Небольшая история о том как возмещать убытки после ДТП велосипедиста с автомобилем.
В июле 2011 года я попал в дтп. И вот несколько месяцев назад получил часть компенсации от страховой ответчицы. Осталось получить моральный ущерб.
Большое спасибо магазину "Велостиль" за помощь в дефектовке велосипеда (именно там обнаружили что в результате удара повело раму). А также помощь в оценке ущерба.
ОГРОМНОЕ спасибо сети "ВелоПланета".
И лично Роману Даниленко и
Александру Сариеву. За проведение экспертизы, заключение специалиста и личное выступление в суде в качестве специалиста.
Неоценимый вклад внес мой адвокат -
Донец Артем.
Без него эта эпопея вряд ли бы закончилась успешно.
Его опыт и знания оказали решающее влияние на исход мероприятия.
"Водитель при выезде с прилегающей территории не предоставил преимущество в движении велосипедисту..."
В результате дтп травмировал ногу, вначале даже не хромал - просто длинная ссадина на голени и треснул шлем.
Судебная система, страховые и другие организации на данный момент слабо разбираются в велосипедах и велодтп.
Возникает много проблем с оценкой ущерба, дефектовкой комплектующих и просто их правильной идентификацией.
Попробую тут рассказать про свой опыт и совершенные ошибки
Что делать первым делом:
1) оценить свое состояние, не делать резких движений. Полежать/посидеть некоторое время.
В состоянии шока можно усугубить полученные травмы и/или наделать глупостей.
В моем случае водитель подошел ко мне и интересовался моим здоровьем.
Я от вызова скорой отказался. Но лучше скорую вызывать. Зафиксировать все травмы. Если с вами все ок вы можете отказаться от госпитализации.
2) Фиксируйте все что можете фото/видео съемка, свидетельские показания. Берите контактные данные у свидетелей.
В моем случае и машину и велосипед двигали до приезда дпс но повреждения машины были однозначными и это никак не повлияло на составленные документы, но лучше ничего не двигать и не давать водителю двигать машину.
3) Вызывайте группу поддержки. Друзей/родственников/юриста. Они вас поддержат, помогут с транспортировкой поврежденного велосипеда, и в случае чего вы сможете на них оставить место дтп и уехать в скорой в больничку.
4) Лучше конечно договариваться на месте. Я тоже попытался это сделать (потому и не вызывал сразу гаи и скорую) но названная цена ремонта показалась водителю завышенной (в итоге я ошибся в меньшую сторону)
Но когда не получилось - вызываем гаи.
5) Крайне желательно получить консультацию юриста, что и как делать.
При составлении документов - следите за их составлением, за составлением схемы дтп, по возможности фотографируйте все документы. Если вам самому тяжело - помогут приехавшие друзья/родственники.
Внимательно осмотрите повреждения велосипеда и снаряжения, занесите все в протокол/объяснения каждую царапину стоит заносить.
(я не обнаружил отбитый зуб на большой звезде системы и подозревал повреждение заднего тормоза, которые оказались повреждениями рамы)
Попросите помочь друзьям - пусть они свежим взглядом тоже все осмотрят.
6) После оформления крайне желательно таки поехать в больницу. Даже если вы чувствуете себя хорошо.
Любой юрист вам посоветует пожаловаться на головные боли потемнение в глазах ну и на ссадины и ушибы тоже.
Собирайте все бумаги, ренген снимки. То что не можете получить в оригинале - фотографируйте.
На этом первый этап заканчивается.
Ничего не делайте с поврежденным велосипедом, иначе в дальнейшем возможны проблемы с доказательством повреждений и суммы ущерба. Дальше ГАИ проводит разбирательство, Возбуждает или не возбуждает уголовное дело (зависит от тяжести полученных вами травм) и затем передает дело в суд. В моем случае (уже самого достала эта фраза) следователь затянул передачу документов в суд. Сумел промурыжить их у себя больше 2х месяцев.
И далее суд первой инстанции вынес заочное решение закрыть дело за истечением срока давности, не указал виновного в ДТП, а также сообщил мне о проведенном заседании постфактум, несмотря на то что я неоднократно звонил и пытался узнать дату слушания дела.
Я с адвокатом составил исковое заявление о пересмотре сроков подачи апелляции (т.п. решение мне выдали уже после 10 дней с момента вынесения решения) и требовал определить виновного в ДТП.
Выиграл апелляцию и подал гражданский иск на возмещение ущерба. Еще раз спасибо магазину "Велостиль" за счет на ремонт велосипеда.
И тут начался один из самых долгих и сложных этапов.
Ответчица старательно не получала уведомления и не появлялась на заседаниях. После 10ка заседаний на которые мы являлись, а ответчица нет мы получили заочное решение суда. И вот когда я уже зашел в суд за вступившим в законную силу решением суда, оказалось что ответчица проснулась и подала на пересмотр заочного решения. И дальше уже была вынужденна появляться на заседаниях.
В ходе заседаний выяснилось: а) у ответчицы был полис ОСАГО. б) она не согласна с суммой ремонта велосипеда.
Она заявила ходатайство о привлечении страховой как второго ответчика.
Далее страховая присылала письма, приезжала сфотографировать поврежденный велосипед но ни разу не прислала представителя на заседание суда.
И всячески затягивала процесс.
Из-за того что ответчица не согласна с суммой материального ущерба - необходимо было определить эту сумму при помощи экспертизы. Мы подали ходатайство о проведении экспертизы в институте Бакариуса. Но при проведении экспертизы столкнулись с тем что сотрудники института не знакомы с велотематикой, а также не имеют базы для определения не очевидных повреждений (в моем случае изменение геометрии рамы).
Стоимость комплектующих (у меня велосипед после покупки подвергался нескольким апгрейдам) они могут оценить если им предоставить чеки на комплектующие.
В результате в заключении не был оценен ущерб нанесенный раме и замена моим шатунам Deore стали шатуны Shimano за 250грн. В остальном все было более-менее приемлемо.
Что можно было сделать/анализ ошибок:
а) необходимо было до экспертизы собрать чеки на все комплектующие. Вам могут помочь в этом веломагазины, особенно если у вас есть скидочная карточка. Это поможет восстановить ваши чеки по базе.
б) провести дефектовку велосипеда в веломастерской и получить соответствующее заключение. Тогда экспертиза сможет оценить поврежденные детали.
После получения заключения экспертизы мы подали ходатайство о привлечении специалиста.
Спасибо "Велопланете" за то что ответили на наш официальный запрос, смогли провести исследование и отпускали своего сотрудника на заседания суда (в связи с переносом 1го из заседаний Александру пришлось сходить на 3 заседания).
С помощью инструмента, любезно предоставленного нам сотрудниками магазина "Велостиль" были проведены замеры геометрии рамы, а также наглядно продемонстрированы в ходе судебного заседания.
В итоге суд вынес решение которое не совсем меня устроило, но пересматривать его я не захотел.
Суд взял цену шатунов из заключения Бакариуса. Это к сожалению почти невозможно пересмотреть, несмотря на очевидность ошибки.
В результативной части суд "потерял" 2000грн. Просто небольшая ошибка но пересмотреть ее можно только в апелляции.
Мы ожидали что заключение будет оспаривать страховая (в телефонном разговоре они обещали это сделать). И в этом случае собирались также оспаривать сумму и просить исправления ошибок. Но страховая все-таки решила выплатить мне сумму ущерба.
На этом эпопея почти завершена
Храните чеки и все остальные документы по вашему велосипеду.
Обращайтесь за помощью к специалистам