Мой первый горный велосипед
По прошествии нескольких месяцев с дня покупки моего велосипеда, я проехал больше 1000 км, многе узнал, попробовал и понял. Думаю, что уже могу ощутить разницу в велосипедах и оборудовании, основываясь на собственном опыте, а не на чужих советах и рекомендациях. Ниже привожу пройденные пути поиска и сделанный выбор при покупке первого МТВ, надеюсь, что они кому-нибудь будут полезны.
Если говорить честно, то я вообще не собирался покупать велосипед еще в мае этого года. Потому что он у меня был. Уже не первый. Первый свой взрослый велосипед я купил в 2007 году, срочно, как средство спасения от плавящегося июльского городского асфальта за 100 гривен у соседки. Это был «Турист» образца где-то 1985 года, на котором бывший его хозяин откатал полгода и надолго оставил пылиться в тамбуре подъезда. В прекрасном состоянии. Я привел его в чувство, поменял спортивный руль на дорожный, прикрепил к раме детское сиденье и стал выезжать с сыном за город, практически каждые летние выходные. Оказалось, что город можно покинуть без бензина практически за 10 минут через Алексеевский гидропарк, а в Харьковской зооветеринарной академии есть прекрасный бесплатный зоопарк. Мой сын вырос на этом «Туристе» до того возраста, когда сам уже смог кататься на своем первом детском велосипеде. Наши совместные поездки привили у него любовь к велопутешествиям и личным географическим открытиям, которая надеюсь, продлится долго.
Позже я приобрел хороший дорожный велосипед класса «комфорт» с алюминиевой рамой, 28 дюймовыми колесами и динамо-машиной «Shimano» в передней втулке, планетарной задней втулкой «Sram», газлифтом в подседельном штыре, пружинящей передней вилкой и «бараньим» рулем. На этом красавце вместе с семьей и друзьями я продолжал путешествовать по выходным в зооветеринарную академию, поселок Караван, через Лужок на Дергачи, и за ними на Полевую, а также за Лозовеньковское водохранилище, в Черкасскую Лозовую на дальние и ближние бугры, в поселок Высокий. В этом году я успел открыть для себя поселок Бабаи, Хорошево, окрестности Безлюдовки.
Но к моменту своих последних открытий я уже «болел» другой…, другой динамикой движения. Нет, в старой динамике мне нравилось все. Стабильность, плавность, «плытье» по асфальту, способность велосипеда прощать неровности дорожного покрытия и «ошибки пилота». Я его за глаза называл Харлеем. Даже тогда, когда мне не давались затяжные подъемы, я переворачивал руль вверх тормашками и продолжал их (подъемы) штурмовать, наматывая больше пяти десятков километров за один рейс.
… С ней я почувствовал себя на 20 лет моложе. С новой незнакомкой в виде поступательного движения, к которой я прикоснулся в мае на велосипедной трассе, как мне показалось тогда для даун-хилла.
Мы отдыхали семьями на велосипедах в лесопарке возле лыжной базы. Мой друг Слава показывал интересные места для спуска вниз на велосипеде, крутые и не очень. Мой сын быстро освоил один из них и со Славиком укатил на один из участков трассы. Пока их не было, я наблюдал за тем, как вновь прибывающие ребята на велах лихо спускались вниз, и как их также лихо инерция выбрасывала на противоположную сторону ямы. В это время в моей голове уже выстраивался новый маршрут на Тимченки и я перебирал варианты промежуточных пунктов на пути к конечной цели.
Вернулся взмыленный сын и Слава предложил мне спуститься на моем дорожнике в одну из ложбин, далеко не самую глубокую. Не задумываясь о возможных последствиях, я согласился, и поехал за другом. Он проскочил передо мной, я за ним. Скорость, с которой я приближался к самой нижней точке спуска, показалась мне немного больше расчетной по той перегрузке, которую я ощутил в этой самой нижней точке. Это грозило тем, что я на своих 28 дюймах мог не вписаться в обязательный левый поворот на выходе из подъема. А там было дерево, или как мне показалось - два. В общем, в этой самой нижней точке я начал вытормаживать, начиная с переднего колеса. Перевернутый руль и без того смещал мой центр тяжести вперед, а тут сместил еще больше... Вставая на переднее колесо, последнее, о чем я подумал, были мои очки. Чтобы сохранить хотя бы их, я повернул руль в сторону и завалил велик и себя на бок. Падение показалось мягким. Или я все еще остаюсь мягким?
Пару царапин. И какое-то далекое, давно забытое чувство из детства. Запах пыли где-то близ носа. Последний раз я падал на велосипеде еще в школе. Тогда я долго пролежал на пыльной тропинке.
