| велосипед хвз турист |

Начать новую тему Ответить на тему
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 23.10.2013 03:01 

Сообщения: 27
Город: Одесса
Пол: Муж
Зарегистрирован:26.12.2009
По действующей в Украине с 2006 года методике http://www.fstk.kiev.ua/sk/%E0-%CC%20etod-velo.doc категория сложности велопохода определяется по четырем параметрам:
- продолжительность похода
- общая протяженность похода
- протяженность грунтовых дорог
- общий набор высоты
С 2008 года в новой редакции Правил соревнований по спортивному туризму отменено требование минимальной продолжительности похода, вместо него теперь используется понятие "рекомендуемой продолжительности", т.е. первый параметр из вышеперечисленных потерял смысл. Таким образом, осталось лишь три параметра, по которым однозначно определяется категория сложности велопоходов.
Такая методика достаточно проста и удобна для походов 1-3 к.с., но для высококатегорийных походов она часто вызывает нарекания со стороны туристов. Из-за чрезмерного упрощения методика не может учесть истинную сложность преодолеваемых препятствий. Существенно отличающиеся по сложности велопоходы соответствовали одинаково высокой категории сложности, что вызывало недовольство и даже возмущения некоторых велотуристов.
Разговоры о необходимости изменения действующей методики категорирования ведутся давно, но, к сожалению, реальных подвижек в этом направлении не было. Недавно избранный состав велокомиссии ФСТУ поручил мне собрать необходимый материал и подготовить для утверждения новый вариант методики категорирования.

Процедура создания новой методики мне представляется следующей. Основную информацию по создаваемой методике я размещаю на 4 наиболее массовых велофорумах - http://www.velokiev.com/forum , http://tourist.kharkov.ua , http://dneproveloklub.dp.ua/forum , http://bike.od.ua/forum . На одном из этих форумов любой желающий может высказать свои замечания, пожелания и предложения. Все лучшее, что получится, будет вынесено на голосование велокомиссии ФСТУ. По итогам голосования проект методики будет представлен на утверждение в Президиум ФСТУ, после чего он вступит в силу.

За время существования действующей в Украине методики категорирования велопоходов звучала не только критика в ее адрес, но и предлагались новые варианты этой методики. Несколько вариантов были разработаны и мной. Но я хотел бы начать обсуждение не с какой- то конкретной методики, а с определения концепции такой методики. Основные принципы ее создания я бы сформулировал следующим образом.

1. Сегодня многие уже привыкли к существующей методике. Переключиться на что-то принципиально новое всем будет сложно. Поэтому полагаю, что не стоит шарахаться в какую-то другую крайность, лучше определить направление, в котором следует двигаться и производить необходимые изменения в действующей методике.

2. Категорирование велопоходов первой, второй и может быть даже третьей категории сложности следует оставить почти без изменений, а вот для категорирования походов 4-6 к.с. необходимы серьезные изменения.

3. В действующей методике категорирования используются неконкретные понятия "равнинная местность" и "горная местность". Как определить тип местности на практике? По абсолютной высоте? По степени пересеченности (среднему набору высоты на определенное расстояние)? По географическому названию района? Нужно конкретизировать, а еще лучше – избавиться от этих терминов.

4. С российским велотуризмом у нас общая история, география походов, нередко смешанные туристские группы, а с недавнего времени создана Международная Федерация Спортивного Туризма, которая снова нас в каком-то смысле объединила. Но база туристских нормативных документов уже существенно отличается, в том числе, и методика категорирования велопоходов. Новые документы следует разрабатывать с учетом возможности сближения с соответствующими российским документами.

5. В действующей у нас методике категорирования велопоходов определение категории сложности производится только по общим его параметрам (протяженность общая, протяженность грунтовок, набор высоты), а в методиках категорирования других видов туризма, а также в российской методике категорирования велопоходов дополнительно важной составляющей является наличие определенного количества локальных препятствий, определяющих сложность маршрута. Требованиями по локальным препятствиям следует дополнить категорирование наших велопоходов 4-6 к.с.

6. Для реализации пункта 5 следует создать методику оценки сложности локальных велосипедных препятствий, а также перечень классифицированных препятствий, как минимум, по Карпатам и Крыму.

