Как и собирался в комментариях под одной из новостей о Тур де Франс, покомментирую грядущую Вуэльту.
(ссылка ведёт на официальный сайт гонки)
Часто МТБшники и казуальные покатушечники недоумевают: «Что можно смотреть в шоссейном велоспорте? Они же просто едут! Вот Red Bull Rampage – другое дело!». О вкусах, как известно, не спорят, но, всё же, попробуем разобраться. Подозреваю, что многие и из обозначенной публики не в курсе, в чём же суть шоссейного велоспорта, на что смотреть. Конечно, для более полного понимания происходящего неплохо знать, как горят мышцы в апхилах на пределе возможностей, самостоятельно участвовать в изматывающих интервальных тренировках, но можно и без этого. В групповых гонках есть интересная тактическая борьба, шоссейный велоспорт достаточно красив и зрелищен, обладает глубокими и интересными традициями, этическим кодексом.
В дальнейшем буду ориентироваться на начинающих зрителей шоссе, растолковывать неясные моменты. Собственно, этот раздел форума и выбран потому, что планируется популяризация, а в велоспортивные разделы начинающие не ходят. Если вы только начали интересоваться шоссейным велоспортом, то этот тред для вас.
Для начала советую прочитать
эту вводную статью. К сожалению, вторая её часть до сих пор не написана, поэтому задавайте вопросы о тактике и стратегии здесь, постараюсь на них ответить. Если вы не знакомы с терминами шоссейного велоспорта, то есть
хороший словарь.
Вуэльта Испании – одна из трёх самых престижных многодневок-грандтуров (ещё Тур де Франс и Джиро д'Италия), проводится с 1935 года. В этом году состоится семьдесят вторая гонка (были перерывы, связанные с войнами и другими неурядицами).
Теперь же ознакомимся с правилами и маршрутом Вуэльты.
Вуэльта 2017 года будет проходить с 19 августа по 10 сентября. Маршрут начинается на территории Франции, проходит через Андорру и продолжается уже в Испании. Всего 21 этап общей продолжительностью 3298 км. Из них 6 равнинных этапов (в том числе один с финишем в гору), 8 холмистых, 5 горных, а также индивидуальная (42 км) и командная (14 км) разделки.
Вложение:
vuelta-map.png [ 379.63 КБ | Просмотров: 2414 ]
На гонке есть три основных классификации плюс комбинированная и командный зачёт.
Генеральная классификация считается самой престижной. Место гонщика в ней определяется суммарным временем прохождения всех этапов. Лидер генеральной классификации надевает красную майку. Она в течение гонки может переходить, в конце же достаётся окончательному победителю. Первому, второму и третьему финишировавшему на этапе / промежуточном спринте полагается бонификация: 10, 6, 4 / 3, 2, 1 секунд соответственно.
Здесь надо вспомнить правило о нейтрализации. На каждом спринтерском этапе существует зона нейтрализации. Обычно она начинается за 3 км до финиша этапа. Если гонщики пересекают эту черту одной группой, без отрывов впереди, то всем им идёт в зачёт одинаковое время (даже если некоторые отстали из-за технических проблем или завалов). Правило введено для безопасности: оно позволяет не участвовать в борьбе за финиш гонщикам, претендующим на высокое место в генеральной классификации. Финиш разыгрывается специализированными спринтерами с помощью своих, спринтерских грегари. Участие генеральщиков увеличило бы и так высокую опасность завалов. Организаторы могут увеличить зону нейтрализации в случае особых обстоятельств (например, дождя).
За нарушения организаторы могут добавлять штрафные секунды.
Спринтерская классификация или
классификация по очкам. За победу на этапах начисляются спринтерские очки: 25, 20, 16, 14, 12, 10 и далее до единицы первым пятнадцати гонщикам соответственно. Эти же очки получают первые три гонщика на промежуточных спринтах: 4, 2, 1. Гонщик, набравший наибольшее количество очков спринтерской классификации получает зелёную майку.
Аналогично устроена
горная классификация: очки получают гонщики, первыми покорившие категорийные горы.
Особая категория: 20, 15, 10, 6, 4, 2; горный финиш этапа: 15, 10, 6, 4, 2; первая: 10, 6, 4, 2, 1; вторая: 5, 3, 1; третья: 3, 2, 1. Категорийные горы отмечены на высотных профилях этапов. Лидер в горной классификации надевает гороховую (polka dot) майку. Только горошины не красные, как на ТДФ, а синие.
Комбинированная классификация – особенность Вуэльты, на других супермногодневках её нет. Гонщик должен иметь горные и спринтерские очки, чтобы участвовать в комбинированной классификации. Сумма мест гонщика в генеральной, спринтерской и горной классификации и определяет его место в комбинированной. Меньше – значит лучше. Лидер носит белую майку.
Время в
командном зачёте исчисляется по лучшим трём гонщикам каждой команды на этапе.
Также существует специальный
приз для самого агрессивного гонщика – обычно это тот, кто больше атаковал или провёл наибольшее время в отрыве. На следующем этапе он носит красный номер. В конце многодневки наиболее агрессивный выбирается из числа победителей в этой номинации на этапах решением жюри, чётких правил тут нет.
Что и где смотреть?Трансляции будут по Евроспорту. Этот канал транслируют некоторые кабельные сети, можно найти пиратскую трансляцию в интернете или купить абонемент на
официальную онлайн-трансляцию (это не очень дорого, а бонусом прилагается возможность повторов и выбор из нескольких камер). Также можно смотреть этапы в спортивных барах на больших экранах (должен быть Евроспорт, многие бары ограничиваются футбольными каналами). Думаю, на пару-тройку интересных этапов можно собраться всем заинтересованным организованно.
На равнинных этапах можно смотреть только последние 30-15 км, самое интересное – спринтерские развозы и, собственно, финиш – не пропустите. Горные часто интересны целиком. Гонки с раздельным стартом я обычно вовсе не смотрю – достаточное представление о них даёт итоговая таблица, они лишены тактической борьбы.
* * *В следующем большом посте мы рассмотрим календарь гонки и наиболее интересные этапы. А затем, когда команды объявят окончательные составы, поговорим о фаворитах в разных номинациях.
По ходу гонки буду писать перед этапами, что ожидается интересного, комментировать наиболее интересные события, добавлять немножко личных предпочтений и прогнозов и, возможно, кратких исторических сведений.
Пока же прошу задавать вопросы о стратегии, тактике, правилах, традициях. Например, «Кто такие грегари и какая от них польза?» или «Зачем едут в отрыв, если к финишу его всё равно добирают?».
Полезные ссылкиhttp://www.lavuelta.com – официальный сайт
https://velolive.com – русскоязычные обзоры и статьи
http://www.cyclingstage.com и
http://www.cyclingfans.com – англоязычные ресурсы, есть текстовые трансляции в реальном времени
http://www.procyclingstats.com – множество статистики и истории
Роадбуки Вуэльты (к сожалению, только на испанском) и других гонокДесктопный GPS-трекер найти не получилось. Зато могу рекомендовать
официальное андроид-приложение Вуэльты. Оно красивое, не очень удобное и тормознутое. Но там можно найти и трекер, и много чего ещё интересного.