Вот получил в личку очередной, довольно распространённый вопрос от новичка:
Цитата:
Добрый день, Костя.
Могу услышать от вас конструктивное мнение по поводу причин, по которым нежелательно использование рамы Спутника при сборке фикса? Много где вижу фразу "спутник мягок для фикса", и если честно, не очень понимаю, почему.
Обьясните, будьте добры.
Ну, где я, а где конструктивное мнение
Отличие классического фикса от просто вела с фиксированой передачей придумали не хипстеры. Оно действительно есть.
В одном случае мы имеем неудобный велосипед, на котором нельзя остановить педали. В другом - асфальтовую ракету-телепортатор, на которой те педали останавливать и не хочется.
Тонкая разница эта словами и теорией особо не передаётся. Это чувства (мышечные) и эмоции. Причём они со временем и не проходят, не притупляются особо.
Фиксированная передача имеет одно единственное преимщество - бодрость, борзость, динамику, нервность. Она доложна быть подчёркнута остальными элементами конструкции, т.е. весь велосипед должен быть предельно жёстким и нервным. Поэтому (а не по понятиям) на фиксе устаканилась определённая конструкция - жёсткие гоночные рамы - короткие, с малым вылетом вилки, лучше трековые - они борзее шоссейных. Ещё лучше - алюминиевые с трубами большого диаметра. другое дело, что алюминьки довольно уродливы.
Колёса - важнейшая часть. Поэтому прижились высокие двойные обода (правильный фикс - чуть не единственный вид велосипеда, где они уместны, на шоссерах лучше обода пониже). Поэтому (а не для красоты) передние спицы набирают без крестов, а задние - полурадиальным набором. Поэтму шины толще 23 мм не имеют смысла, причём дешёвые, расчитаные на 7 атм тоже не фонтан, лучше на 8-8,5.
Жёсткость всех элементов обеспечивает полную передачу развиваемых ногами сил. Как босиком бежать
. А мягкие, упругие элементы вместо передачи энергии без потерь, отбирают её на свои изгибания и упругости. Поэтому и существует баланс между динамикой и комфортом. Ведь силы, толчки и всё такое передаётся в обе стороны. И одни велосипеды полностью превращают в движение силду наших ног, но и полностью передают весь рельеф дороги нашим жопам. Другие гасят вибрации за счёт своей упругости, но и гасят то, что мы в них вкручиваем, не доводя часть наших сил до дороги.
Поэтому на этих велах довольно высокая передача (у меня 49/16). Причём с передачей тоже интересно. На фиксе ну совсем не хочется "пустых педалей", это такой велосипед, на котором хочется дать себе нагрузку. Хочется, даже когда не можется - при усталости и т.д. Он сам просит так, что не отмажешься. Попытка придержать себя и ехать в прогулочном темпе заканчивается автоматическим инстинктивным разгоном, как только перестанешь об этом думать.
При упомянутых основных элементах - раме, колёсах - велосипед имеет максимально низкое сопротивоение движению и .. эээ. разгону, (сопротивление разгону
А как сказать - здесь же не в инерции дело?) Поэтому можно позволить себе такие, довольно высокие передачи. Если такие звёзды запихать на дорожник, я его с места не сдвину. А вот если сделать пониженую передачу с лёгкими педалями, никакого кайфа уже не получится. Просто педали, которые нельзя остановить - неудобный велосипед без свободного хода, и всё.
Ну и смягчение любого из элементов велосипеда разматывает этот весь клубок в обратную сторону. Мягкая рама (она мягко даже просто катится, а не только завязывается на узлы атлетическим педалированием - это главное преимущество туристов) сама по себе повышает комфорт (расхолаживает велосипедиста на уровне рефлексов) и отбирает заметную часть энергии на свои деформации.
Из-за этого придётся ставить более низкукю передачу (иначе в минимальные горки будет заезжать слишком тяжело), а при ней в благоприятных условиях будут пустые педали...
Какие колёса прицепить к туристовской раме? Ну поставим жёсткие фиксовые колёса. Немного выиграем, конечно - колёса уже не будут смягчать наши усилия. Но до колёс дойдёт того усилия гораздо меньше - оно погасится в мягкой раме. Однако есть такая важнейшая вещь в конструкции, как РАСПРЕДЕЛЕНИЕ жёсткости по велосипеду. Оказывается, делать это произвольно нельзя - происходит разбалансировка. Именно поэтому, давно (очень давно) в мировой практике устаканились несколько стандартных наборов запчастей, из которых создают велосипеды. Эти наборы можно условно представить себе, как Украина, Турист, Старт-шоссе - в порядке увеличения жёсткости (а значит динамики) но уменьшения комфорта при этом. Под набором я имею ввиду шина-обод-спицы-рама, точнее относительные жёсткости всех этих элементов.
