Веломаршруты в Лесопарке (субъективная скептическая позиция)Как сторонник неблагоустроенного лесопарка, постараюсь изложить свои соображения по поводу веломаршрута. Пытаюсь понять в каком виде веломаршрут все же имел бы право на существование. По результатам изучения тем, размышлений и сегодняшней встречи на мемориале с координатором проекта Женей Сафоновым, который прояснил некоторые вопросы.
Тут много букв и рассуждений, в конце есть краткое резюме. Не претендую на то, чтобы говорить от имени всех, но надеюсь что часть участников дискуссии со мной согласится.
За что я люблю лесопаркПрелесть лесопарка в том, что это необлагороженный участок дикой природы в городе, в шаговой доступности от нескольких жилых районов. Многим людям он дорог именно поэтому. У нас есть парки, где можно шумно пить пиво и тихо гулять по аккуратным тенистым аллеям. В лесопарке можно уединиться, пообщаться с нетронутой природой вдали от городского шума, позаниматься спортом. Нам очень повезло, что он есть.
Я в лесопарке бегаю, гуляю, иногда езжу на велосипеде, зимой катаюсь на лыжах, один раз ездил на лошади
Чего я боюсь, когда речь идет о веломаршруте (подробнее обо всем этом будет ниже):
- что веломаршрут станет поводом для дальнейшего уменьшения и «благоустройства» дикой части лесопарка, что равнозначно его потере как уникального объекта;
- что большая доступность внутренней части лесопарка приведет к его замусориванию (как окраины сейчас);
- что по велодорожке начнет ездить разный другой транспорт (испортит лес своими моторами, поломает дорожку).
- что я мог забыть?
При всех радостях других парков, не хотелось бы превратить лесопарк в парк Горького-2. Просто потому что парки у нас уже есть, а лесопарка в таком случае больше не будет.
Обустроенный веломаршрут сам по себе не станет катастрофой и не превратит лесопарк в парк Горького. Но большой движняк по нему и некоторые побочные эффекты (рассмотрим их далее) могут стать неприятными шагами в данном направлении. Этого и боятся те, кто против веломаршрута.
Слава богу, отказались от идеи покрыть дорожки гравием. Возможно, все не так безнадежно.
Мне очень симпатична идея о том, что чем больше людей будут пользоваться лесопарком (ездить на велике), тем большему числу людей он будет дорог и тем сложнее его будет захватить и распродать. То есть, чтобы нельзя было сказать: «Лесопарк запущен и никому не нужен, давайте его застроим». Но подозреваю, что «благоустраивать» его прекрасно можно и под другим лозунгом: «Смотрите как прекрасно получилось с веломаршрутом, сколько велосипедистов им пользуются. Давайте еще построим футбольные и теннистные поля, увидите как всем понравится». Был бы интерес, а правильные слова найдутся. То есть, я не знаю поможет ли большое число катальцев в лесопарке его отстоять (хотя от гольфклуба вроде отбились...). Но считаю, что очень большое число катальцев вполне способно изменить его в худшую сторону.
Про эгоизм «сталкеров»Не думаю, что правильно называть тех, кто против любого благоустройства лесопарка, эгоистами, которые хотят его монополизировать. Просто неблагоустроенность – его главная прелесть. Я, как любитель дикого лесопарка, не против того, чтобы туда ходил кто угодно. Но для меня очевидно, что лесопарк сейчас и лесопарк, в котором все тропинки превращены в велодорожки и по которым ездят сотни людей, – это два разных лесопарка. То есть, проложив народную тропу, мы конечно приблизим народ к природе, но природа будет уже не та. Поэтому хотелось бы с этим острожнее.
Сейчас сложилась такая ситуация, когда лесопарк, по большому счету, пригоден для всех. Кто его не знает – ездит вокруг, при желании заезжает ненадолго вовнутрь. Есть время, хочешь найти где кататься – начинай заезжать глубже. Нет времени, боишься заблудиться – приезжай в следующий раз, когда будет время или подходящая компания. Езди в выходной – там полно народу, спросишь дорогу. Освоился, знаешь где кататься – ездишь где хочешь. Кто-то вообще ест шашлык на окраине и ему хватает. Хотя для каждой группы можно что-то и улучшить, но я бы не сказал, что лесопарк для кого-то совсем недоступен.
Лучше хоть что-то делатьВстречается такой аргумент: давайте хоть что-то сделаем в лесопарке. Хоть как-то начнем. Вам бы только загубить любую инициативу.
