Ну я ж всегда после отсутствия копаю весь форум с конца
нечитаного мной.
Помимо пьянства,
блядства личной жизни, работы, домашнего/дачного хозяйства и прочего непотребства, я ещё и серьёзным делам внимание уделял, пока форум прогуливал. Немного отчитаюсь.
Одно из них - продолжение экспериментов по размещению грузов в походе. Начало расказок про эти увлекательные головоломки здесь:
viewtopic.php?f=31&t=160854&p=1568852#p1568852Для проверки идей, изложеных по ссылке, сделан такой полумакет-полузаготовка:
Вложение:
DSCI0864.JPG [ 305.71 КБ | Просмотров: 3067 ]
Из проволоки 6 мм изготовлен кронштейн, на него пошиты торбы 340х200х120 мм. В задней части сумок на молниях вложены листы фанеры 4 мм - фанеру можно вынуть на стоянке и использовать, как разделочную доску при приготовлении еды.
Вложение:
DSCI0854.JPG [ 339.66 КБ | Просмотров: 3067 ]
Задняя стенка продолжается вниз от эээ... корпуса сумки на 150 мм - это место для пристёгивания запаса воды. По ссылке я писал, что в дороге мы имеем одну бутылку (воды!
) на двоих для питья, а в последнем селе перед предполагаемой стоянкой набираем по три бутылки (итого 6 л у каждого) - этого хватает с некоторым запасом на ужин-завтрак-чай-кофе-помыть посуду. Вот две из трёх своих бутылок я могу пристегнуть сюда. Бутылки берутся дизайнерские от Coca-Cola™ из-за того, что они имеют "талию", не дающую пляшке выскочить из ремней.
Вложение:
DSCI0855.JPG [ 324.45 КБ | Просмотров: 3067 ]
Ну и крепление для термоса на раму сделал. Теоретически, от него можно отказаться, но удобства термоса и удовольствие от возможности всегда попить чай или кофе (к тому же практически бесплатно по сравнению с придорожными кафе!) перевешивают увеличение массы туристических пожитков.
По ссылке выше я писал, что хочется относительно лёгкий велосипед - пусть лучше рюкзак будет тяжёлым, и писал, почему. А тут визуально с этими всеми лахами велосипед стал похож на цыганскую арбу
Вложение:
DSCI0862.JPG [ 315.76 КБ | Просмотров: 3067 ]
Вложение:
DSCI0853.JPG [ 342.27 КБ | Просмотров: 3067 ]
Но то визуально.
Во-первых, с пустыми сумками велосипед весит всё-таки немного меньше, чем Украина или ашан.
Во-вторых, эти торбы совершенно ни к чему набивать тяжестями. Максимум, что я пробовал в них катать (без воды) - это 3 кг в сумме. Одежда и пару банок тушёнки, хлеб. Казалось бы, маловато - всего по 1,5 кг на торбу, но минус 3 кг с горба - это совсем неплохо, и это довольно большая доля от всего груза, что я везу - примерно треть!
Эта цифра - 3 кг - тоже не с куста упала. Я вдумчиво катал с этим хозяйством не только по дорогам, но и много по тротуарам, прыгал по бровкам, по дачному посёлку мимо асфальта и т.д., постепенно наращивая вес. И именно, когда догрузил до 3 кг, наличие балласта КАК-ТО начало ощущаться руками при
управлении. Причём, чтобы ощутить это, нужно энергично помотылять рулём из стороны в сторону - чувствуется некоторая инерция. Примерно с этого же трёхкилограммового порога начинает чувствоваться и
вес груза при движении по всякой пересечёнке - например, при запрыгивании на бровку. Причём "начинает чувствоваться" - ещё не значит "мешает"!
Вобщем, эти 3 кг на две сумки и нашёл адекватным лимитом. По ощущеням велосипед НЕ ЧУВСТВУЕТСЯ ГРУЖЁНЫМ при манёврах как вертикальных
так и горизонтальных, чего и добиваюсь. Что интересно, если уложить такой же груз на багажник Украины, это чувствуется...
Т.е. реально велосипед получился относительно лёгким (и по весу и эээ.. по поведению), как и хотелось.
Конечно, если набрать воды в подвесные бутылки (кстати, ещё не пробовал), картина перестанет быть столь радужной. Но, как я уже говорил, эту воду мы возим от силы пяток км (обычно меньше) от последней деревни перед стоянкой до лагеря. Можно потерпеть.
