Ну и рама - главная жертва моих экспериментов. Восновном, на заметку коллегам, желающим городить дамские велы из мужских. Ну и владельцам туристов времён краха СССР.
Справедливости ради сразу замечу, что качество 1992 г было не хреновым, а крайне нестабильным. Мне известны, например, "Спорты" - поздние СШ как откровенное Г, так и вполне достойные, то же самое с Туристами. А водопроводные трубы в Туристах начали применять раньше - рама 89 г уже весит, как танк, но хотя бы собрана точно и ровно. СШ (он же Спорт 92) видимо до упора делали из нормальных труб. Перед вивисекцией я её рихтовал, чтоб иметь какую-то ровную базу для работы. Это прямо с завода был
пиздец полный провал - всякое видал, но такое... Нижние задние перья были разной длины, из-за этого нижняя наклонная труба точала криво из каретки, а сантиметрах в 10 от неё поворачивала прямо вперёд... Чтобы немного компенсировать разные перья, левое из них было аккуратно прогнуто вниз (я потом на дорогах встречал точно такие же туристы - видимо, из одной партии
). При попытке выровнять, наклонная труба уходила ещё больше вправо
. Всё это было сделано на заводе - повреждений краски не было, да и на нём мало ездили, он больше гнил на улице. Технология на заводе предусматривает проверку и правку рам после пайки - таки проверили и выправили
В среднем она у них получилась ровной. После долгих мучений я практически вернулся к заводской эээ... геометрии, прастихоспади. Ну типа, чтобы базовые точки на местах оказались - дропы, каретка, рулевая, а как там уже между ними трубы проходят - то такое...
Эта рама в стоковом виде была взвешена чисто для поржать. Точных цифр не помню, но она оказалась грамм на 300
тяжелее рамы
дорожного "Минска" 1972 г (типа Украины)...
Прошу обратить внимание, я не ору на весь инет, что Турист такой - говно, тем более, среди велосипедистов. Просто беспристрастно описываю изделие. Я склонен такое орать среди барыг, а то есть юмористы, что за такую комплектную заготовку
download/file.php?id=262497&mode=view/P1010084.JPG по 450-500 грн просят
. Но практически вся комплектуха от него пошла в дело на разные проекты после переборки, и я на неё совершенно не жалуюсь. Спорными остаются только тормоза - у меня они пока без дела валяются, тем не менее, вижу их в работе как на улицах, так и на форуме.
Это я вот к чему (особенно новичкам). Если у Вас оказалось такое БЕСПЛАТНО (отдали, в гараже нашлось, за бутылку, за 100 грн у металлоломщиков) - смело закатывайте рукава и принимайтесь за работу. Во- первых, отличный полигон для тренировки и экспериментов. Во-вторых, Ваши следующие работы обязательно будут лучше, и Вы сможете лучше почувствовать и оценить разницу. В-третьих, по приходу более приличной рамы (доперестроечной) всё, что Вы наработаете на этой, можно безболезненно перекрутить туда - большинство комплектухи вполне юзабельно. А что окажется таки полным Г, заменяется на аналогичное с барахолки, только исправное. При этом совершенно ни к чему покупать что-то современное и дорогое - таким образом Ваш первый проект обойдётся в копейки, и это в-четвёртых. Строго говоря, из приведенной заготовки я бы смог построить велосипед, заменив только обода, спицы, шины и седло - и он вполне сгодился бы за дачный (даже не алкобайк), гостевой и т.п. Практически так и получилось, только комплектуха с этой рамы разошлась по другим, а сюда поставилась другая. А пока такой турист единственный - можно им и самому пользоваться было бы, хоть на даче, хоть в городе.
Вобщем, ПОКУПАТЬ такое - не лучшее решение, но если досталось на шару - отметаем сомнение и учимся
лепить из говна пулю делать велосипеды из металлолома. Всё получится и будет не так плохо, как некоторые любят тут рассказывать. Турист плох не как велосипед, а как ГОНОЧНЫЙ велосипед. Ну Феррари - плохой самосвал и на дачу да по магазинам на нём ездить не очень, Жигуль в стоке - неважный гонщик и на стройке лишний, а Камаз с фурой - и гонщик хреновый, и на даче не поместится. Так какой из этих автомобилей лишний под Солнцем? Переделка камаза в личный легковой автомобиль - затея тоже несколько авантюрная...
