ХТ -туристический форум Украины и велофорум Харькова
https://xt.ht/phpbb/

Обслуживание цепи
https://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=19&t=2608
Страница 1 из 2

Автор:  Yourasich [ 14.09.2006 10:52 ]
Заголовок сообщения:  Обслуживание цепи

Возник вопрос (извините если это уже обсуждалось):

Что, собственно, даёт вымачивание/варка цепи в масле и вообще говоря круговая система замены цепи ? Вот к примеру: моя цепь отходила где то 1200 км, я заменил её на новую, попутно сравнив длину 12 звеньев новой и старой цепи, и отметив, что цепь за время эксплуатации удлиннилась на 4-5 мм (участок 12 звеньев). Что собсвенно изменит то, что цепь поваляется какое то время в смазке, разве она станет от этого короче или лучше ? Просто интересен сам подход и в чём он заключается практически. Теоретически понятно, что цепь можно менять в круговую, но за счёт чего это получается ?
Пасиба. :)

Автор:  vigourik [ 14.09.2006 11:48 ]
Заголовок сообщения: 

Варка в масле (на водяной бане) позволяет дольше не смазывать цепь. Короче она не станет. Замена цепи по кругу - равномернее изнашивает звезды. Чего не понятного?

Автор:  Sergei [ 14.09.2006 11:54 ]
Заголовок сообщения: 

Yourasich писал(а):
Теоретически понятно, что цепь можно менять в круговую, но за счёт чего это получается ?

Пасиба.

Изнашивается не только цепь, но и звезды. Слегка изношенная цепь работает на слегка изношенной кассете лучше, чем новая цепь. Цепь изнашивается в 2-3 раза быстрее кассеты. Меняя 2-3 цепи по кругу, люди стараются сделать так, чтобы изношеность цепи и кассеты была примерно одинаковая - это должно позволить вытянуть максимум из ресурса как цепи, так и кассеты. То есть к концу своей жизни они все будут изношены настолько, что новая цепь не будет работать на изношенной кассете, а изношенная цепь - на новой кассете. А изношенная на изношенной - еще фурычит.

Автор:  PK [ 14.09.2006 11:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Обслуживание цепи

Yourasich писал(а):
Что, собственно, даёт вымачивание/варка цепи в масле

то, что цепь при этом смазывается более густым маслом, которое, соответственно, дольше из неё вымывается
Yourasich писал(а):
и вообще говоря круговая система замены цепи ?

Считается, что кассета "ходит" в три раза дольше цепи (не помню где встречал енто утверждение). Естественно "растянутая" цепь (нихера, понятное дело она не растягивается, а снашиваются пинчики, из-за чего и происходит удлинение) "жрёт" кассету, которая могла бы ещё работать... Но на более новой цепи. По этому принципу и строится круговая замена. Рекомендуют 3 цепи по 3 раза. Т.е. 1-2-3 цепи, а потом опять 1-2-3 и ещё раз 1-2-3. Через сколько менять? Очень сильно зависит от цепи. В идеале надо подобрать экспериментальным путём допустимое "удлинение" цепи, при котором, если её заменить на цепь с начальным размером, не будут "проскакивать" передачи. Для цепей шимано класса IG-51 при эксплуатации на шоссе рекомендуют (знающие люди, кстати харьковчане) замену через 3 тыс. Товарищ зашёл уже на второй круг - доволен.
Yourasich писал(а):
Вот к примеру: моя цепь отходила где то 1200 км, я заменил её на новую, попутно сравнив длину 12 звеньев новой и старой цепи, и отметив, что цепь за время эксплуатации удлиннилась на 4-5 мм (участок 12 звеньев).

Прошу прощения, но это не цепь. Моя KMC-8x прошла уже 4,5 тыс. Удлинение на 24 звеньях - 1 мм.
Yourasich писал(а):
Что собсвенно изменит то, что цепь поваляется какое то время в смазке, разве она станет от этого короче или лучше ?

Уже, понятное дело, ничего не изменит. :-)

Автор:  Sergei [ 14.09.2006 11:56 ]
Заголовок сообщения: 

PK писал(а):
Yourasich писал(а):Вот к примеру: моя цепь отходила где то 1200 км, я заменил её на новую, попутно сравнив длину 12 звеньев новой и старой цепи, и отметив, что цепь за время эксплуатации удлиннилась на 4-5 мм (участок 12 звеньев).

Прошу прощения, но это не цепь. Моя KMC-8x прошла уже 4,5 тыс. Удлинение на 24 звеньях - 1 мм.

Дык это сильно зависит от того, где ездить - по сухому шоссе или по мокрому грунту.

Автор:  PK [ 14.09.2006 12:04 ]
Заголовок сообщения: 

Sergei писал(а):
Дык это сильно зависит от того, где ездить - по сухому шоссе или по мокрому грунту.

Согласен. Сорри. Но не уж то всё на столько хуже? Мне так сдаётся, что для такого удлинения за такое расстояние нормальную цепь надо ни разу не смазывать и, более того, регулярно посыпать мелким песочком. :-)

Автор:  Yourasich [ 14.09.2006 12:07 ]
Заголовок сообщения: 

vigourik писал(а):
Замена цепи по кругу - равномернее изнашивает звезды. Чего не понятного?

