КВН писал(а):
отпишитесь, если опробуете.
В общем, попробовал. Собственно,
Slava77 предоставил мне эту возможность (ещё раз спасибо!) ещё в последних числах мая, но я не сразу об этом написал, потому что, во-первых, хотел немного переварить впечатления, а во-вторых, в форуме всё равно кворума на праздники не было
К сожалению, свой стандартный (если к продукции Романтика вообще применимо это слово:) ) катабайд
Slava77 уже продал, и купил вместо него
вот этот экземпляр, изготавливавшийся под перевозку велосипедов. Его я и опробовал. Основные отличия от того, что представлено на сайте Романтика - б
ольшая длина и немного уже баллоны (это, по-моему, увеличило ширину палубы). Не было ни
скегов, ни плавничка на транце. Вначале мы ходили по Журавлёвке втроём: на капитанском месте Слава, посредине-впереди я, в носовом багажнике сын Славы. Потом мы со Славой поменялись местами и ненадолго высадили ребёнка на берег, затем снова посадили мальчика в багажник, а потом я какое-то время походил один.
Про остойчивость. Как и ожидалось, это плавучая платформа.
Про скорость. В полном составе средняя скорость у нас была 5.5 км/ч, когда вдвоём на короткое время "врубили форсаж" - было порядка 7-8 км/ч. В одиночку у меня средняя была 6.1 км/ч, а "форсаж" не получался из-за управления (см. ниже).
Для сравнения, на
вот этой рыбацкой надувнухе я иду в среднем 3.8, на "форсаже" 4.5 - 5. Таймень (вернее, Нерис-2 Alu) я на Журавлёвку тащить поленился, думаю, у неё бы средняя была где-то порядка 7-8 км/ч, точнее не скажу, так как все мои "тайменные" gps-треки записаны при наличии течения.
Подозреваю, что если бы были уключины, то, гребя в распашную, я бы разогнал этот катабайд как минимум до 7.
Про управление. В стоячем состоянии катабайд, как по моим меркам, достаточно легко было развернуть, несмотря на длинные баллоны.
На скорости катабайд рыскал. Я пытался это компенсировать, но делал только хуже. Слава это объяснил тем, что я переношу свой корпус в сторону гребущей лопасти (да, есть такое) и нагруженный баллон тормозит больше облегчённого, из-за чего катабайд тянет в противоположную ожидаемой мной сторону. В тот момент я зациклился на этом объяснении и старательно (но безуспешно) пытался балансировать. Только дома сообразил, что не попытался оценить, где у нас был центр массы. Вполне возможно, мы просто пытались "удержать флюгер против ветра". Когда я был один, я точно сместил сидушку немного назад, по тайменьской привычке стараясь быть поближе к корме. В общем, эта версия осталась непроверенной. Я почти уверен, что при распашной гребле удерживал бы его на курсе гораздо лучше. В общем, когда я был один, я, в общем-то, справлялся с удержанием курса, пока не пытался разогнать сильнее. Сильный гребок больше отклоняет лодку, плюс увеличение скорости усиливает курсовую неустойчивость, вот и не получался у меня "форсаж". Поскольку есть большой шанс, что прочтя это, "слетятся стервятники", хочу акцентировать следующие моменты: 1) я сел на катабайд впервые, до этого с байдарочным веслом ходил только на Тайменях (читай - неповоротливых баржах); 2) я не додумался попробовать походить сидя ближе к носу; 3) ни скегов, ни "плавника" на данном конкретном катабайде не было.
Кстати, вопрос людям, понимающим что-то в гидродинамике: не имеет ли катамаран от рождения меньшую, чем у монокорпуса, курсовую устойчивость? Типа, при отклонении от курса один из корпусов находится как бы "в тени" другого, под встречное течение выглядывает только нос, а нос как раз встречным течением отворачивает в сторону от курса?
Про качество изготовления. Когда-то TSAR весьма нелестно отозвался о качестве отечественных надувных байдарок. Помимо покатушки на катабайде Славы, я чуть раньше заходил в магазин Романтик и пощупал там "серийный" катабайд, плюс краем глаза осмотрел лежавшую там байдарку. С одной стороны, я понимаю, на что обратил внимание TSAR - то, что это не конвейер, а самодельное, заметно. На некоторых моментах меньше, на других больше. Но, с другой стороны: 1) каким образом применять конвейерные методы в штучном производстве? 2) Где найти конвейерно производимое то, что у нас делается штучно? 3) После заплыва в ряску или в тину эти нюансы не будут первым, что бросается в глаза
4) Все эти нюансы относятся к внешнему виду, а не к добротности/функциональности.
Короче говоря, когда я думаю о том, купить себе катабайд или нет, я эти проявления кустарного производства в расчёт не беру, для меня там всё достаточно хорошо, чтобы забыть об этом и сосредоточиться на функциональности и ходовых качествах.
З.Ы. Спасибо
Slava77 за тест-драйв! В нашей губернии это, к сожалению, редкая роскошь.