История будет длинная и, наверное, немного сбивчивая.
Как и многие, с детства, обожал кататься на велосипеде. Детство большей частью прошло на острове Русском, известным согражданам благодаря поеданию несчастной собаки Гришковцом, где было много сопок (невысокие горы) и почти не было асфальта. Как следствие неровных и крутых каменистых дорог на моем теле имеются боевые шрамы, некоторые даже шиты местными хирургами за конфеты мне, чтоб не орал и давал спокойно штопать порванную кожу.
В память врезался велосипед «Таир» (счастливо ржавеет в моем киевском гараже, ожидая реставрации, успев сняться в одном студенческом короткометражном фильме эквадорского режиссера Марио Вера про самоубийцу и его жену, которая приезжала к нему на мост на этом велосипеде, не давая нормально утопится, скандалила и уезжала обратно, комедия-гротеск, как вы уже могли догадаться). «Таир» является дальневосточным, по моим сведениям, аналогом нашего славного складного «Аиста», только с большими колесами как у «Орленка». Вес велосипеда таков, что совсем не ясно, как я умудрялся спустить\вытащить его по крутым ступенькам подвала нашего дома.
С такими же колесами был и мой следующий велосипед «Уралец», имевший кличку «Уродец». В отличие от «Таира» который мне подарили на день рождения, я совсем не помню как ко мне попал. У него была нормальная «закрытая» рама, похожая на уменьшенный «Турист». Такой был у соседа сверху, и он являлся предметом мечтаний всех пацанов нашего двора. У него было МНОГО скоростей и странные для простого обывателя тех лет ручные тормоза (недавно был в Сумах, на Велодне, и там был один парень лет 25-28, который пытался доказать группе друзей-велосипедистов что ручные тормоза – зло жуткое и лучше и надежнее втулочных до сих человечество не изобрело).
«Уродец» запомнился прыжками с трамплинчиков (откуда брались у нас мысли про прыжки – не ясно: редбулл рампейдж по ютубу тогда не показывали и слова «мтб», «даунхилл» и другие никто не знал) было ясно только одно – после каждого прыжка надо править восьмерки на колесе. Велосипед был отличный, только тормоза были не очень – приходилось делать два полных оборота педалей назад – и только тогда начиналось торможение. Один раз я это не успел вовремя сделать – и чуть не получил шанс стать хорошим певцом с высоким тембром голоса. К счастью, теперь голос у меня вполне нормальный.
Также не могу не написать про супер-игру детства, напрямую связанную с велосипедами.
«Нарушители и полицейские». Все велолюбители двора в возрасти от 7 до 18!!! лет делились на команды приблизительно равные по силам – и начиналась бешенная и веселая гонка по окрестностям. «Нарушители» уезжали и прятались, где считали нужным, а «полицейские» спустя 40 секунд, ехали их догонять. Прикосновение «полицейского» к телу «нарушителя» считалось поимкой и если через 10 минут на свободе оставался хоть один негодяй, бравые парни получали выговор от своего начальства. Игра была простой, но фантастически веселой и эмоциональной. Главный шик – за счет мастерского управления велосипедом выскользнуть из самых колес преследователя и принести победу команде. К сожалению, больше в эту игру я так и не играл (может организуем в Киеве на какой-нибудь промзоне новый вариант игрушки?).
Довелось еще как-то провести тест-драйв «Орленка» соседа - хитроватого мальчика-белоруса, обычно никому не дающего свой велосипед. В тот день он почему-то дал мне проехаться с одной крутой горки, покрытой мелким щебнем. Уже когда я летел кубарем, срывая кусок кожи с лица на правой скуле под виском, я понял что тормоза не работали вообще, и моему соседу Вовке просто хотелось посмотреть, как я навернусь.
А дальше моя веложизнь на много лет стала очень уныла – с «Уродца» я вырос – папа оставил его кому-то на острове когда мы уезжали оттуда – «Таир» тоже был очень мал, а «Спутник» моего деда пылился у него на балконе, и все мои доводы, что я его не поломаю на деда не действовали, как, впрочем, и до сих пор. Сейчас купить «Спутник» не есть проблема. На днях купил «Украину» за умеренные деньги у странного мужика, который, с его слов, «ездил на ней в Бровары и обратно» - и это было главным аргументом, олицетворяющим надежность данного велосипеда. Я проехал на ней с Дарницы на Троещину и поняв, что пока морально не готов к любым синглспидам, даже более кошерным чем советская «Украина», отдал последнюю товарищу, который собрал мне два колеса из части своего, части моего барахла, для моего первого АМ-подвеса, который я пока никак не соберу.
Короче говоря, лет с пятнадцати я жутко хотел мультискоростной велосипед – тогда как раз массово стало модным первое поколение «команчей». Время шло, велосипедов становилось все больше и больше, а денег у меня все не было. Вернее они были, но тратились куда-то в сторону на всякие жизненные необходимости (включая пешеходный туризм, альпинизм, скалолазанье). Когда мои друзья – пешеходные туристы превратились в велотуристов, я принял волевое решение скопить денег – да взять нормальный велосипед.
