Гадкий утёнок на велосипедный лад или как сделать из трэшбайка велосипед.Дисклеймер. 1. Если вы и вправду хотите узнать, как сдеклать из макета велосипед, то возможно вопрос так и останется для вас открытым. Ведь ниже вы узнаете, что от исходника осталась только рама, вынос, подседел и обода. И тут возникает вопрос: а как воспринимать велосипед? Раму и, во вторую очередь, всё что на неё навешано или же изначально воспринимать его как систему различных компонентов, определяющие его поведение?.. Если вы из первых, то можете считать что всё получилось и из трэшабайка можно сделать городского жителя. Если из вторых, то рассматривайте это как считаете нужным.
2. Я намерено избегаю торговых марок. Я ничего не имею против известной сети супермаркетов, хоть они и не обращают должного внимания на качество продаваемых велотоваров. Во вторых, я не хочу называть изначального производителя своего экземпляра, так как читая отзывы о современных велосипедах данной марки отметил для себя, что количество удовлетворённых покупателей с каждым годом растёт, а значит качество тоже кое-как улучшается. Это радует и отбивает у меня любое желание как-либо портить репутацию производителя. Если вы узнали мой велосипед по характерной расцветке рамы, то, пожалуйста, оставьте свои догадки при себе.
Часть первая. Появление.Когда-то, когда я был в старших классах, я катался на Спорте. Катался не много. Но часто и мне это нравилось. Потом был институт, недостаток времени, выпуск, работа и желание кататься за всё это время снизилось до очень низкого уровня. А потом я женился и проводить время самому стало совсем не интересно, тем боле что молодая жена кататься на двухколёсном транспорте не умела. Второй велосипед приобретать было не актуально, потому что, если признаться, денег особо не было. А спорт медленно ржавел на балконе пока…
На один из дней рождения жены пожаловал наш приятель и подарил ЕГО. От чистого сердца. Буду честен: всё жизнь я проездил на шоссейнике и внедорожниками особо не интересовался, поэтому воспринял его как настоящий МТБ. Меня даже не смутило то, что в нагрузку был подарен комплект шестигранников под фразу «тормоза сам настроишь». Этот велосипед в то время был очень и очень кстати. Я научил жену кататься и мы вместе колесили по окрестным паркам и Оболонской набережной. Но заядлым велосипедистом я сам в то время не был, поэтому всё сводилось к редким прогулкам. А через пару лет, когда родился младшенький, я приделал к нему велокресло, поэтому свои задачи этот вел выполнил по полной программе.
Через некоторое время с момента появления я в полной мере осознал, что за зверь мне достался, поэтому переходим ко второй части.
Часть вторая. Вечный ремонт.Тормоза я, к слову, так и не настроил. Всю информацию о том, что и как делать, я брал из сети. Если с переключателями было всё более-менее ясно, то тормоза мне были не знакомы. На колодках отсутствовали нужные шайбочки, в одном из рычагов не было регулировочного винта, а задние настроить было вообще не возможно, так как колесо иначе как с перекосом поставить было нельзя и одна из колодок постоянно тёрла. Как раз тогда я и услышал термин «трэшбайк» и понял, что у нас именно он.
Потом провернулся чудо-руль а-ля туринговая бабочка, при чём насечки для выноса срезались все до единой. Наждачка в роли прокладки вылечила этот дефект.
Со временем доброй традицией стало подрегулировать переключатель перед выездом. Но, хочу отметить, что Шимановский Tourney по кругу работал на веле лучше, чем всё остальное.
Из первых серьёзных замен были шины: суперагрессивные пластилиновые китайские никак не желали катиться. Когда я по рекомендации поставил слики Schwalbe Marthon некоторое время улыбался с того, что одни шины стоят столько же, сколько всё остальное. Но по дорогам велосипед поехал намного лучше.
Больше особо ничего с ним не делал до тех пор, пока не произошли две вещи.
Поехали мы с семейством как-то летом отдыхать в Карпаты. Среди прочих развлечений у нас был прокат велосипедов. Мы нашли в Яремче контору, у которой было детское кресло и вперёд в гору! Что такое прокатный велосипед объяснять не стоит, но это был не трэш. Я впервые в жизни катался на настоящем, хоть и убитом, кросс-кантрийнике, который был лучше, чем наш макет. И всем нам кататься очень понравилось. По приезду я определился с тем, что за велосипед я бы хотел и даже не был удивлён ценником около 1000 американских. Но копить денег нам было не интересно, поэтому я решил его сделать сам, хоть и собирать по запчастям получалось дороже. Зато в середине следующей весны у нас появился новый член семьи – настоящий кросс-кантрийник, сделанный своими руками. Он так пришёлся нам по душе, что я снова стал велосипедистом, а супруга стала искать лишние поводы, чтобы покататься.
