Репост с сайта http://twentysix.ruВесной искал толковую информацию по таким звёздам и ничего не нашел. По моему очень интересный обзор. Думаю многим будет интересен
Давно интересовала тема звёзд для систем 1x9, с которых не спадает цепь. Т.к. постоянно сталкивался с проблемой спадания цепи при езде по ступенькам, бордюрам и небольших дропах. Передний переключатель, хоть и удерживает цепь, но не даёт стопроцентной гарантии. Когда катался в более экстримальном стиле- пробовал несколько разных успоков, всё бы хорошо, если бы не одно но. Ролик постоянно пачкается, засоряется, начинает хрустеть и забивать цепь лишней грязью. Да ещё и создаёт лишнее трение и сопротивление педалированию. В DHi это не играет роли, т.к. крутить педали не нужно, а вот при езде по городу это довольно таки существенно. Вообщем меня эта тема заинтересовала и я начал изучать в чём же смысл столь хвалёных звёзд.
Как выяснилось- разработка это не новая. Патент на неё выдан в далёком 1979 году, в Великобритании. Странно что понадобилось аж целых 30 лет пока разработка дошла до вело индустрии.
В данный момент уже несколько фирм начали выпускать такие звёзды, но почему-то у них всех нет единого стандарта формы зуба. Больше всех эту тему исследовал SRAM. И выпустил целую линейку своих компонентов под названием XX1. Но я небольшой приверженец ТОПовых брендов, с их фанатичным восприятием людьми и неимоверными переплатами. Поэтому SRAM не рассматривался по умолчанию. Визуально понравилась звезда RACE FACE. Но присмотревшись увидел что они сделали только переменную толщину зуба, а профиль остался прежним. Этот вариант тоже сразу отпал.
Варианты других фирм внешне не приглянулись. В результате так ничего и не нашел, и прекратил поиск.
Параллельно хотел заказать себе карбоновый хомут для подсидела. И на сайте Garbaruk увидел что они тоже выпустили свою звезду такого типа, только назвали её RetainingChainring. Если не знать, то и не найдёшь… До этого заказывал у них карбоновый усиленный подсидел, по индивидуальном параметрам, и карбоновый руль. Боялся что с моим нескромным весом обычный может не выдержать, но опасения оказались напрасными, и их компоненты до сих пор не поводят. Недолго думая связался с ними и заказал 32ю звезду и карбоновый хомутик:)
Выглядит звезда довольно таки симпатично, в классическом стиле, с чёрной анодировкой и блестящими зубами. Вес 37 грамм, как и было заявлено.
Пообщавшись с Валерием Гарбаруком- выяснилось, что принцип работы таких звёзд не столь сложен как может казаться. Основная фишка это переменная ширина зуба. Звенья МТВ цепи имеют разую ширину (см. схемку ниже). А обычные MTBзвёзды имеют одинаковую ширину всех зубьев. Когда цепь входит в зацепление узким звеном- она хорошо удерживается и не может свободно ходить в стороны, а когда широким- зазор получается слишком большой и на неровностях цепь свободно гуляет. И если крутануть педали в такой момент- цепь наверняка слетит.
Вторая фишка это увеличенная высота зуба, и если можно так выразиться, более тупой профиль, чем у обычных звёзд. Из-за этого ролики цепи удерживаются зубами более плотно.
Для сравнения сделал пару фото того что было под рукой. Обычная звезда Shimano на 40 зубов, звезда на 32 зуба от FSA, и звезда Garbaruk RetainingChainring(RC). Для интереса сделал замеры толщины зубьев.
Опыт эксплуатации:
Поездив на ней больше недели могу сказать что звездой однозначно доволен. Сначала относился к ней скептически, осторожничал. Однако опасения не оправдались. Что, ко всему прочему, приятно порадовало- крутится она как будто бы мягче, чем обычная звезда, видимо из-за меньших зазоров. Меньше чувствуется вибрация ногами. И шум от цепи заметно ниже. Теперь самая шумная часть велика это ролики перекидки и покрышки
И такое ощущение, что цепь стала как будто более прирученная:) На неровностях она постоянно телепалась и звенела об рамки переднего переключателя. А теперь стала вести себя более «сдержанно», колебаться заметно меньше.
Скажу что поставить её правильно у меня получилось не сразу
Т.к. долго не катавшись на одной звезде спереди забыл на какую сторону паука её ставить. Поэтому на фото она не с той стороны. Переставив её на другую сторону- чейнлайн всё равно получился неправильным. Валерий, собственно и предупреждал об этом. Непонятно по каким причинам стандартный чейнлайн у современных велосипедов находится на уровне 7 звезды. И если ставить переднюю звёздочку без проставок- получается большой перекос на 1й звезде,- существенно увеличивается шум и износ звезды. И прикрутив звезду непосредственно к пауку- на 1й и 2й звезде цепь, при большом перекосе, достаточно сильно хрустела, из-за того что переменные зубья стремятся постоянно держать её прямо.
Установив её на уровне 4-5й звезды при помощи проставок- проблема решилась. После этого специально ездил на ней по ступенькам, по брущатке, по парковым тропинкам с корнями, даже иногда пробовал слегка крутануть педали назад когда ехал по кочкам, но скинуть её так и не удалось) Уверен что ко всему прочему, важную роль тут ещё играет задний переклюк, его сила натяжки и способность сопротивляться раскачиванию (технология shadow+ у shimano и его аналоги).
В целом могу сказать уверенно что звездой очень доволен. Ставить обратно передний мультиспид желания нет точно. Разве что, в ближайшее время разживусь новой кассетой и цепью. Как она себя покажет в DHi и фрирайде сказать не могу, но стиля езды, подобного моему: городское катание, в том числе езда и прыжки со ступенек, бордюров, катание по лесным и парковым тропинкам с неровностями- это отличный вариант.
P.S. Сняв с байка систему мультиспида (3 стальные звезды Shimano, перекидку, манетку, рубашку) скинул ни много ни мало 416 грамм.