Крайне важную роль в "незаметности" груза играет размещение сумок по длине. На многочисленных буржуйских образцах
торбовелов бэгбайков (оба "термина" только что придумал
) передние сумки вынесены, на мой взгляд, слишком далеко вперёд. Я понял, что это плохо, когда в походе друг присобачил (ещё на ашан) на передний багажник палатку и спальник
viewtopic.php?f=2702&t=260986#p1487297 . Их весом руль сворачивало набок при малейшем возмущении, и это приходилось парировать. Несложно, но очень раздражает. В итоге он оставил только лёгкий спальник "на руле", а палатку переложил назад.
Похоже, я нашёл секрет. Торбы эти нужно располагать так, чтобы их центр тяжести по длине находился под ниджним подшипником рулевой - тогда картина управляемости не будет нарушена. Ну и пару сотен км экспериментов это подтверждают.
Вложение:
DSCI0852.JPG [ 193.02 КБ | Просмотров: 3067 ]
При этом относительно нетяжёлые сумки располагаются двольно близко к центру тяжести велосипеда, что благоприятно сказывается на развесовке по колёсам. Даже (как мне показалось) несколько улучшают развесовку, слегка догружая переднее колесо. Особенно по сравнению с гружёным задним багажником.
Чтобы покончить с темой развесовки, добавлю, что спальник и палатку (когда моя очередь её везти) размещаю под седлом, что никак не смещает ЦТ велосипеда. Задний багажник не планируется вообще.
Когда впервые сел на вел с этим добром, глаза очень сильно беспокоились
Вложение:
DSCI0859.JPG [ 285.16 КБ | Просмотров: 3067 ]
(Кстати, здесь видно, что ту-оверлапа нет, а то все интересуются
)
Но попривыкнув к виду сумок, перестал их замечать. Как уже писал, на поведение вела они влияют минимально, даже скорее положительно. При встречном вере, похоже, они даже стабилизируют прямолинейное движение. "Без рук" велосипед идёт отлично - для меня это важно, по пустой хорошей дороге люблю километрами за руль не браться, ещё и курить иногда при неспешной езде
.
Вложение:
DSCI0861.JPG [ 303.65 КБ | Просмотров: 3067 ]
Если вести велосипед в руках за седло, управляя им наклонами, сумки меняют его поведение. Но после некоторого предела: наклоняем вел влево, сумка тянет влево заднюю сторону вилки, и вел пытается повернуть вправо. Но это очень малозаметно и более сильный наклон выправляет ситуацию. На ходу это незаметно - вес велосипедиста полностью компенсирует фигню. Без рук идёт - это главный показатель.
На велосипеде совсем нестрашно и безопасно ехать пор такой узкой дорожке:
Вложение:
DSCI0863.JPG [ 336.06 КБ | Просмотров: 3067 ]
Около стенки, грузовика или автобуса ехать тоже нормально - плечи-то шире, между сумкой и препятствием зазор получается с запасом.
А вот ехать рядом с высокой, около полуметра, бровкой таки опасно! Хорошо, ехал небыстро - оБделался лёгким испугом. Руль и плечи не лимитируют габарит в этом случае, до педалей от препятствия ещё далеко, а сумкой притёрся. При этом возникает усилие, сворачивающее руль в сторону препятствия
Как-то успел тормознуть, аж заднее колесо поднялось, и на ноги спрыгнуть (ПОЛУтуклипсы без ремешков рулят
)
Такая вот картина. Макет мне нравится, зимой хочу довести до ума внешний вид - вроде ничего переделывать не хочется. Заменю шнурки культурными креплениями, исправлю и укреплю те швы, что разлезлись, окантую кожей, кронштейн покрашу. Ну, т.е. не я, а друг, который мне шьёт такие вещи
UPD Попробовал нагрузить в сумки 6,5 кг суммарно. С управляемостью творится ужоснах. Вел крайне неустойчив - при наклоне влево (например) руль уводит вправо весом торб.
Нужно решать - терпеть это (грузя до 3 кг без последствий, а с водой от крайнего села до стоянки мучиться) или играть с уентром тяжести. Наверное, попробую перенести ЦТ сумок в район передней оси.
UPD После реального похода
viewtopic.php?f=2702&t=341333 выкинул сумки и крепление термоса.
Идея не прижилась.