…Как многолетняя штукатурка осыпалась, оставив только, самое нужное - потребность в движении. Быстроменяющемся, динамичном, иногда центростремительном, заставляющем тебя кувыркаться и стоять на переднем колесе. Мне первый раз за последние двадцать лет захотелось очень, очень быстро перемещаться в пространстве не заботясь ни о чем…
Весь оставшийся вечер моя счастливая улыбка на лице вызывала умиление на лицах наших жен и вопрос в глазах сына. Славик за мной просто присматривал…
С тех пор я постоянно начал думать о ней, о новой динамике своего перемещения в теперь уже снова незнакомом для меня трехмерном пространстве.
Велосипед – не роскошь, и не средство передвижения, но способ создания движения и общения с пространством. Так я начал думать с тех пор.
На мечту нужны были деньги и знания. Ни одного, ни другого у меня не было. Денег – потому, что отпуск, который вот-вот начинался, обещал пройти в ремонтах, знаний потому, что ранее у меня вызывали интерес только дорожные и круизные велосипеды, наподобие Electra. Я прекрасно понимал, что бюджет под велосипед может быть только скромным, от 2700 до 3600 гривен и может пройти согласование во всех семейных комитетах не позднее, чем за неделю до моего дня рождения, практически совпадающим с началом отпуска. Покупка имеет право состояться не позднее, чем через неделю с момента дня рождения.
От бюджета зависел и класс велосипеда, который я мог приобрести. Я не знал, на каком бренде остановиться, поскольку словесные баталии та тему, какой LOGO лучше, сравнимы с бесконечными войнами, которые будут длиться до тех пор, пока существует человечество. По этой причине я не особо исследовал мнения на форумах, а предпочел живое общение с владельцами и продавцами велосипедов, предварительно посетив интернет-страницы соответствующих веломагазинов. Одним словом – пошел в люди. Единственное, что я знал на этот момент, так это то, что велосипед должен быть «горным», надежным и качественным.
Поскольку я отталкивался от суммы 2700 гривен, первым мое внимание привлек велосипед Pride XC-26 2012 года. В описании велосипеда говорилось (veloplaneta.com.ua/26-pride-xc-26-0) что, ему «не страшны «ужасы» украинского бездорожья». Меня это немного удивило, поскольку в моем понимании, для горного велосипеда ужасы бездорожья и должны быть родной стихией. Я отправился в магазин «Велопланета», который находится на улице 23-го августа 55. Немного побродив по магазину и, посмотрев на различные модели, я был встречен очень внимательным к моим вопросам продавцом, который дал мне возможность посидеть в седле Pride XC-26 2012 года и обратил мое внимание на модель Pride XC-26 2013 года, с более интересной резиной, педалями и ручками тормозов. В процессе конструктивного диалога и знакомства продавца с моими потребностями, становилось понятно, что в качестве отправной точки для дальнейшего поиска стоит рассматривать модель Pride XC-200 2013 года, у которой передняя вилка - RST GILA, задний переключатель - SHIMANO ALTUS, покрышки - KENDA, широкий (670 мм) руль, вкупе с отличным от модели Pride XC-26 2012 года выносом и более эргономичное сиденье. В качестве достоинства моделей ряда Pride указывалось на высокое качество изготовления рамы, ее легкий вес и удачную геометрию. Вопросы геометрии рамы при выборе велосипеда я не ставил во главу угла, поскольку с влиянием ее на динамику движения никогда не сталкивался на личном опыте. Мои требования к раме можно было назвать неприхотливыми: легкая, в ней не должно было быть витиевато изогнутых труб и укрепляющих конструкцию дополнительных сварных усиливающих элементов в виде треугольников, перемычек и т.д. С консультантом магазина «Велопланета» мы сошлись во мнении, что в моем случае, чем делать доступную сейчас по карману покупку, лучше найти дополнительные средства и купить велосипед, который я не начну тотчас же апгрейдить. Следует отметить, что при приобретении велосипеда, по словам консультанта, магазином, предоставлялась 30% скидка на покупку нужных комплектующих (меня интересовала резина, сиденье, руль). Из магазина я вышел с пониманием того, что на покупку необходимо 3200-3500 гривен. Несколько дней после этого я потратил на более детальное изучение комплектующих модельного ряда Pride.