Стандарты эти родились не от того, что производители так договорились - они выкристализовались после многочисленных проб и ошибок в спорте, военном деле, обычной эксплуатации сотен миллионов велосипедов. И мы, форумчане, изначально расположенные к разным гибридизациям и прочим экспериментам, тоже потоптались по этим граблям. Но вдумчиво эксплуатируя построеные велы, тоже пришли к тому же стандартному набору. Все попытки прыжков в сторону приводят к ухудшению велосипеда. Как яркий пример - "улучшение" туриста двойными ободами, ТОЛЬКО ободами - рисунок спиц и шины одинаковые
viewtopic.php?f=31&t=200062&start=15#p1277873 .
Так вот, повторюсь, фиксированная передача хороша только на предельно жёстком, динамичном веле. Да, есть любители фиксировать всё, что попало
http://www.fixedgeargallery.com/ но они, по большому счёту, себя обкрадывают.
Как по мне, на Украине или Туристе хорошо ездить как раз в сингл-режиме. Строить такие велосипеды чтобы "попробовать фикс" большого смысла не имеет. Неудобный велосипед - при своём комфорте, на нём будет хотеться часто проехать десяток-другой метров накатом, а низзя. Передачу Вы таким образом попробуете. Пожмёте плечами - "ну, педали не останавливаются - неудобно и небезопасно"...
Поэтому
пробоватть фикс как раз хорошо именно на стартоне (как пример -
табуретка моя, уже 5000+ - всё не напробуюсь, а строил для баловства - в дополнение к шоссеру по району погарцевать) . При жёстких колёсах и всём таком. Дело в том, что фикс из него получается вполне в духе и характере, при этом не такой дорогой, как на трековой раме. А если не пойдёт - он и отличным синглом является, или мультиспидом (какой он и есть от рождения).
Технически это можно исполнить в вариантах: Подбираются шоссейные (посадочная ширина под шину 13-14мм) двойные обода, шины средней ценовой категории (Шывальба-Максис-Мишлен) шириной 23 мм. На раму стартона собирается жесткое переднее колесо, можно с радиальным набором - "солнышком". Оно хорошо с этой рамой по-любому. Назад собирается либо фиксированное колесо, либо с флип-флоп втулкой. При флип-флопе собираем колесо исключительно в три креста, при фиксированной можно поиграться в полурадиальный набор.
Устанавливается (или не снимается) передний тормоз. Задний тормоз для полноты ощущений лучше снять - это заметно не вляет на безопасность движения, но лишает полезной приывычки (даже фичи) контролировать вел ногами.
Обязательно делается довольно высокая пеледача - оптимальной считаю те самые 49/16, я на ней и остановился.
Пробуется фикс. Нужно покатать в своих условиях хотябы 400-500 км.
Если не понравилось, превращаем вел в сингл или мультиспид.
Если в качестве варианта отступления принят мульти - возвращаем взад весь передачечный мотлох, систему, цепь и т.д. и задний тормоз.
Если сингл - снова таки возможны варианты. При флип-флоп втулке переворачиваем колесо и устанавливаем задний тормоз - ву а ля.
Если мы радикально пытались играть с фиксовтулкой, но хотим вернуться к синглу, можно изначально посрезать с рамы бонки с петухами. Тогда очень хорошо применить сзади втулку Торпедо (как на украине) - на мой взгляд этот вариант имеет и практические, и эстетические преимущества по сравнению с кастрацией мультиспида. Теорию развивал здесь
viewtopic.php?f=31&t=204232&p=1298137#p1298137 , уже построено несколько и плотно эксплуатируются несколько туристов, и в постройке - несколько стартонов по такой схеме.
Конечно, лучше всего взять правильный (минимум из стартона, обязательено на шоссейных колёсах, а не на убогих двойных ободах шириной 20 мм и толстых туристовских шинах) фикс у друга. Не вокруг двора проехать, а день покатать своими маршрутами. Или, едучи куда-то достаточно далеко вместе, махнуться велами.
А Спутник... Дык, отличная, лучшая заготовка для скоростного сити-байка! При правильных колёсах (одинарный обод, шины 28 мм на 5 атм) он приятнейшим образом летит над дорогой. Мне приятно пересаживаться на такой с праывильного фикса и обратно. Да, летит сити-турист медленнее, чем табуретка едет. Но табуретка быстро едет, а турист медленно летит
Мой вариант сити-туриста (антураж-то такое, при таком конструктиве можно любой сделать)
viewtopic.php?f=31&t=160854&p=1562510#p1562510Мой вариант туристо-туриста
viewtopic.php?f=31&t=160854&start=1725#p1500663(отличаются незначительно, фактически - настройками: сёдлами, задними ободами, шинами)