Коллега задал маленький вопрос в своей теме, но мой ответ получился настолько большим, что я лучше у себя, дабы там не засерать. Тем более, у меня тема общая, а у Антона типа посвящена отдельному велу, и вопрос не совсем про тот вел
А тут поднялся целый пласт моего опыта и воспоминаний отрочества. Т.к. подобное иногда у меня спрашивают в личке, расскажу много (внутрь мотора здесь не полезем
), и ссылку в блокнот закину (хотя у нас на ХТ отдельный раздел посвящён этому
) Ну а я здесь - чтоб не возвращаться к этой теме.
kisa писал(а):
Д-4 или 5
Нафига он здесь - вел развалить?
Кстати, марке "харлей" сто лет в обед, и цепных моделей у них негусто. Ремень использували в 80-х гг точно, может и не зубчатый.
toni73 писал(а):
Д-5 не запускал правда его еще. Да вот хочется чтобы ремень был всюду.
П.с.на какую раму оптимальнее поставить? Украина, Минск?
Советские заводские мотовелосипеды видал? Вот на такую
Заметь, они чем современнее - тем дебелее. Хотябы по Ригам разных моделей проследи. И я знаю, почему
Столько велосипедных рам наломал дырчаком в отрочестве
Ашан стальной можно, наверное, попробовать.
Самая прочная из советских рам - Украина, но не всякой модели. Как у меня Трофейный - точно (В-130?). Там усилители в узлах, типа как на туристах
viewtopic.php?f=31&t=81471&start=105#p844876 . А на В134 близкого года вроде нет их, типа облегчённая. В этой книге в обзоре велосипедов есть, что одни модели (не только ХВЗ) усиленные, другие - облегчённые
go.php?http://yadi.sk/d/OuXs3aJ8CUF7b .
Стандартный моовелосипед ХВЗ В-901 вроде несколько усилен, но даже по виду я вижу, что абсолютно недостаточно. Да и не зря их недолго выпускали и они почти не сохранились. Уверен - не сгнили под заборами, переломали их. И это с примитивной амовилкой!
Дохлейшее место - стык наклонной трубы с рулевой колонкой, я ломал их несколькими разными способами. Самый прикольный - когда "хохлома" (ну не хохлома, на украине просто фиттинг на рулевой трубе) треснула спереди и раскрылась, сорвавшись с пайки и соскочив с рулевой трубы. Сама рулевая труба и рулевая колонка остались целёхоньки
Я так понимаю - та рама как раз с усилителями была, потому что другие хряпали либо по наклонной трубе, либо по её фиттингу, либо по их границе.
При этом я катался по нормальным грунтовкам, плохой бетонке и немного по асфальту. По лугам много-много ездил, но дороги там мягкие. Не прыгал. Удачных рам иногда на несколько недель хватало (тогда свалки были богатыми, достать свежую - не проблема, у меня пяток в запасе всегда был). Цель катания - исследование окрестностей всё дальше и дальше от дачи.
Потом нашёл вилку от Верховины, поставил её на раму украины и прокатал целый сезон на одной раме - т.е. амовилка таки немного решает. Стало не страшно заезжать совсем далеко - километров за 50 от базы. А потом нашёл раму раму от мотовелосипеда (ЗиФ, ЗиП? - хз. Помню, шины дурацкого размера были - только через Посылторг удалось заказать). Вот тогда стал ездить действительно спокойно. А потом и прыгал на ней с подходящих трамплинов, освоил поворот с заносом и выворотом колеса наружу поворота - как в спидвее - не сломал. Точнее, сломал один раз подседельную трубу рамы - она там над рамой торчала высоко. Седло высоко стояло, подседела в раме было мало, я неудачно приземлился после прыжка на Ж - оно и сложилось. А так эта рама (с амовилкой) выдержала несколько лет и была ещё продана со всем в сборе на ходу - одноклассник потом издевался. И колёса выдержали - ни одной спицы не сломал. Они там то ли 3мм, то ли 4. Обода - чайки одинарные, подебелее велосипедных но понежнее, чем на мотовелосипеде Рига последней (11, что ли) модели под тот же дырчик.
Да, а про велосипедные колёса рассказывать тебе? Про спицы, веером вырваные?
От самой идеи мотовелосипеда мой опыт не оставил камня на камне к моим годам 15. Сначала, понятно, была собрана Украина, где-то добыт бачок, ручка газа и сцепления, с помощью дядьки выточены специальные крепления для ведомой моторной звезды. Почти всё со свалок, понятно. Тогда, когда оставалось купить только мотор, батя и выделил на него денег. На б/у из-под грамотного чувака, ибо в магазинах они кончились.
Я ж, понятно, думал стандартно - раз велосипед с мотором, можно и на моторе, и на педалях ездить. И, там, когда бензин некстати закончится, или поломка какая... Ага
Хрен провернёшь те педали! Потому что получается проворачивать через (фактически) многоступенчатый повышающий редуктор-мультипликатор: система-задняя звезда-задняя звезда моторной передачи-ведущая звезда мотора-вал сцепления ведомый диск сцепления. Редуктор очень повышающий - можно посчитать, но лень. Ещё вся эта цепочка в конце притормаживается выжимным рычажком сцепления через шарик...