При обсуждении животрепещущей для меня темы с друзьями и коллегами по работе, мое внимание было обращено на оптимальное соотношение цена/качество велосипедов DRAG. На одном из них, бюджетной модели 2011 года, мне дал покататься коллега по работе Рома. Мне понравилась его цена (2600 гривен), легкость, крепление тросиков управления сверху верхней трубы рамы, поскольку это удобно для переноски велосипеда на плече при преодолении водоемов вброд и подъемах на крутые склоны пешком. Вилка показалась немного жестковатой, но я ведь и так уже отказался от «комфорта». В этот же день мне позвонил Славик и порекомендовал посетить магазин «Веломания», который находится по улице 23-го августа 32/20, в цокольном этаже магазина «Грандтекстиль». Туда я и отправился после работы. Продавец-консультант любезно предоставил возможность посидеть в седле каждого из велосипедов, что меня интересовали, опробовать качество переключения передач, попутно обращая внимание на достоинства рамы DRAG, высокое качество колес. Механика, которой комплектовались интересующие меня по цене модели, в основном состояла из ряда Shimano (Tourney, Altus, Acera, Aliviо). По ощущениям, в целом для всего ряда DRAG в ценовом диапазоне от 3200 до 4300 гривен, мне понравились широкие педали, руль показался узковатым для энергичных маневров и больше, кажется, подходил для более прямолинейных участков, сиденья показались менее комфортными, чем ожидалось.
Что касается конкретной модели, то меня заинтересовали модели ряда Drag 26 ZX4 Pro, в основном из-за вилки Suntour XCT-P-MLO, которая субъективно выглядела более достойно, чем те, что я наблюдал ранее в велосипедах Pride (RST GILA) и менее дорогих моделях Drag (Suntour M3020- DS TS, Zoom CH-410E), ведь я по-прежнему собирался покорять бездорожье и на одном переднем колесе. Получалось, что в случае покупки этой модели (4300-4500 гривен) мне необходимо было поменять руль на боле широкий и сиденье – на более удобное.
Да, я ни разу не упоминал о тормозной системе. Дело в том, что меня всегда устраивали тормоза V-Brake, в плане ремонтопригодности собственными силами в полевых условиях. Получая опыт катания на одной из моделей GT с гидравликой, мне понравилась нелинейность в характере обжатия колодками тормозного диска. Однако, как уже говорилось, я продолжал отдавать предпочтение простоте в конструкции тормозов.
Итак, понимая, что для покупки велосипеда под мои нужды в структуре цены на него не обойтись без значимой доли, отводимой для достойной вилки, я вышел на уровень 4300-4500 гривен.
К этому времени я уже отдал свой все так же любимый дорожник в хорошие руки, что покрывало мои предполагаемые затраты где-то на одну треть. Еще одну треть, как я предполагал, смог бы получить в дар на день рождения от родственников. Оставшуюся треть я планировал снять с кредитки. Возможный апгрейд руля и сиденья я надеялся выполнить позднее.
Время шло. Я ходил от одного магазина к другому, включив также в свой маршрут посещение веломагазинов «CANYON» по улице Сумская 77/79, «Велосалон» по улице Тринклера 18, магазин «Байк – проСпорт» (улица Новгородская 38/44, магазин «BikeMaster» (улица Новгородская 38/44), «Экстрем стайл» (проспект Ленина 45/2) . Перебирал возможные варианты по своему кошельку. … «Scott», «Cannondail», «Giant», «Author», «Ghost», «Orbea», «Specialized». Получалось, что для моих велопритязаний, как начинающему, нужны были дополнительные средства к бюджету 4300-4500 гривен в размере, где-то 1500-2000 гривен. Покупать велосипед, выглядящий горным, но с асфальтно-парковой динамикой и ресурсом не хотелось.
Поделился со своим другом Серегой, который посоветовал зайти в магазин «Велостудия» по улице Деревянко 4, который остался мною незамечен. Последняя надежда что-то там найти по своему карману покинула меня, когда я увидел какие двухподвесы стояли возле магазина, в ожидании своих хозяев, оживленно беседовавших с продавцом и механиком. Комья грязи на резине и очертания саранчи в силуэтах велосипедов выдавали их способы перемещения в пространстве. Я завидовал… и восхищался. Стараясь не мешать разговору, зашел в магазин. Не смотрел на ценники, смотрел на велосипеды, на витрины. Увидел давно знакомый Sram. Почувствовал себя в своей тарелке. Волнение постепенно спадало. Обратил внимание на колеса с тормозами V-Brake, потом на геометрию рамы без излишеств, широкие педали. Велосипед висел. Подошла приятная женщина-продавец и предложила, увидев мою заинтересованность, познакомиться с велосипедом поближе. Его поставили. Только теперь я заметил неизвестную мне пока породистую вилку, с большим ходом, которая с широченным рулем, раскидывающимся как крылья чайки, формировали стремительный облик этого велосипеда и, ценник … - 4800 гривен.