И всего то ? :) Ну теперь думаю всё понятно. Просто какой смысл ездить на уже не пригодной для езды цепи ? Я думал, что варка как то восстанавливает её (цепи) свойства.

Автор:  vigourik [ 14.09.2006 12:09 ]
Заголовок сообщения: 

Меняют по кругу не "уже непригодную". Меняют не когда она уже убитая, а после 300-600км пробега. Уже непригодную - выбрасывают.

Автор:  vigourik [ 14.09.2006 12:31 ]
Заголовок сообщения: 

Вообще, алгоритм примерно такой:
Для новых звезд покупаются 3 новые цепи. Лучше со съемным звеном и одного класса. Т.е. например, если цепи SRAM, то первая цифра в названии должна быть одинаковая у всех цепей. Съемное звено разъединить достаточно сложно. Особенно у цепей KMC. Хорошо помогают тоненькие плоскогубцы, которыми сжимают валики на съемном звене. В особо тяжелых случаях можно постучать молоточком через мягкие прокладки.
Итак:
1) Ставится новая цепь. катается 600км при гуманном режиме езды или 300км при зверском.
2) Снимается 1 цепь и ставится 2я.
3) Старая цепь засовывается в пластиковую бутылку. Заливается керосином или уайтспиритом, до уровня, что бы цепь покрылась. Бутылка закручивается крышкой и тормыхается в разных направлениях пока из цепи не выйдет вся грязь.
4) В кружку заливается 3 смазки - жидкая(машинное масло), вязкая(солидол) и густая(графитная смазка). В кастрюлю заливается вода. После того как вода закипит, на дно кастрюли кладется какая нибудь тонкая подставка, что бы кружка не стояла на самом дне. Ставится кружка со смазкой и ждется, пока смазка не растает как сметана (нужно помешивать палкой).
5) В кружку кидается очищенная цепь и варится таким образом на водяной бане минут 30. Масло при этом не кипит. Можно варить сразу несколько цепей. Свою и товарищей. :)
6) Вываренная цепь достается, немного протирается и ждет своей очереди. Все.

ЗЫ А то некоторые пытаются варить цепь в масле буквально. Чад при этом стоит маманегорюй... :)

Автор:  vigourik [ 14.09.2006 12:33 ]
Заголовок сообщения: 

И да. После промывки цепи в керосине или уайтспирите, она должна хорошо просохнуть. А не то растворитель будет убивать смазку. :)

Автор:  Sergei [ 14.09.2006 12:34 ]
Заголовок сообщения: 

PK писал(а):
более того, регулярно посыпать мелким песочком

Именно это у меня само собой и получается, даже на мокром асфальте, не то что на грунте.

Автор:  vigourik [ 14.09.2006 12:39 ]
Заголовок сообщения: 

Хы. Мокрый асфальт это почти то же, что речка. Если крыльев нет, то песком покрывается всё! Даже в седле песок.

Автор:  rhombl-4 [ 14.09.2006 12:48 ]
Заголовок сообщения: 

варка в масле появилась в следствии смазывания цепи густыми смазками, как это принято на руси цепь украины обычно намазывают толстым слоем солидола и катаются. но вдруг на руси появился один умник которые понял - "а нафига смазка снаружи, она ж должна быть в узлах трения!". и решил он ее поварить в масле, что бы смазка проникла во все доступные и недоступные места. ну вот и получилась такая традиция. сейчас же с современными "аццки-всасывающимися" смазками, процедура варки потеряла весь смысл.

Автор:  vigourik [ 14.09.2006 13:03 ]
Заголовок сообщения: 

А шо это за аццки-всасывающиеся? FinishLine говорят хорошая. В баллончиках, но я ее нигде не видел.

Автор:  Yourasich [ 14.09.2006 13:26 ]
Заголовок сообщения: 

PK писал(а):
Для цепей шимано класса IG-51 при эксплуатации на шоссе рекомендуют (знающие люди, кстати харьковчане) замену через 3 тыс. Товарищ зашёл уже на второй круг - доволен.

У меня как раз такая цепь стояла IG-51. 1200 км. Но юзалась на разнородных покрытиях, не только шоссе.

PK писал(а):
Прошу прощения, но это не цепь. Моя KMC-8x прошла уже 4,5 тыс. Удлинение на 24 звеньях - 1 мм

Выходит, что КМС лучше, что впрочем тоже не факт. Надо будет попробовать и сравнить.

Sergei писал(а):
Дык это сильно зависит от того, где ездить - по сухому шоссе или по мокрому грунту.

Пожалуй да. Я ездил и по мокрому шоссе, и по мокрому грунту, и там ессно и песок и грязь. В общем, если условия для катания не выбирать и не идеализировать, а просто ездить (представьте что у вас многодневный поход, и отсиживаться в непогоду времени нет), то больше чем на 1500 вряд ли хватит даже боле-мене хорошей цепи.

PK писал(а):
Мне так сдаётся, что для такого удлинения за такое расстояние нормальную цепь надо ни разу не смазывать и, более того, регулярно посыпать мелким песочком.

Каждый вечер после или утро перед выездом чистил и смазывал цепь. Условия были далеко не шосейные. ;)

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/