7. Требования по протяженности грунтовых дорог и набору высоты несколько занижены как в сравнении с российскими, таки в сравнении со старыми, давно пройденными велопоходами. Велотуристы в своих походах зачастую превышают нормативные требования в 1,5 – 2 раза. Следует повысить требования по протяженности грунтовок и набору высоты для велопоходов 4-6 к.с.

8. Создать методику, которая однозначно определяет сложность похода невозможно. Субъективный фактор в оценке сложности всегда будет присутствовать. Поэтому методика должна предназначаться лишь для предварительной оценки сложности похода. Окончательное решение о категории сложности должно делаться на основании экспертной оценки членами выпускающей МКК.

Если руководствоваться сформулированными принципами, далее можно создать желаемый вариант методики. Но перед этим шагом хотелось бы знать, не упустил ли я что-то важное? Либо может быть что-то нужно изменить в написанном мной. Прошу заинтересованных лиц высказать свое мнение.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
СообщениеСообщение было удалено | 23.10.2013 11:00.
СообщениеДобавлено: 23.10.2013 10:28 

Сообщения: 829
Город: Харьков
Пол: Не указан
Зарегистрирован:17.12.2005
NATA-TUR писал(а):
Почитала я всё ЭТО и стало грустно. :sad:
Для чего люди ходят в походы? Чтобы значок получить или потусоваться перед кем-то циферкой сложности похода? :facepalm:

NATA-TUR , а Вам не грустно от того, что проводят спортивные соревнования, чемпионаты страны, мира, Олимпийские игры? Зачем все это, когда можно просто поигать в футбол во дворе, просто поплавать в бассейне или побегать трусцой в парке. Спортивный туризм - это один из видов спорта, причем очень непростой. И отличается он от прогулки на природе с рюкзаком, палаткой и костром так же, как велогонка отличается от покатушки.

_________________
http://shopvelo.com.ua/
http://vkontakte.ru/albums133444112
Клубный день - четверг с 18.30 в маг. Байк-про-спорт ( пр-т Московский 200 )


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
СообщениеДобавлено: 23.10.2013 10:41 

Сообщения: 27
Город: Одесса
Пол: Муж
Зарегистрирован:26.12.2009
Предлагаю вопрос о том, зачем люди ходят в походы, обсуждать в отдельной теме. Здесь не об этом речь.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
СообщениеДобавлено: 27.10.2013 17:07 

Сообщения: 27
Город: Одесса
Пол: Муж
Зарегистрирован:26.12.2009
Методика категорирования велопоходов

Методика является вспомогательным инструментом и может применяться, в основном, для предварительной оценки категории сложности походов. Результаты ее применения не могут иметь преимущества перед экспертной оценкой категории сложности похода выпускающей маршрутно-квалификационной комиссией.

Наиболее простым передвижением на велосипеде является езда по ровной асфальтовой дороге. В случае худшего дорожного покрытия, или пересеченной местности, для преодоления маршрута той же протяженности велотуристу требуется затратить больше сил, что эквивалентно преодолению маршрута большей протяженности по ровному асфальту. Оценка категории сложности велопохода производится путем определения эквивалентной протяженности LЭ ровного асфальтового маршрута, соответствующего по сложности пройденному маршруту, и сравнения значения LЭ с минимально необходимым значением для каждой категории сложности.
Эквивалентная протяженность маршрута LЭ определяется по формуле

LЭ = LА + LГ×3 + LТ×8 + H×60,

где LА – суммарная протяженность асфальтовых дорог, км;
LГ – суммарная протяженность неасфальтовых автомобильных дорог, км;
LТ – суммарная протяженность троп и бездорожья, км;
H – суммарный набор высоты, км;

По значению LЭ категория сложности похода может быть оценена c помощью таблицы
Изображение

* при отличии продолжительности похода от рекомендуемой как в большую, так и меньшую сторону минимальная протяженность маршрута увеличивается на среднедневной пробег (L/T), умноженный на количество дней отличия.

При наличии протяженных автономных участков решением МКК сложность похода может быть повышена.

В зависимости от условий похода количество полевых ночевок обычно составляет от половины и более. При отсутствии полевых ночевок или их недостаточном количестве сложность похода может быть снижена решением МКК.

В строке 1 таблицы 1 указана рекомендуемая продолжительность походов. Минимальная и максимальная продолжительность походов не регламентируются. При отличии продолжительности похода от рекомендуемой как в большую, так и меньшую сторону минимальная протяженность маршрута увеличивается на среднедневной пробег (L/T), умноженный на количество дней отличия.

