Партизанский ресторан в Путивле, как и было выше сказано, оказался закрыт. Посему пришлось обедать в рандомном кабачке. Впрочем, обед оказался неплох и дальше наш путь лежит в музей партизанской славы, что в Спадщанском лесу.
Туда ведёт узкая, но с идеальным качеством покрытия дорога (через село Кардаши). Одиннадцать километров отличного асфальта, по которому почти никто не ездит.


В Спадщанском лесу зародился и окреп отряд Сидора Ковпака. Лес очень красивый, густой и дикий.
Вложение:
Комментарий к файлу: Сидор Ковпак.
IMG_3602a.jpg [ 462.49 КБ | Просмотров: 1599 ]
Есть даже одинокая землянка Самого. Похоже, что Ковпак был тем ещё мизантропом и жил отдельно от своих товарищей. Землянка, видать, подверглась реставрации, её перекрытием служит бетонная плита.


В землянке хорошо прятаться от комаров. А комары в Спадщанском лесу достигают размера воробья и громко щёлкают зубами, умудряясь есть велосипедистов даже на ходу. Их не пугает даже обильное поливание антикомарином, они находят уязвимые места. Гомольшанские комары по сравнению со спадщанскими — просто божьи одуванчики.
По дороге к самому музею посещаем танк PzKpfw III.
Вложение:
Комментарий к файлу: Танк PzKpfw III.
IMG_3600a.jpg [ 416.71 КБ | Просмотров: 1599 ]
На этом самом месте состоялся неравный бой двенадцати партизанов с двумя танками — так гласит табличка неподалёку. В результате партизаны победили и даже захватили один из танков. Через семьдесят лет после этого знаменательного события танк был вновь захвачен. На этот раз участниками экспедиции.
Вложение:
Комментарий к файлу: Захват танка.
IMG_3597a.jpg [ 866.27 КБ | Просмотров: 1599 ]
Впрочем, через несколько минут концессионеры освободили танк и пришли к выводу, что передвигаться на велосипедах значительно удобнее.
Далее собственно музей, который состоит из аллеи со скульптурными портретами наиболее выдающихся партизан, большого памятника, небольшого здания и обширной экспозиции военной техники (почему-то в основном современной).
В музее особенно понравились каски в клетке и карта партизанских похождений. Остальное вполне ожидаемо, «руками не трогать».

Наружная экспозиция весьма обширна.
Вложение:
Комментарий к файлу: «Акация».
IMG_3608a.jpg [ 472.31 КБ | Просмотров: 1599 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: Посетители музея.
IMG_3606a.jpg [ 329.2 КБ | Просмотров: 1599 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: «Wow!».
IMG_3605a.jpg [ 238.53 КБ | Просмотров: 1599 ]
Есть даже паровоз. Совершенно непонятно, как его затащили в дремучий лес.
Вложение:
Комментарий к файлу: Паровоз.
IMG_3613a.jpg [ 437.27 КБ | Просмотров: 1599 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: RailShox.
IMG_3611a.jpg [ 325.41 КБ | Просмотров: 1599 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: В стволе пушки птичка свила гнездо.
IMG_3618a.jpg [ 222.26 КБ | Просмотров: 1599 ]
А мы продолжаем наш путь. Теперь надо пересечь притоки Звань и Клевань, чтобы вернуться на базу по правому берегу Сейма. Виделось два варианта — через Шарповку по мосту и напрямую в Литвиновичи по предполагаемому броду. Расспросив работников музея, посмотрев карту и посовещавшись с генштабом, остановились на втором.
Тут тоже получился весьма любопытный учаток, о котором совершенно не осталось фотосвидетельств. Сначала по дремучему лесу с брёвнами, колеями, гигантскими лужами, зарослями крапивы и, разумеется, саблезубыми комарами; затем и вовсе по болоту, которое в своё время изрядно выручило партизан, а позже было осушено. «Осушено» — это, как выяснилось, совсем не значит, что по нему можно свободно передвигаться. Дороги еле видны, сезонны и окружены исполинской травой, под колёсами чавкает. Ну прямо пампасы да и только: очень забавно выглядел караван голов над полутораметровой травой. Не обошлось без бродов. К окончанию болотного трейла только один участник мог похвастаться сухими носками. А в неспешном передвижении по сочной траве нашёлся свой шарм, все довольны.
Вложение:
Комментарий к файлу: Неизвестное болотное растение.
IMG_3635a.jpg [ 480.57 КБ | Просмотров: 1599 ]
Продолжение следует.