Короче, десяток метров проехать на педалях можно, но лучше пройти их пешком. Сотню метров ехать так вообще не хочется. Так что водил я свой мотовелосипед в руках, когда мотор не ехал. Это тяжело - намного тяжелее, чем вести простой вел. Дело ведь не в 6 кг лишнего веса, а в том, что приходится всю ту фигню вращать. Наверное, нужно было моторную цепь расстёгивать - но это я только сейчас подумал
А, ещё педали теоретичеки могут помогать мотору на подъёмах. Ну у нас дачный посёлок равнинный, не сразу я узнал, как оно. Да, из-за этого у меня была довольно высокая передача, и скорость была зверская, а "тяга" не очень, но для трогания с места с пробуксовкой сцепления тяги хватало, и сухарики сцепления как пришли ко мне родные, так и ушли с мотором потом. Но в гору у меня нервов не хватало "на сцеплении" заехать, наверное сжёг бы.
А когда столкнулся с горкой (недавно в пробном походе, кстати, я на ней проверял правильность выбора передачи на гружёном туристе) - чуть не сдох там
Гораздо легче туда заехать просто на велосипеде-сингле, чем с дырчаком, которому нужно помогать педалями. А если не сдюжишь - то простой велосипед переть в руках намного веселее, чем велосипед с приставкой мото- (заглушеный). Как в гору, так и по равнине, я уже писал.
Вобщем, в слове и вообще понятии "мотовелосипед" вело- составляющая присутствует для понту. А бОльшую часть времени просто откровенно и недвусмысленно мешает. Ведь при самом обычном режиме - мотор работает, наматываешь себе приятные километры, песни поёшь - ноги на педалях... девать некуда! Это нам на велосипедах прикольно иногда накатом с горки проехать. А попробуйте так час проехать на большой скорости - то левую ногу вперёд выдвинешь, то правую. То вверх левую, то правую. И никак не найдёшь ногам удобного положения. Я за сезон или полтора не нашёл. И хочется ногам нормальной твёрдой опоры, как на мопеде или мотоцикле, а не вращающейся свободно системы с педалями.
Да, мотовелосипед - настолько хреновый велосипед, что я пришёл к
полному отрицанию вело-составляющей в его конструкции. Полному, а не только педалей, прошу заметить! К моменту просветления я уже достаточно хорошо ориентировался (с помощью старшего на пару лет, очень грамотного друга - спасибо ему) в настройке зажигания и карбюратора, подбору свечи и т.д. Моторчик мой заводился с пол-оборота. Поэтому педали и вся фигня до вала каретки включительно были выкинуты. Оставлены чашки (ещё на ХВЗшных рамах), туда вставлен железный пруток 16 мм длиной сантиметров 35-40, на концы натянут резиновый шланг, который и удерживал пруток в чашках. Насколько ж приятнее стало кататься без педалей!
А заводился моторчик после недельного простоя в учебное время, если пробежать рядом несколько метров. При ежедневном катании летом достаточно было сидя пару раз оттолкнуться ногами. Если он не остыл, то достаточно было толкнуться ногами один раз, "бросить" сцепление - и мопед ехал. Ну и нафига ему педали?
Несколько позже я приколхозил задний тормоз с педалью от Карпат, а то при велоприводе из-за какой-то лажи на свалочном железе у меня был только передний тормоз (ну трафика в дачном посёлке, лунах и сёлах, где мы катали, тогда не было вообще, мне его хватало)
Т.е. в процессе моей эволюции, как мотовелосипедиста, я отказался как от велопривода за неудобностью и ненадобностью, так и от велокомплектующих из-за их совершенно недостаточной прочности и надёжности. Что осталось от мотовелосипеда? А остался чистый мопед. Равнинный, правда. Отличный - быстрый, простой очень, надёжный, неприхотливый, никогда почти не ломающийся и просто ремонтируемый. (Вспоминается случай, когда за одни выходные перетёрлись тросики газа и сцеполения, из органов управления были только тормоза - и я успешно и с удовольствием прокатался, вынув из карбюратора заслонку газа; заводился мотор итак легко, всё время был полный газ, при необходимости остановимться тормозил, мока мотор не глох;на слеующие выходные привёз новые тросики) Я много посмеивался над владельцами карпат и верховин с ригами и дельтами из-за из страшного постоянного гемора с моторами, регулировками, поломками, добыванием запчастей. Я со всем этим не соприкасался. Катался долго и счастливо в своё удовольствие, пока не вырос из всего этого в сторону мотоцикла (не покупного
) . Но это уже совсем другая история.
А что в моей тачке было велосипедного? А в итоге НИ-ЧЕ-ГО. И только тогда она превратилась в правильный транспорт своего класса.
Рулевые советских мопедов унифицированы с велосипедными, так что рулевую можно считать велосипедной, и сидуха у меня была трёхпружинка с кипятильником. Но пружины постоянно ломались, так что и это велосипедное комплектуюшщее для мопеда никуда не годится
Будучи уже достаточно взрослым, лет 30-ти, я увидел в продаже новый, в упаковке, мотор д-8. Стоил смешные для меня тогда 100 баксов.. Не вынесла душа поэта
. Я дошёл до конца в реализации своих подростковых дырчаковых мечтаний. За бутылку приобрёл мопед "карпаты" без мотора, переварил раму под крепление дырчака. Бак покрасил в жёлтый цвет, раму и вилки - в чёрный. Поставил две велосипедные фары. Получился офигенный мопед, как мечталось в юности. Ко всем достоинствам того, к чему я пришёл ранее, добавился комфорт. Он и сейчас на ходу - наигравшись, подарил его куму, он иногда катает на нём на даче...