, боеприпасы, пушки — по подсчетам специалистов, здесь их могло быть от 70 и больше. Врага встречали во всеоружии. Но даже если татары подкрадывались незаметно к укреплениям, преодолеть черту сразу им не удавалось. Чтобы татарская конница могла перебраться через вал и ров, нужно было построить помосты, а до того — разобрать проход для лошадей среди вкопанной в землю на расстоянии до одного километра перед валом системы надолбов. Это была, как считает Виктор Ряполов, работа не одного часа, и противника за это время удавалось засечь.
Такая система давала возможность малыми силами защищать большие участки южной границы. Правда, постройка этих колоссальных сооружений требовала времени, средств, но больше всего рабочей силы. Вся Изюмская черта была возведена за 2 года; потом еще 3 года разбирались с недостатками и браком. Такие высокие темпы объясняются тем, что значительная часть городов-крепостей к тому времени уже существовала. Кроме того, в Москве придумали стимул — если выполнишь норму — 10 саженей (21 метр) вала и рва, облицованных бревнами, — то можешь отправляться домой. Правда, касалось это лишь местного населения — черкасов и казаков. Русских стрельцов, превращенных в прообраз современного стройбата, отпускали только после завершения строительства всей черты. Если учесть, что работа велась топорами и лопатами, то становится понятно, что Изюмская черта — это зримое воплощение не только военного гения, но и трудового подвига наших предков.
Черта сохраняла свое стратегическое значение 50 лет. За это время татары сделали не один десяток попыток ее преодолеть. Удавалось это в единичных случаях. Только в 1730 году, после постройки Украинской укрепленной линии, расположенной на 40 километров южнее, Изюмскую черту упразднили. Деревянные ослоны и надолбы разобрали на топливо, а рвы и валы постепенно оплывали и зарастали лесом. Последний раз остатки Изюмской черты использовали как военно-фортификационное сооружение в годы Великой Отечественной войны. Историки о ней практически забыли: об Изюмской черте нет статьи ни в Большой Советской, ни в Советской Исторической, ни в Украинской Советской Исторической энциклопедиях. А энтузиазм современных исследователей-одиночек разбивается о простой факт: для выявления, изучения описания и реконструкции хотя бы на бумаге этого грандиозного сооружения нужно не только время, но и деньги, которых, естественно, нет. Зато есть необратимый процесс разрушения, и лет через 70, как утверждает Виктор Ряполов, от Изюмской черты не останется и следа.
Где-нибудь в Европе, обнаружив такой памятник, были бы несказанно счастливы: наверняка тщательно изучили бы, часть обязательно восстановили, сделали музейным объектом и возили бы туристов со всего мира. Кстати, именно так поступили с римскими валами в Англии. Но у нас не Англия. А жаль.

http://www.event.interami.com/index.php?year=2003&issue=28&id=650


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P Персональный альбом  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 28.04.2005 15:54 
Аватара пользователя

Сообщения: 3343
Город: Харьков, Алексеевка
Пол: Муж
Возраст: 41
Зарегистрирован:27.07.2004
Как меня достают такие вот публикации!
Имея эксклюзивный материал, поработай над ним, сделай как следует!

Сначала пишут, что "В источниках об этих укреплениях не упоминается ни единым словом. ", а за тем: "...Вся Изюмская черта была возведена за 2 года...", "Черта сохраняла свое стратегическое значение 50 лет. "
А от куда известно, сколько лет это строилось, как долго использовалось, и что потом с ним сделали, если документов нет?!
По археологическим данным только примерные оценки делать можно!

Испорченный телефон какой, IMHO.

Надо, во первых, в документах тщательнее порыться, а во-вторых копнуть в паре-тройке мест, чтобы иметь материал для датировки.
Причем первое стоит не так дорого: пришел в библиотеку, и изучай, было бы время.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 28.04.2005 18:06 
Аватара пользователя

Сообщения: 15977
Изображения: 3
Город: Харьков
Пол: Муж
Возраст: 37
Зарегистрирован:30.09.2003
ну и что. зато мы знаем хоть что-то... :)


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P Персональный альбом  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 28.04.2005 18:30 
Аватара пользователя