В походах 4-6 к.с. кроме требований протяженности маршрута должны выполняться требования по количеству и уровню сложности препятствий на маршруте.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
СообщениеДобавлено: 30.10.2013 10:24 

Сообщения: 27
Город: Одесса
Пол: Муж
Зарегистрирован:26.12.2009
Изменил текст проекта методики в соответствии с результатами обсуждений


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
СообщениеДобавлено: 23.11.2013 02:30 

Сообщения: 98
Город: Харьков
Пол: Муж
Зарегистрирован:18.04.2010
Василий, а чем вам российская методика не нравится?
И что они, россияне, сами хотят в ней поменять? На Днепровелоклубе писали об этом, я бы задал вопрос там, но регистрация не работает.
Может быть стоит ее за основу взять? Они там многие факторы учитывают четко и ясно. Хотя сам процесс расчета не очень простой, но во-первых есть калькуляторы, а во-вторых это же еще и спорт - для честного и адекватного сравнения походов можно простотой и пренебречь немного...

Почему убрали "обязательную" продолжительность похода? Ведь слово "рекомендуемая" - это желательно, но не обязательно, "неконкретное понятие" как вы сами выразились. Сразу представляются шоссерские заезды, бреветы и прочее подобное, к туризму отношения не имеющее, но при этом их можно будет оформлять как тур.походы и выдавать справки.

О единичках: На одесском велосайте вы сказали о правилах, которые рекомендуют 6 дней и хоть ты убей (В действующих правила 4-6 с одной дневкой). Можно ведь сделать минимум 4 дня, ну или в самом крайнем случае - 3 дня с двумя полевыми ночевками. В чем смысл этого не делать?

Количество участников похода изменились? Минимум, максимум. Я бы увеличил минимальное количество - до трех, т.к. 2 человека- это не очень-то и группа. Рекомендуемое минимальное - 4.

Как учитывается автономия? Ведь автономия в Крыму и в пустынях - это очень разные вещи.

Набор высоты - что под этим понимается? Общий набор высоты нарисованного в гугле маршрута (в Х.обл по холмам тоже можно неплохо набрать) или что-то другое?

Спасибо.

_________________
Харьковский Клуб ВелоТуристов


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
СообщениеДобавлено: 26.11.2013 02:24 

Сообщения: 27
Город: Одесса
Пол: Муж
Зарегистрирован:26.12.2009
Keace писал(а):
Василий, а чем вам российская методика не нравится?
Почему не нравится? Как научная работа для диссертации или для изучения влияния каких-либо факторов на сложность похода - очень даже ничего. Но категорию сложности я бы по ней не оценивал. Глядя на российскую методику создается впечатление, что не методика существует для более удобной организации походов, а наоборот, в походы люди ходят только для того, чтобы собрать данные для расчетов по весьма непростой методике. А главное – зачем все это? Ведь в самом начале текста методики сказано, что категория сложности определяется на основании экспертного заключения членов МКК и что расчеты по этой методике не могут иметь преимущества перед их мнением. Тогда зачем эти сложные расчеты? Но никто не собирается эту методику запрещать. Кто хочет – пусть пользуется.

Keace писал(а):
И что они, россияне, сами хотят в ней поменять? На Днепровелоклубе писали об этом, я бы задал вопрос там, но регистрация не работает.
Там произведены всякие уточнения, но принципиальный подход остался прежний.

Keace писал(а):
Может быть стоит ее за основу взять? Они там многие факторы учитывают четко и ясно. Хотя сам процесс расчета не очень простой, но во-первых есть калькуляторы, а во-вторых это же еще и спорт - для честного и адекватного сравнения походов можно простотой и пренебречь немного...
Я бы сказал так, что четкость и ясность методики – это обман зрения. Сформулированной в методике ясности на самом деле не бывает. Ну, например, брод с крупнокаменистым дном: если стать на один камень – глубина 0,4 метра, на другой – 0,2 метра, на третий – 0,6 метра. Какую глубину брода закладывать в расчет? То же самое с толщиной песка на песчаной дороге, размером камней на дороге и т.п. Все параметры в расчет закладываются с немалой погрешностью. Эти погрешности накладываются друг на друга и в итоге погрешность всего расчета может быть значительной, намного больше, чем возможная ошибка эксперта – члена МКК.
Я бы сказал так, любой метод определения категории сложности основан на экспертной оценке человеком. В одном случае он сразу производит экспертную оценку категории сложности похода, сравнивая его с подобными походами. В другом случае он делает экспертную оценку множества параметров - глубину брода, уклон дороги, характеристики дорожного покрытия и т.п. Очевидно, что и возможность для сознательных манипуляций, и вероятность случайной ошибки во втором случае больше. Так какая экспертная оценка лучше "для честного и адекватного сравнения походов"?