Как я говорил, многим лесопарк дорог. Когда врач хочет сделать мне операцию на глазу и говорит: «Давай надрежем, надо же хоть что-то делать», мне это как-то не очень. Это не хирургия, а всего лишь косметическая операция? Не знаю, не знаю. Все же это мой глаз...
«Благоустройство» и политические вопросыЯ совершенно не сторонник теории заговора «Розетки» с властями на тему способствования застройке лесопарка. Верю, что ребята хотели сделать хорошее дело из здоровых PR-побуждений и собираются сделать это добросовестно. Теоретически, их могут использовать, но по большому счету застраивать у нас прекрасно умеют и без них.
Однако, когда только началось обсуждение этого проекта на этом форуме (ветка, которая сейчас закрыта), они могли бы внимательнее присмотреться к ситуации и признать ее не совсем однозначной. Но идея их так захватила, что оценить это было сложно. Я потратил минут 15 и проанализировал состав выступающих в той ветке. Грубо разделил их на тех, кто:
- За (надо делать велодорожки, это прекрасно и нужно)
- Против (дорожек с гравием, дорожек со скамейками, любого благоустройства лесопарка вообще).
- Непонятно (нет четко выраженного мнения или сходу его распознать сложно).
Результаты: За – 9 чел, Против – 26 чел, Непонятно – 35 чел. Я мог сильно ошибиться, кого-то посчитать дважды. Но пусть выборка нерепрезентативна, я ошибся хоть в разы и, предположим, тех кто против столько же, сколько и тех, кто за – как минимум, это уже повод для обсуждения и поиска компромисса. А не для заявлений типа: «Дорожки будут, это решено». Конечно, многих это сильно насторожило.
Понятно, что вовремя на это не обратили внимания, на проект уже потрачено масса денег и сил, и отступить от него на данном этапе организаторы уже не в состоянии. Я считаю это их просчетом (не потому что они злые, а от избытка энтузиазма).
Выбор маршрута и социальное голосованиеЯ живу в двух домах от лесопарка. Розетка находится в Киеве. На сайте «Рули в лес» посетители не ограничены географией (организаторы восторженно говорят о заходах из других стран, в том числе Бразилии и т.д.). Я не знаю кто все эти люди, чем они думают когда нажимают «лайк», приняли ли они во внимание все соображения и есть ли им вообще какое-то дело до лесопарка. Для спонсора есть большой смысл в массовых «лайках», но не факт что это хороший способ принятия важных решений.
Конечно, говорят что большинство не ошибется и выберет правильный маршрут. Но очень подозреваю, что если предложить вариант вообще без велодорожки, но со скамейками, столиками, беседками, освещением и, скажем, пивным киоском – он вполне себе может победить по мнению большинства. Опасный метод.
Считаю, что решать за счет лесопарка транспортные проблемы – неправильная идея. Всем хочется из одного пункта в другой, из третьего в четвертый. В результате мы получим развитую сеть дорог со снующими по рабочим делам велосипедистами и не только. При этом, все равно лесопарк будет только частью их маршрута – остальное по городу. Если проникнуться идеей как следует, это вообще дорога в ад. Можно проложить автодорогу от церкви к Пятихаткам – путь сократится на 10 км, сколько бензина и человеко-часов будет сэкономлено, как оценят харьковчане, какое благо для развития города. Можно проложить дорогу от Универа к Рымарской через сад Шевченко: какое получится развитие городоской инфраструктуры и облегчение транспортых проблем города. Оставьте лес для прогулок, отдыха, общения с природой.
Текущий лидер голосования, который на участке 5х5 км умудрился проложить 59 км веломаршруто, в лично мне может присниться только в кошмарном сне. Такой подход легче всего превратит лесопарк в парк-транспортную развязку. Как я уже говорил, организаторам отступать некуда и с маршрутом прийдется что-то решать, но очень надеюсь, что победит более вменяемый вариант.
Про скамейки, беседки и велопарковкиДля меня – сторонника лесопарка как части дикой природы, эти бонусы – страшилки похуже самих веломаршрутов.
Дело в том, что эти элементы облагораживания и окультуривания существенно меняют атмосферу от дикой природы в сторону парка отдыха. И такие вещи способны влиять на отношение и поведение людей (спросите дизайнеров и архитекторов). Сейчас многие понимают, что они в дикой природе: сорить тут нехорошо, никто не уберет, природа будет загажена. Скамейки и беседки как бы говорят нам о том, что это уже не дикая природа, а место, предназначенное для твоего, дорогой друг, отдыха. То есть, ты уже не в гостях у природы, а пользователь парка, который должен предоставить тебе условия. И если рядом со скамейкой нет урны – это досадная недоработочка ответственных людей, которая не должна мешать тебе с комфортом отдыхать. Если сейчас вовнутрь лесопарка добираются в основом фанаты дикой природы, которые мало сорят, то с появлением дорожек и скамеек народу появится больше, народ будет всякий. Мусора будет больше и скамейки будут этому способствовать.