Как-то раз ко мне приехал друг на Giant Sierra, лучше байка я, наверное, тогда живьем не видел, и вы долго говорили, стоя недалеко от перекрестка. Вдруг вдалеке появился парень на велосипеде, и увидев нас с другом, помахал рукой. Друг помахал в ответ, и тот парень поехал дальше. Я спросил друга - «Это был твой знакомый?» Он ответил - «Нет. Все велосипедисты приветствуют друг друга в знак одобрения и поддержки». И мне тоже захотелось стать одним из тех, кому могут улыбнуться просто потому, что он тоже умеет крутить педали.
В 2008 году мне посчастливилось хорошо поработать в замечательном городе Вишневее, практически рядом с Киевом, и отложить 400 баксов на первый в жизни мультиспид. Для выбора я прошерстил весь интернет, и не остановившись ни на чем, взял в оборот опытного друга – велолюбителя, который как раз вернулся из похода по Памиру на «Kellys Magnus» 2006 года. С ростом под два метра он умудряется ездить на 21.5 раме с 450 подсиделом (до сих пор, кстати, ездит – поставил на него деор хт-колеса с керамическим покрытием ободов и хт вибряки, но не паралельки).
Целый день мы бродили по всем магазинам города и мне или не нравилось то, что подходило по размеру или не подходило по разметру то, что подходило по цене. Друг сначала агитировал меня на мтб, но к концу дня я его настолько достал, что он восхвалил всех известных ему богов, когда я на Землячке выбрал келлисовский гибрид Сафикс.
Вот такой:
http://www.kellys.com.ua/bike.php?b=kel ... HIX&c=greyГибриды меня всегда радовали своей универсальностью, а про найнеры я еще не знал.
Со скидкой получилось как раз 400 баксов + еще 200 через месяц, когда после сальто в воздухе на улице Сагайдачного я разбил заднюю фару нового лансера нижней внутренней частью своего седла. Из плюсов – я теперь никогда не пережимаю передний тормоз слишком сильно, как и другой мой друг, сломавший при похожих обстоятельствах на Подольском спуске кисть правой руки. А еще чуваки, которым я разбил фару, оказались рекламщиками, и позвали приятеля-оператора снимать рекламу пепси – так что в любом падении есть какая-то польза.
Прокатавшись два сезона на гибриде, я понял что он не настолько универсален как бы мне хотелось, и заразился вирусом найнеризма – подцепил где-то тут, на форуме.
Замеры рамы показали, что на зад влазит резина не больше 1.75, а идею переваривать раму быстро откинул здравый смысл. В результате в велопоход по западному Крыму в 2010 году я поехал на 89 колесах, сзади поставил смарт сем на 1.6 – больше в Киеве тогда не продавали, а на перед запихнул 29 кроссмарк на 2.1 – и был этому безумно счастлив, так как устойчивость, проходимость и комфорт заметно возросли.
Выглядело это так:
Скрип в протяжении всего похода от стокового, регулируемого по высоте, выноса «зум» был нестерпимый – пришлось его поменять после приезда на нормальный четырехболтовый байкпозитив. И всякий случай поменял колеса на сто девятнадцатые мавики с втулками новатек на промах.
В походе проникся мыслью что ездить надо только на контактах и с каденсом не меньше 60 (до этого 2 года давил, что дурной, педали и гробил колени), и по возвращению из него прикупил кренки – для моего небольшого веса это идеальные педали, месяц падал, иногда больно, сейчас вщелкивание\выщелкивание на уровне рефлекса (жена когда училась не упала ни разу, упала через месяц, когда я резко попросил ее остановится, чтобы посмотреть на настоящего пущеводищенского дятла, причем ногу она выщелкнула, но вес тела переместить на нужную сторону не успела, и теперь «дятел» у нас означает несколько не то, что у других людей)
Когда ехали по Тарханкуту доставала вилка РСТ Неон 60 мм с жуткой раскачкой на терках при любом прелоаде. «Порадовал» багажник «Axiom» для крепления на перья рамы, купленый б/у у Гилки в идеальном состоянии – его нижние несущие алю-трубки согнулись под диким углом, на вид совсем нездоровым. На сайте указана мах грузоподъемность в 50 кг, а его не грузили больше 25. Но надо сказать, что я его специально тестил после похода арбузами и мукой из Ашана на 48 кг – рама келлиса гуляла как резиновая, под этим весом, а ему – все ок. С тех пор он прошел еще два похода у моих друзей, и вроде пока еще живой.