Сообщения: 3343
Город: Харьков, Алексеевка
Пол: Муж
Возраст: 41
Зарегистрирован:27.07.2004
Пытался сейчас найти карту Изюмской черты, нашел только одну. По каким данным строилась - непонятоно, но на первый взгляд логично - по течению рек. Так вот от Изюма, по этой карте, черта идет вдоль Донца до Змиева, затем по Мже в направлении Валок, затем - по реке Коломак. В книге об основании Валок я читал о не то засеке не то укрепленной линии вдоль Мжи - вроде как совпадает. Однако получается, что Изюмская черта пересекала Муравский шлях в районе Валок (следовательно, по перекопскому скифскому валу, обновленному и усиленному частоколом), т. е. значительно севернее Тарановки. Около 1730 г. строится Украинская укрепленная линия, проходящая уже южнее Тарановки. В общем, не понятно как-то, что это за укрепления.
Съездить, что ли посмотреть? :wink: :)

У кого есть какая литература по истории области - делитесь! :D


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 28.04.2005 22:43 
Аватара пользователя

Сообщения: 609
Город: Киев
Пол: Муж
Возраст: 33
Зарегистрирован:24.03.2005
А Китайскую стену из космоса видно. Может и на Изюмскую надо оттуда посмотреть - и все сразу станет понятно. :) НАСА иногда выкладывае космоснимки разных регионов, надо тока найти наш. Гы.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 29.04.2005 14:05 
Аватара пользователя

Сообщения: 190
Изображения: 0
Город: Харьков
Пол: Не указан
Зарегистрирован:01.11.2004
Вот пишущего сие тоже достет отсутствие интересующей информации.
А ее просто нет. Если бы была, то цитировалась бы многократно в популярной краеведческой литературе. Оно конечно можно попытаться бы и в библиотеку сходить (если времячко есть). Только вряд ли там можно найти такие источники, как "Книга разрядного приказа" - пожалуй единственный хронологический и достоверный источник о тех временах. Книг и статей в те времена некогда было писать, надо было выживать. Может конечно, кто-то из историков удовлетворил свое любопытство по этому вопросу и знает больше, да до Интернета еще не добрались наши историки.
Вот одна из капель информации - карта, составленная историками из нашего университета и вошедшая в Атлас Харьковской области
http://www.dalizovut.narod.ru/shlah/sl_map.jpg
А по Изюмской линии статья, приведенная Мишей - пожалуй единственная. Был еще репортаж "Первой солицы" о увлеченном этой линией энтузиасте, из которой было понятно, что он тоже мало знает о истории ее создания.
Кстати, откель сведения, что вал у Перекопа имеет скифские корни?


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P Персональный альбом  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 29.04.2005 14:23 
Аватара пользователя

Сообщения: 3343
Город: Харьков, Алексеевка
Пол: Муж
Возраст: 41
Зарегистрирован:27.07.2004
Цитата:
А по Изюмской линии статья, приведенная Мишей - пожалуй единственная. Был еще репортаж "Первой солицы" о увлеченном этой линией энтузиасте, из которой было понятно, что он тоже мало знает о истории ее создания.

В общем-то, упоминается в интернете она часто, но подробного описания не встречал, в лучшем случае - что-то вроде этой статьи

Цитата:
Кстати, откель сведения, что вал у Перекопа имеет скифские корни?

Я у Sapera брал ксерокопии двух книг по истории Валок, и себе копии сделал. Одна книга 1905 года, рассказывает в основном о времени, предшествующем основанию Валок, и о первых десятилетиях существования. Вторая - уже недавних времен - по всей истории Валок. Вот в одной из них и было что-то написано о том, что на валу были откопаны несколько предметов, относящихся ко скифскому времени. Точнее не припомню, будет время - перечитаю.
Но точно помню, что в докладах в Москву белгородские воеводы указывали, что вал этот древний (уже в начале 17 в.), и о его происхождении неизвестно. То есть, даже без раскопок - как минимум домонгольский.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 29.04.2005 17:58 
Аватара пользователя

Сообщения: 3343
Город: Харьков, Алексеевка
Пол: Муж
Возраст: 41
Зарегистрирован:27.07.2004
Вот вам и "нет документов" :)
http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/007/099/99407.htm

В библиотеку даже идти не пришлось. 8)

По крайней мере, теперь понятно, кто, когда, и зачем построил этот вал. :)
Уверен, где-то можно найти и подробности.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04.05.2005 14:06 
Аватара пользователя

Сообщения: 3343
Город: Харьков, Алексеевка
Пол: Муж
Возраст: 41
Зарегистрирован:27.07.2004
2-го мая побывали с приятелем на валу к западу от Тарановки. Если будут нормальные фотки, напишу короткий рассказик. В двух словах: вал сохранился лучше, чем валы УУЛ, но хуже, чем крепости и "редуты" УУЛ.
Цитата:
Все эти сооружения расположены в среднем на расстоянии 50 метров друг от друга.
- сильное преувеличение. Из двух с половиной километров как минимум два приходятся на просто вал со рвом.
В Княжное и Василевское не ездил.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04.05.2005 20:22 
Аватара пользователя