Думаю, многие знают что бывает в местах культурного отдыха граждан в лесопарке:
(сфоткал на прошлой неделе не то чтобы на окраине лесопарка -- в километре от ул. Деревянко в сторону Пятихаток, недалеко от края дач).
Эта проблема на сегодняшний день действительно не решена строителями веломаршрута, считается что ее нет. Жена Сафонов просто говорит, что мусора не будет и пора начинать верить в людей. Но думаю многие наблюдали все это неоднократно и согласятся: будет. Урны никто делать не собирается и вывозить мусор тоже. Это с одной стороны хорошо: мусоровозов там только не хватало. С другой стороны, что-то решать прийдется. Пока я услышал только, что возможно «Зеленый фронт» если что подсуетится и на субботниках наведет чистоту. Или какие-то еще бродячие добровольцы, которые в принципе в лесопарке встречаются. Хотелось бы все же услышать более продуманное решение.
Велопарковки. Кому и зачем нужны велопарковки в лесу, где при желании можно припарковаться к любому дереву? Как я понял, понятного ответа ни у кого нет. И корни идеи уже потерялись: разные люди показывают друг на друга как на автора.
Я подозревал, что скамейки, беседки и велопарковки продиктованы спонсором как носители для логотипа. Но Женя развеял мои опасения: проект одобрен при условии, что на маршруте не будет никакой рекламы. Это хорошие новости. Ребята, если вам все равно нет от этих предметов никакого рекламного толку, откажитесь от них. В пяти шагах от любой просеки есть упавшое дерево, на котором можно прекрасно сидеть. Не нужно все это в лесу.
Скутеры и квадроциклыЕсть большие опасения, что по новой хорошей велодорожке будут помимо великов ездить скутеры и квадроциклы. Им, конечно, по кайфу тут погонять. Но от звука и выхлопа обстановка существенно страдает. Да и машин проникает все больше.
Больше всего меня беспокоят скутеры: они повадились, а въезд от них особо не загородишь. Тем более что высказываются идеи сделать серпантин в овраге. Сейчас там с великом пешком можно легко подняться, а со скутером – вряд ли.
Решения или хотя бы предложений пока не слышно. Добиться юридического запрета? Раз в полгода показательно ловить милицией? Не знаю.
ЛесовозыКстати, если ничего не благоустраивать, технически с лесопарком ничего плохого не случится. Лесовозы, которые все ругают, ездят там по делу: занимаются санитарными рубками, убирают старые деревья, следят еще за чем-то (в тонкостях лесоводства не силен, кто знает – просветите). Насколько я понимаю, они бывают там достаточно редко (раз в год? два? чаще?). Наверняка они злоупотребляют, рубят лишнее, тырят лес, хулиганят еще какие-то безобразия – может и надо навести в этом порядок, но доступ для них все же должен быть. В результате, лес не превратится в чащу, пугающая всех колея еще хуже не станет (КрАЗ все же раз в году должен проехать
.
А вот веломаршрут они могут испортить легко: им по работе надо, а у них КрАЗ...
Не претендую на полное раскрытие этого момента, но кажется его никто не принимал во внимание.
РезюмеНеблагоустроенность – главная прелесть лесопарка. В принципе, он сейчас пригоден для любой активности и в серьезных улучшениях не нуждается.
Веломаршрут сам по себе не станет катастрофой и не превратит лесопарк в сад Шевченко, но большой движняк и побочные эффекты могут стать неприятными шагами в данном направлении.
«Розетка» ввязалась в весьма неоднозначную затею (не потому что они злые, а от избытка энтузиазма). Но уже вбухала столько денег и сил, что прийдется что-то делать. Вопрос в том, как сделать с минимальными последствиями для лесопарка.
Идея с голосованием «лайками» хороша как пиар, но сомнительна для реального выбора маршрута. Лучший маршрут – минимальный, с минимальным окультуриванием. И надо надеяться, что в результате стадо велобизонов все не вытопчет
Скамейки, велопарковки, беседка – источник мусора и проблем. Лучше без них.
По веломаршруту будет удобно ездить и на скутере, и на квадроцикле, чего не хотели бы ни велосипедисты, ни просто любители погулять. Решения пока не видно.
КрАЗ – есть ли прием против лома?
***
Так мне это все представляется.