Сел в седло. Почувствовал, как оно идеально принимает всего меня, бережно распределяя нагрузку на те части моего тела, которые в принципе никогда этого не делали. Я захотел мчать. Выехал на тротуар и сорвался с места настолько быстро, насколько позволяла моя физическая форма. Я не поехал … я полетел!!! Балансируя весом тела, я дал правый разворот, играя на грани возможности сцепления резины с асфальтом и энергично из него вышел. В эту минуту широкий руль превратился для меня в трапецию дельтаплана. Я не ехал! Я летееееееееел! …Чувство полета, сравнимое с полетами на сверхмалых… Передачи не переключаются! Они стреляют! Легкое нажатие – и выстрел! Еще нажатие – выстрел! Каждый выстрел, как звуковой барьер. Воздух становится все плотнее и плотнее. Я чувствовал, как пространство меня обнимало и принимало…. В ту ночь я уснул только под утро.
В день покупки я был в приподнятом настроении. Минул мой день рождения. Средства были собраны. Внутренне я ощущал, что приобретаю нечто большее, чем то, с чем расстался. Про себя отметил, что это, наверное, то ощущение, по которому можно судить о правильно сделанном выборе, предшествующем покупке.
Белый, но на выбор было много других цветовых решений. Красив как планер.
Руль «Kore» раскидывается на 72 см, оптимально учитывая анатомию кисти и обеспечивая легкую и чувствительную управляемость «по курсу».
Вынос «Truvativ Stylo T20» позволяет рулю идеально выполнять свои функции.
Сиденье «SDG Bel-Air» разрешает седоку забыть о себе вообще, хотя первые дни заметно напоминало.
Тормоза «Avid Single Digit» – привычные мне V-Brake.
Педали качественные, алюминиевые с вкручивающимися шипами (входят в комплект продажи, чего больше нигде не видел) способствуют уверенной езде без специальной обуви.
Ручки с замками обеспечивают хорошее сцепление моих ладоней с рулем в условиях сильной тряски, не воняют, как на дешовых велосипедах
С тряской «справляется» вилка Rockshox XC 28, которая помимо переключателя Lockout («блокировка») и Preload («регулировка жесткости») имеет регулировку скорости отскока. Всевозможные настройки и ход вилки – 100 мм позволяют мне или идеально чувствовать трассу под колесами.
Тормозные ручки и тормоза «Avid» - легко справляются с тяжелой работой по остановке моей массы в 90 кг в самых различных условиях
Манетки «Sram» – это не манетки, это гашетки, позволяющие «стрелять».
Кассета и задний переключатель передач «Sram» вместе с кареткой «Truvativ», передним переключателем передач и шатунами «Sram» обеспечивают качественное переключение скоростей и отличные разгонные характеристики велосипеда.
Передняя «Sram MTH-300» и задняя «Sram MTH-300» втулки ровно и бесшумно крутятся, перемещая меня в пространстве.
Спицы, французские обода Mach1 и резина «CrossMark Maxxis 26×2.10» – я им просто доверяю.
И наконец, аллюминиевая рама – RAM (Real Adventure Machinery), с простой геометрией, добротной покраской, качественными сварными швами и верхним, удобным для меня расположением тросиков управления
Это все – мой первый горный велосипед HT ONE (hard tail one) от производителя RAM, приобретенный мною в магазине «Велостудия» с учетом 5% скидки (как члену BIKE CENTERа) за 4560 гривен. На увеличение бюджета по сравнению с начальными я пошел благодаря отличию соотношения цена/качество/комплектация велосипедов RAM в лучшую сторону. Подобный велосипед с фирменным оборудованием Truvativ, Sram, Avid, вилкой Rock Shox в любом другом магазине обошелся бы на 20-30% дороже.
Обходительный продавец озвучила полагающиеся гарантийные обязательства (рама – 6 лет, вилка – полтора года), пока механик «Велостудии» выполнял предпродажные настройки. Потом он дал проехаться, поинтересовался моими замечаниями и пожелал удачи. Я уехал домой.
Cейчас могу сказать, что велосипед меня полностью устраивает и мне ничего не хочется в нем менять или апгрейдить, хотя конструкция рамы и вилки позволяет установить дисковые тормоза. Уже прошло много времени и проехано много км, но все работает, как швейцарские часы. Я получил ту динамику движения, о потребности и существовании которой даже не подозревал еще в конце весны. Это один из немногих случаев, когда я не жалею о потраченных деньгах. И еще понял, что производители на этом велосипеде не пытались сэкономить, абсолютно все оборудование фирменное и надежное. Еще хочется прикупить спортивные очки с возможностью установки в них съемных близоруких стекол и надежный шлем, поскольку, как начинающему внедорожнику, мне хочется испытать себя на спусках и окрестностях автодрома близ Пятихаток, и на мои карты уже нанесен маршрут до участка (4 на 4 км) так называемой Харьковской песчаной пустыни. У меня ведь Real Adventure Machinery!