Сообщения: 3343
Город: Харьков, Алексеевка
Пол: Муж
Возраст: 41
Зарегистрирован:27.07.2004
Что-то я тут сам с собой беседую... :(
Вот, ссылочка по теме:

http://www.belgorodenergo.ru/paper/2003/10/nomer2page5.asp

http://www.belgorodenergo.ru/paper/2003/09/nomer1page5.asp


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 05.05.2005 09:39 
Аватара пользователя

Сообщения: 15977
Изображения: 3
Город: Харьков
Пол: Муж
Возраст: 37
Зарегистрирован:30.09.2003
нет, ты не сам с собой беседуешь. эти, и плюс те ссылки что ты мне прислал по почте - это МЕГАРУЛЕЗ, я читаю, сейчас поставлю на закачку и вообще безумно рад читать. Спасибо.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P Персональный альбом  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 05.05.2005 21:33 
Аватара пользователя

Сообщения: 190
Изображения: 0
Город: Харьков
Пол: Не указан
Зарегистрирован:01.11.2004
Канешна все читаем, но добавить нечего. Есть однако заковыка. В "Истории городов и сел УССР. Харьковской области" есть упоминание еще об одной линии Валки- Коломак-Водолага-Мерефа--Соколово-Змиев-Балаклея. Линия проходит севернее Тарановского вала, а дата сооружения упоминается более пздняя - начало 18 века. Прям неразбериха какая то в литературе. Если упомянутая линия входила в Изюмскую, то что за линия тогда под Тарановкой?Если строилась позже Тарановской, то почему севернее? Лично у меня одни вопросы :(


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P Персональный альбом  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06.05.2005 13:16 
Аватара пользователя

Сообщения: 3343
Город: Харьков, Алексеевка
Пол: Муж
Возраст: 41
Зарегистрирован:27.07.2004
Насколько я понял перечитав вышеуказанные ссылки, немножко Багалея и немножко истории Валок, линия Валки - Балаклея является западной частью Изюмской черты, строилась примерно в 1680-82 г. под руководством (и, возможно, по инициативе) харьковского полковника Григория Донца-Захаржевского, силами черкас (без привлечения русских служилых людей). Если Тарановка и соотв. вал были построены в 1685, то это - попытка сдвинуть рубеж еще дальше на юг. Сдвинуть укрепленную линию еще дальше, видимо, не удавалось аж до 1730х, когда началось строительство УУЛ, потому что в Тарановке заканчивается лесостепь, а для строительства линии в степи необходимо на порядок больше рабочей силы. В лесостепи по лесу делалась засека, это проще, чем насыпать земляной вал.
Возможно, в "Истории городов и сел УССР. Харьковской области" перепутали дату создания линии с концом её эксплуатации.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26.09.2005 12:36 

Сообщения: 32
Город: Харьков
Пол: Не указан
Зарегистрирован:26.09.2005
Sergei писал(а):
2-го мая побывали с приятелем на валу к западу от Тарановки. Если будут нормальные фотки, напишу короткий рассказик. В двух словах: вал сохранился лучше, чем валы УУЛ, но хуже, чем крепости и "редуты" УУЛ.
Цитата:
Все эти сооружения расположены в среднем на расстоянии 50 метров друг от друга.
- сильное преувеличение. Из двух с половиной километров как минимум два приходятся на просто вал со рвом.
В Княжное и Василевское не ездил.


Наверное ты плохо смотрел. Там действительно примерно каждие 50 метров укрепление. Просто для неспециалиста это может казаться просто промоиной. Хотя я не представляю что там сейчас, ведь каждый год все размывается сильней и сильней.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26.09.2005 14:10 
Аватара пользователя

Сообщения: 3343
Город: Харьков, Алексеевка
Пол: Муж
Возраст: 41
Зарегистрирован:27.07.2004
WerdnaR писал(а):
Хотя я не представляю что там сейчас, ведь каждый год все размывается сильней и сильней.

Ну, фотки я давно повесил. :wink:


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, Bce  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
  © Mishael 2003-2016
forum MAP
Мобильный вид

[ Time : 0.099s | 34 Queries | GZIP : On | Load : 0.33 ]
Reputation System ©'