И так , мы плавно подошли к сбору палубы.
Тут много разных нюансов на которых я остановлюсь отдельно.
Один из основных моментов, это, то что мы пошли другим путем сбора палубы - мы использовали столярный клей, Titebond® III Ultimate Wood Glue Производства Franklin International, США
Описание клея:
Однокомпонентный клей на основе запатентованного полимера для основных видов высокочастотного, горячего и холодного склеивания, облицовки шпоном и пластиком, а также клеевой сборки изделий из различных пород дерева, ДВП, ДСП, кожи, ткани и других пористых материалов:
• рекомендуется для изделий, эксплуатируемых вне помещений,
• обеспечивает сильное начальное схватывание,
• прочность клеевого соединения выше прочности самой древесины,
• создает влагостойкое клеевое соединение класса D4 по стандарту EN204,
• не абразивен — не портит режущие инструменты при завершающей обработке,
• устойчив к действию растворителей и лакокрасочных материалов,
• разрешен для производства изделий, соприкасающийся с продуктами питания,
• до высыхания легко очищается водой,
• соответствует стандарту США ASTM D4236.
Рекомендуется для всех видов склеивания и клеевойлов сборки на высокочастотных, горячих и холодных прессах.
Не рекомендуется для изделий, эксплуатируемых в усиях длительного погружения в жидкости, а также производства строительных несущих конструкций.
Но для начала доделываем ряд мелочевки, об которую часто "спотыкаются" строители, которые строят первый раз. (хотя те, кто строят во второй, тоже этим грешат
Кроме кокпита, еще необходимо изготовить следующие детали:
Скег (плавник) - эта деталь состоит как фанера из 3 слоев.
Коробка Скега.
Носовая и кормовая переборки.
И еще ряд мелочевки ....
Способ я выбрал тот же самый, что и использовал при постройке корпус - рейки склеенные между собой смолой с загустителем ( в роли которого выступает древесная мука - благо ее уже у меня много
Наносим, ставим на место, ничего сложного. Желательно все делать на плоской поверхности, из пластика ну или просто закрытой целлофаном. Можете чем то прижать сверху. чтобы получить ровную пластину.
Ну и кокпит. Тут тоже все просто. есть форма, к ней скобами или гвоздями крепятся планки длинной 5- 7 сантиметров под углом в 90 градусов к форме и также проклеиваются эпоксидной смолой. Технология быстрая и эффективная. Ну и куда то надо девать обрезки.
А пока склеиваются переборки и другие заготовки, возвращаемся к корпусу.
Необходимо установить переборки на свои места, что бы собрать палубу.
Почему то переборки не всегда хотят ставится на места где они стояли
На данном этапе очень важно понимать, что при снятии переборок корпус может сжиматься и соответственно удлиняться!!!
Я чуть не поседел, когда промерял корпус без переборок, а он оказался длиннее на 8 - 10 см.
Для того что бы усилить эффект: "НА 10 сантиметров КАРЛ!!!!" Почему я чуть не посидел, напомню,, что нам пришлось пере собрать стапель, поскольку мы ошиблись в длине лодки в меньшую сторону.... Ну вы поняли.
клей с переборок я не обдирал.
На средних переборках четко видно на сколько расходится корпус от переборок, в этих местах придется подклеить. что бы не получить кривую палубу.
Тут главное определить какую именно переборку надо подклеить. Обычно 1- 2 точек достаточно.
Поскольку я работаю я досками длинной 2,5 метра а рейки (или деревянная лента, как ее называют в некоторых американских учебниках по малому судостроению) нужна 5,30 метра, то приходится сначала склеивать рейку из 3 частей необходимой длинны, а потом только устанавливать.
Конечно в этом плане столярный клей, у которого время застывания 30 - 50 минут и его легко ускорить при помощи фена - это идеально решение.
При этом, в отличие от смолы, в этом случае необходимо наибольшее сжатие, в разумных пределах, иначе просто можно раздавить дерево. и оставить следы, которым потом будут заметны.
Склеиваю сразу все 3 части.
Очень важно четко понимать перед началом сборки палубы - "Схему сборки". В моем варианте нет вставок из других сортов дерева, рисунков или орнаментов и так далее. По этому я выбираю схему постройки наиболее простую для меня.
К чему я это пишу, к тому что не стоит торопится со склеиванием реек максимальной длинны. Каждая новая рейка будет короче предыдущей установленной. При том уменьшение длинны будет происходить в арифметической прогрессии
Я начинаю обычно с 2 центральных реек.
Поскольку рейки длинные, выставлять их лучше всего вдвоем и начинать от центра в сторону носа и кормы. На формах есть метки, по которым их необходимо выставить. Ничего сложного, главное внимательность.
Когда первая выставлена, подгоняем под нее вторую, Хотя тут подгонки как таковой не требуется, на первых рейках, они по все длине находятся практически в горизонтальной плоскости.
Когда все выставлено и проверено. склеиваем рейки между собой.на торец одной из реек, а после нанесения реки сжимаются между собой.
К формам рейки зафиксированы при помощи термо-клея - я жуткий противник фиксирования гвоздями. Хотя мой способ без условно более трудоемкий, медленный и боле дорогой, хотя последнее не так уж существенно.
Пока центральные рейки клеятся, а это занимает около 50 минут, хотя первым рейкам я даю максимум - 1,5 - 2 часа, на всякий случай.
Мы примеряем крайние рейки, которые прилегают к бортам.
Ну и всегда не лишним будет сверится с чертежами. Вообще не забывайте это делать.
Рекомендую не забывать класть кисточку, которой наносите клей, в воду после каждого нанесения, а то кисточек не на покупаетесь
А так клей на водной основе. и кисть прослужит всю постройки
А на фото я подгоняю боковые рейки. Тут я предпочитаю 2 инструмента - маленький рубанок, отрегулированный на минимальное снятие стружки и маленький рашпиль фирмы Стенли.
Боковые рейки подогнаны ставим их на склейку. Сразу оговорюсь - этот момент очень "геморройный" и если не получается, то лучше этом месте воспользоваться смолой. Поскольку мало склеить первые рейки, надо еще установить следующие рейки так что бы не разорвать соединение. а это задача не из простых. Длинна соединения в этом месте - 6- 7 см в носу и корме. а оставшиеся 5 метров рейки просто весят в воздухе ...
Теперь тоже самое надо сделать на корме.
Я эти рейки пускаю с выпуском на борта приблизительно 4 - 5 миллиметра. Лучше потом лишнее срезать. чем сжимать корпус....
Еще один важный момент на данном этапе лучше всего постоянно проверять расстояние от центральных реек до боковых, при первой склейке лучше всего проверит на каждой форме. Расстояние по левому и правом борту должно сойтись. Это важно, иначе можно получить не симметричную палубу и потом будет очень тяжело выровнять ее.
Все проверено, выставлено, подрезано и кормовая часть палубы установлена на склейку.
Тут лучше всего не ускорять искусственно процесс застывания, а дать выстоятся как минимализму 2- 3 -часа. Я дал выстоятся сутки