Keace писал(а):
Почему убрали "обязательную" продолжительность похода? Ведь слово "рекомендуемая" - это желательно, но не обязательно, "неконкретное понятие" как вы сами выразились. Сразу представляются шоссерские заезды, бреветы и прочее подобное, к туризму отношения не имеющее, но при этом их можно будет оформлять как тур.походы и выдавать справки.
В предлагаемой версии методики категорирования недостаток походных дней до рекомендованного значения должен быть скомпенсирован увеличением протяженности похода. Грубо говоря, недополучение опыта продолжительности похода компенсируется дополнительным опытом протяженной езды. Минимальная протяженность рекомендуемой шестидневной единички составляет 250 км. Тогда пятидневная единичка будет иметь протяженность 291,7 км, четырехдневная – 333,3, трехдневная – 375 км, двухдневная - 416,7. Добавлю, что все это согласно правилам должно быть пройдено в светлое время суток, без специальных пунктов питания на маршруте и без сопровождения, с полевыми ночевками т.е. при перевозке соответствующего снаряжения и т.п. Пусть шоссеры пробуют :) .
Но нужно помнить, что это пока не методика, а только предлагаемый проект.

Keace писал(а):
О единичках: На одесском велосайте вы сказали о правилах, которые рекомендуют 6 дней и хоть ты убей (В действующих правила 4-6 с одной дневкой). Можно ведь сделать минимум 4 дня, ну или в самом крайнем случае - 3 дня с двумя полевыми ночевками. В чем смысл этого не делать?
Вы путаете разные документы. Минимальная продолжительность 4-6 дней записана в действующей методике категорирования, которая утверждена в 2006 году, когда в Правилах туристских спортивных походов была записана именно МИНИМАЛЬНАЯ продолжительность похода. В 2008 году утверждена новая редакция Правил, в которой вместо минимальной записана РЕКОМЕНДУЕМАЯ продолжительность похода. Т.е. более поздняя редакция более важного документа фактически отменила требование о минимальных 4-6 днях. Но до сих пор требования методики категорирования не приведены в соответствие с Правилами.

Keace писал(а):
Количество участников похода изменились? Минимум, максимум. Я бы увеличил минимальное количество - до трех, т.к. 2 человека- это не очень-то и группа. Рекомендуемое минимальное - 4.
Количественный состав группы определяет не методика категорирования, а Правила спортивных туристских походов. Это другой документ, мы его сейчас не обсуждаем.

Keace писал(а):
Как учитывается автономия? Ведь автономия в Крыму и в пустынях - это очень разные вещи.
Строго рассчитать влияние факторов автономки на сложность похода, думаю, невозможно. В случае автономных участков решение о повышении категории сложности похода должны давать члены МКК на основе экспертного заключения.

Keace писал(а):
Набор высоты - что под этим понимается? Общий набор высоты нарисованного в гугле маршрута (в Х.обл по холмам тоже можно неплохо набрать) или что-то другое?
Да, это общий набор высоты. В любой местности можно ездить до тех пор, пока не наберешь высоты, скажем, до требований пятерки. Поэтому в новой методике кроме этого предлагается ввести требования по сложности локальных препятствий. Примерно как это делается в горном туризме с перевалами или в водном туризме с порогами. Недостаточно просто проехать требуемое расстояние и набрать нужную высоту – необходимо еще преодолеть препятствия, сложность которых определяет категорию сложности маршрута. Это могут быть те же перевалы, траверс горных хребтов, участки пустынной местности и т.п. Кстати, это то, что заимствовано из российской методики. Думаю, что и требования к препятствиям будут если не такие же, то похожие.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
  © Mishael 2003-2024
Наши друзья: Телеграм-канал про SEO | Рыбалка в Полтаве
Мобильный вид

[ Time : 0.197s | 25 Queries | GZIP : On ]
Reputation System ©'