Как некоторые уже могли заметить, я занялся
производством вот таких мини-крыльев.
Вложение:
tf-scheme.png [ 9.4 КБ | Просмотров: 8081 ]
В этой теме хотелось бы обсудить некоторые технические аспекты подобных изделий, а также собрать любые пожелания пользователей для дальнейшего усовершенствования производства — больше моделей на любой вкус, больше совместимости с велокомплектующими, больше удобства эксплуатации. В общем, постараюсь запилить линейку максимально кастомер-ориентированных™ продуктов — с вашей помощью, господа.
Сделаю небольшое вступление — вдруг кто-то первый раз слышит о подобных изделиях и не совсем понимает о чём, собственно, речь. Оно спрятано под спойлер, чтобы не мешать тем, кто слышит не впервые.
Несколько лет назад практически одновременно некими англичанами и американцами были представлены странные велоаксессуары — плоские кусочки пластика хитрой формы, которые предлагалось крепить к велосипеду, получая небольшие крылышки. Теперь многие уже знакомы с подобными изделиями не понаслышке: лекала появились в свободном доступе и каждый даже в наших краях имел возможность вырезать самостоятельно такое крыло из обычной канцелярской папки, попробовать и сделать выводы о полезности мини-крыла для себя лично. Это и стало основным источником мини-крыльев в наших палестинах: заграничные варианты недёшевы (10+ €), да и вопросы с оплатой заказа, сроками и стоимостью доставки имеют значение. Недавно появились и наши, и китайские производители аналогичных изделий.
Что же это такое и какая от него польза? Стоит заметить, что нынче линейки «отцов-основателей» довольно большие и включают в себя несколько совсем разных продуктов, которые объединяет лишь то, что изготовлены они из тонких листов пластика. Я пока хочу поговорить только об исторически первой модели — той, которая крепится на вилку, защищая от грязи ноги самой вилки и лицо наездника (опционально эти же крылья можно крепить между задних перьев рамы, но не всегда в этом есть смысл и не все рамы это позволяют). Впрочем, и тут возможны несколько вариантов: для совместимости с разными моделями вилок, для разной ширины покрышек, для разных степеней защиты, не говоря уж о различных цветах. Назовём условно такие мини-крылья передними: возможность установки сзади — это побочный эффект, не основное применение.
Вложение:
tf-mount.jpg [ 15.26 КБ | Просмотров: 8081 ]
Передние мини-крылья предназначены для амортизационных вилок. На амортизационные вилки часто невозможно (а ещё чаще — просто нецелесообразно) установить полные стационарные крылья, обеспечивающие максимальную защиту. Всё же горный велосипед — это прежде всего спортивный снаряд, а не средство транспорта. Но защита от грязи, летящей из-под колёс, — это не только сохранение в чистоте своего костюма, но и возможность эффективно передвигаться в некоторых условиях, и защита дорогих и ответственных узлов велосипеда. Для амортизационных вилок давно предлагаются съёмные крылья, которые крепятся в шток вилки снизу — они обеспечивают неплохую защиту (но, конечно, хуже, чем полные крылья, характерные для ситибайков). Но они не лишены недостатков: они значительно ухудшают аэродинамику, а также просто громоздки, из-за чего часто остаются дома в самый нужный момент.
Вот где-то тут и находятся условия, в которых целесообразно применение миникрыльев. Они практически не влияют на ходовые качества велосипеда, легки, дешевы, могут быть всегда с собой. Степень защиты, разумеется, ещё меньше, чем у обычных пластиковых крыльев. Но жидкая грязь с переднего колеса уже не течёт сплошным потоком по лицу, а более плотная — не налипает комьями между гориллой и ногами дорогостоящей вилки. Небольшой кусочек пластика иногда оказывается крайне полезен — в этом проще всего убедиться самостоятельно, попробовав. Конечно, не стоит ждать чудес и хорошо представлять область применения. Мини-крылья нужны прежде всего тем, кто ездит достаточно быстро (при медленной езде грязь с переднего колеса в лицо не летит) и/или имеет дорогую вилку, которую есть смысл поберечь.
Для начала предлагаю опрос, который даст представление о доле велосипедистов, которые понимают в чём смысл подобного изделия и пользуются или хотели бы пользоваться мини-крыльями.
Теперь расскажу о том, что уже мной сделано, а также о планах на будущее. Уже есть одна модель в одном цвете (чёрный) с двумя вариантами крепления (стяжка и двусторонняя лента-липучка) для наиболее распространённых вилок (RockShox, Fox, Magura, Suntour). Сейчас крылья производятся по технологии, которая недорога, но только в случае больших тиражей.
В данный момент — к сожалению, значительно медленней, чем хотелось бы — решается вопрос с упаковкой. Предполагаю, что довольно часто мини-крыло может служить недорогим подарком для знакомого (или почти незнакомого) велосипедиста. А в этом случае красивая упаковка будет очень кстати.
Вложение:
pack-render.jpg [ 29.46 КБ | Просмотров: 8081 ]
Какие возможны направления развития? Для начала хотелось бы освоить технологию, которая расчитана на небольшие тиражи. Это позволит предложить версию для вилок, у которых горилла находится не спереди, а сзади (DT Swiss, Manitou). И ещё важный момент — простое прототипирование изделий для испытаний.
На очереди увеличенная версия, которая будет обеспечивать бóльшую защиту при несколько бóльших стоимости и, само собой, геометрических размерах.
Вложение:
tf-development.png [ 7.57 КБ | Просмотров: 8081 ]
К увеличенной версии относятся два первых изображения выше. Последнее относится к способу крепления в четырёх точках вместо пяти. Возможно, способ крепления будет изменён для того, чтобы обеспечить лучшую совместимость с вилками Fox, у которых горилла находится ближе к ногам, чем у прочих.
Предполагается модель, которая крепится между рельс седла, защищая нижнюю часть спины велосипедиста, а также щиток под нижнюю трубы рамы для защиты узлов трансмиссии.
В последнюю очередь хотелось бы заниматься визуальными эффектами — цветами и орнаментами. Хотя, конечно, это тоже планируется в будущем. Принципиально не собираюсь наносить на изделие надписи и логотипы, так как считаю, что все фирменные знаки должны оставаться на упаковке, а пользователи не обязаны быть передвижной рекламой. Возможно лишь, что комплектация будет расширена светоотражающей наклейкой — пусть желающие сами прилепят её туда, куда посчитают нужным.
И, наконец, последнее направление, которое я вижу в данный момент, — это изготовление различных щитков по индивидуальным заказам. Скажем, некоторым велосипедам свойственно набрасывать грязь с заднего колеса на цепь и передний переключатель. Лёгкий щиток, который крепится сбоку на нижнее перо рамы, мог бы решить эту проблему.
Ещё стоит заметить, что технология работы с листовым пластиком и различными плёнками — защитными и светоотражающими — имеет много общего. То есть, можно попробовать смастерить что-то и из них, когда технологический процесс будет достаточно отлажен.
Теперь о том, что я хотел бы спросить у уважаемой аудитории.— Есть ли владельцы вилок DT Swiss или Manitou, которые хотели бы обзавестись мини-крылом и готовы встретиться для замеров?
— Какие ещё есть пожелания и предложения?
— Когда пожелания и предложения будут собраны, хотелось бы с вашим участием расставить приоритеты. Для этого, думаю, будет отдельный опрос общественного мнения.
Буду рад любым предложениям, постараюсь ответить на все вопросы.