А судьба трэша была не особо радужная. Мне тогда очень сильно нравилась идея планетарной втулки и я собирался переделать Спорт под сити-байк, а трэш тихонько списать. Но произошло второе событие и пришлось списать именно Спорт. Он был старым воином, но умер не в бою, а от старости. Ему не сильно нравилось ездить по грунтовкам, да ещё и с малым в кресле. И у него повело раму: переднее колесо бежало в 5 см правее заднего. И чтобы оставить второй велосипед в семье, я решил как-то поддержать трэш.
Я разбарахолил Спорт на втулки, седло и руль (я как-то поставил туда прямой для более удобной езды по городу). Втулки пришлись не зря: родные уже начинали хрустеть. За задней правда пришлось переставить трэшовую длинную ось, но она была нормальная. Трещотка поменялась на удивление легко и без сверх усилий. Да, чтобы не было недоразумений, на Спорте на момент списания стояли шоссейные Аксесовские втулки, перекидки Lepper, тормозные альминиевые ручки под прямой руль… А любимое кожаное седло под пятой точкой было просто бальзамом, по сравнению с кожзамовым трэшовым мусором.
Езда на кросс-кантрийнике наложила свой отпечаток на мой стиль езды. Я стал более нагло прыгать по бардюрам, жёстче работать с передачами и трэш этого не выдержал. Восьмёрка на передних звёздах из-за гнутой оси каретки стала пределом моего терпения. Ремонтировать что-либо дальше стало неинтересно. В планах было обзавестись нормальным недорогим вторым велом, а этот всё-таки убить. Но произошла ещё одна вещь, повлиявшая на его судьбу.
Как-то раз в дружеской компании мой кумэ ненавязчиво спросил: а есть ли у кого вел безработный, кататься уж больно хочется? Мой лот выиграл, так как наш чудовел я мог ему подарить, но после того, как приведу его в жизнеспособное состояние. Последнее было тяжёлой вещью, так как ремонтировать мне его совсем не хотелось. Но желание избавиться меня пересилило и…
Часть третяя. Перевоплощение.Моё семейство было в отпуске, поэтому ничто не мешало мне выкатить вел на середину комнаты и просто рассматривать его весь вечер. И ещё один. И ещё один. Пока я не осознал, что менять надо почти всё: вилку на обычную жёсткую, тормоза на работающие, каретку на картриджную… А потом я вспомнил о планетарке. Да так же будет лучше, подумал я тогда: кум стрельнет нормальный велосипед, а я сделаю для семьи второй нормальный работающий.
На переделку было потрачено аж 3 дня. За первый вечер я снял с рамы всё и расспицевал заднее колес. На следующий день были приобретены планетарка Sturmey Archer 5 sp, колесо заспицовано в магазине, жесткая вилка, руль чайка вместо флэт-бара, шатуны Sturmey Archer под сингл, картриджная каретка, красненькая сингловая цепь, красные рубашки и грипсы и конечно-же нормальные тормоза (купил б/у на форуме). Красненькое брал из эстетических соображений, вдруг если всё получится, то перекрашу раму в красный. Ещё один день и оно таки поехало! Впервые за своё существования этот байк лишился приставки трэш. Он тормозил, переключался, разгонялся и поворачивал . Но к другу в гараж для сварочных работ заехать пришлось. Для нормальной проводки троса переключения мы срезали опору на мостике на задних перьях (она там особо ни на что не влияла, просто сделана под кантилеверы) и приварена под раму перед кареткой. Опоры для троса переднего переключателя были срезаны.
Велосипед получил имя Фифа. Вроде как сама из нижних слоёв велообщества, но принарядилась и ходит всё такая пригламуренная.
Поведение велосипеда изменилось полностью. Всего лишь 5 передач располагают к размеренной езде ,но не скажу, что велосипед медленный. Я езжу на работу на кроскантрийнике за 45-48 минут, Фифа проезжает это расстояние за 48-52.
Одно только не рассчитал, взял слишком большую переднюю шестерню. Поэтому реально используются только передачи не выше третей, 4я под настроение а 5я – под горку. Поэтому хочу поменять 48 на 44. Да и вилка передняя за 60 гривен не особо удачная – у неё дропы гнутся, и колесо не ровно стоит. Видимо у меня карма кривых геометрий. Придётся поменять ещё раз. Но всё это мелочи по сравнению с тем ощущением, когда ты сам сделал из чего-то ненужного что-то реально хорошее и симпатичное.
Фифе всего пока полторы недели от роду. Пока что проехала около 150 км, привыкаем друг к другу. Планетарка приятно стрекочет, тормоза тормозят. Прыгать с бровок особо не желает, но я и не настаиваю. Видимо сказывается перевес заднего колеса. Мне определённо кажется, что когда она обретёт яркий красный цвет, у меня и желания не будет издеваться над ней. Только ездить. Просто комфортно и не особо торопясь. Ведь для этого я её и сделал.
Нет ничего невозможного. Были бы идеи и желание. Ну да, и финансы на осуществление.
Фотки потом... Хочется, конечно, сделать красивые, после перекраски, но это будет издевательством заставлять так долго ждать, поэтому как только, так сразу.