По приезду в Киев решил прокатиться в компании с маньяком, мега-лосем и просто замечательным парнем Моветоном сотоварищи в Козелец и обратно – 200 км за день по грунтам и 30 процентами песка…
Ездил как инвалид в конце группы при темпе 22-28 км/час, умер после 80 км покатушки, в зомби-стиле проехал еще 40 км, и сел на тягу с еще одним сошедшим с маршрута по причине излишей натертости некоторой части тела. Песка для заднего смарт сема на 1.6 в тот день было адски много…
Решение собрать найнер выкристализовалось окончательно. Пришлось мутить банковские карты, пейпал и осваивать Ибей – в Украине раму и вилку за небольшие деньги так и не нашел.
В 2011 все удалось – и вот только сейчас представляю вам мой идеальный байк:
[center]Gary Fisher Rig 2007[/center]
рама Gary Fisher Rig 2007 19.5” (синглспид)
вилка Marzocchi Marathon SL 29er 2003 (85мм хода)
манетки shimano Deor LX
передний переключатель shimano alivio FD-M413
задний переключатель shimano Deor XT (инверсная)
система FSA Alfa Drive 44/32/22
каретка Truvativ Isis (люфтит, сука, ищу замену)
кассета Sram PG-950
цепь shimano HG-53
тормозные ручки Avid Speed Dial 5
тормоз передний V-Brake shimano Alivio колодки Alligator картриджные желтые, просто сказка!
тормоз задний V-Brake BikePositive колодки Alligator картриджные желтые, просто сказка!
руль Rocky Mountain райзер 60 мм
рулевая Cane Creek S-1
вынос Moongose 80мм
глагол Truvativ XR 350 27.2 (заменен MJ Cycle 400 27.2)
седло Spesialized (хз какой диванчик)
втулки Novatec (32 дыры, на промах)
обода Mavick A-119
резина передняя Maxxis Crossmark 29x2.10
резина задняя WTB Prowler MX 29x2.10
педали Crank Brothers Candy C (сейчас временно VP-M31)
рожки Author (один был жестко поломан, после в аргоне заварен)
обмотка Orbea (очень удобно когда руль с рожками обмотан)
флягодержатель BBB (ХХЛ походный вариант под 1.5 литра бутыль)
багажник Giant (надежная алю-классика с самодельным переходником)
Большое спасибо настоящим энтузиастам велодвижения и обладателям практически неисчерпаимых знаний в области найнероводства,
за моральную поддержку и консультации при создании моего велосипеда.
Вилка – чистое золото, а не вилка. 5-ти позиционный картридж ЕСС5 с локаутом в фазе сжатия – для затяжных подъемов, две воздушные камеры – ездить на ней очень приятно. Особенно на крутых грунтовых спусках с россыпью каменюк в Крыму и Карпатах
С рамой же пришлось повозится – талантливые инженеры и просто замечательные ребята братья Гарбаруки, Юрий и Валерий, посадили на карбон бонки под пивоты для вибрейков (я их палкий сторонник), а также обмотали карбоном нижние перья рамы, чтобы «катила» здорово. Катит здорово!
Также пришлось специально делать петух, рама синглспидная все-таки – с этим замечательно справился мой тесть, за что ему большое спасибо.
С прокладкой тросов поступил сурово – все повесил на стяжки!
Хотя, конечно, надо бы решение поизящней.
Доставляла передняя перекидка деор – упиралась в покрышку.
Аливио другого типа встала впритык, оставив 3 мм до резины.
В первой редакции был хитро гнутый руль на 25.4 и вынос на 120 с моего первого гибрида, но это не было так удобно как сейчас.
Байк прошел испытание двумя крымскими походами, жесткими карпатскими покатушками в районе Говерлы и Петроса, радует на памптреке в ПДН, на трамплинчиках в Дубках и даже побывал в гостях в Сумах. Ездит практически по любому песку, даже особо рыхлому и глубокому.
Если кто-то будет говорить что найнеры – это фигня и чистый маркетинг, скажу что ни на одном хардтейле с обычными колесами я никогда не чувствовал себя так комфортно, как на моем, и на чужих найнерах – когда после найнера едешь на двадцать шестых появляется жуткое ощущение «холостого» хода, ты крутишь педали, а велосипед вроде как стоит на месте (подстреленный лось прибегает к озеру и жадно пьет воду, она начинает вытекать из ран на пузе, он пьет больше – воды вытекает еще больше, лось грустно произносит: «вот я все пью и пью, а мне все хуже и хуже»). Я бы так не писал, если бы не брал обычные хардтейлы с разными рамами, комплектациями и ростовками, и не катал на них по пересеченке.
В любом случае хочеться пробовать и другие велосипеды, этим летом соберу свой первый подвес (на 26 колесах) с 160 мм хода, хочу попробовать карбоновые рамы, а еще поездить с жесткой вилкой.
Уверен пока только в том, что мой найнер задержится у меня надолго и будет дальше радовать как на бездорожье, так и на разбитом киевском асфальте.
Спасибо, что дочитали до конца!
Детальные фото будут попозже.