________________________
Итак, хотелось сделать раму дамской, простейший способ - как делают в деревнях с украинами - отрезать от подседельного хомута горизонтальную трубу, и приварить её ниже. Т.е. повторить заводскую простую дамскую раму. Однако на этом пути есть засада. Представьте себе схему сил, действующих в такой раме. Верхняя труба стремится изогнуть подседельную:
Вложение:
Комментарий к файлу: Заводской дамский Турист
427f783a3fb64d2eb4997f0d1c44c31e.JPG [ 125.51 КБ | Просмотров: 6704 ]
Из-за этого, на заводе в таких рамах применяют усиленную подседельную трубу - с увеличенной толщиной стенок. Причём и это не всегда помогает - попадаются и заводские рамы, погнутые в этом месте. А тут труба не усилена...
Вобщем, была принята схема mixte. Коллега
Volosaty несправедливо заметил
, что в таких рамах нужно ногу высоко задирать. Однако занижение дамских рам сделано было когда-то для возможности езды в юбке с сохранением приличного вида, и с этой задачей рамы mixte вполне справляются. Многие из них имеют ещё слегка прогнутые вниз тонкие трубки - это придаёт более изящный вид, и даёт ещё несколько см запаса на закидывание ноги негибким барышням
. Я так и сделал. В итоге на виде сбоку видно, что моя рама и стоковая рама дамского туриста примерно одинаковы в этом смысле.
Зато у меня осевые силы от тонких верхних трубок не гнут подседельную трубу в самом нежном месте, а передаются на заднюю ось. Мало того, эти трубки образуют поперечную ферму, чего нет даже на обычных гоночных велах, придавая солидную боковую жёсткость раме - это особенно актуально для моей, в девичестве пластилиновой.
Вложение:
IMG_5251.JPG [ 420.16 КБ | Просмотров: 6704 ]
Вложение:
IMG_5250.JPG [ 390.18 КБ | Просмотров: 6704 ]
Ну и по дизайну из всех вариантов дамских рам, этот наиболее подходит для велосипеда с некими спортивными мотивами - ведь рамы с разными изогнутыми трубами изящны, красивы, но более гламурны. А с прямой (как все советские, кроме прекрасной В-22) - убогое одоробло как внешне, так и конструктивно. Вобщем, выбора у меня практически не было - только mixte
. Да и более гламурные велы на подобных рамах тоже неплохи, при случае попробую...
По работе, здесь была отрезана под основания верхняя труба. Около седла так и оставил кусок луга, и глушить не стал - во-первых, меньше работы
, во-вторых мне понравилось, как через дырку выглядывает хром глагола. На убогой штампованой рулевой пришлось обрезать всё, что торчит, заподлицо с её цилиндрической поверхностью. При этом образовалось кривоватое страшненькое
отверстие дырка. Не долго думая, заглушил его накладкой, к которой припаял трубки. Т.к. рама экспериментальная, серьёзней заморачиваться не стал. В будущем хочется попробовать исполнить этот узел более "фирменно", повидимому с заменой рулевого стакана.
Сами трубки купил нержавеющие 12х1 мм. Из-за этого всю пайку пришлось вести серебром
. Но возможно, применение этих труб немного добавило раме приятности в поведении.
Вложение:
P1010126.JPG [ 442.57 КБ | Просмотров: 6704 ]
Вложение:
P1110133.JPG [ 441.94 КБ | Просмотров: 6704 ]
Как раз на этой раме экспериментировал с разными газами и горелками (летающая лаборатория во всех смыслах!), и намучившись с колхозом, после неё таки собрал себе нормальный пост газосварщика.
На таких рамах замечательно смотрятся тормоза с центральной тягой на "средних" задних перьях типа такого, как показал Женя
viewtopic.php?f=31&t=160854&start=630#p1279624 , при этом короткий тросик несколько длиннее обычного пропускается вокруг подседельной трубы. Но у меня не было тогда подходящих тормозов, да на подходе была рама Минска
viewtopic.php?f=31&t=160854&start=465#p1235471 , на который изначально планировались ви-брейки, и хотелось на чём-то порепетировать, ибо я раньше их не ставил, да те ви-брейки от ашана сейчас самый дешёвый тормоз... Вобщем, так они и появились на этом проекте. Естественно, сама по себе установка таких тормозов на советские рамы - глупость, за очень редким исключением. Но мне нужны были эксперименты.
Т.к. покупные пивоты имели маленькую плоскость для пайки (пробовал серебром к нержавейке - сбивались молотком, но может я тогда неуверенно паял), а рама из говностали вполне допускает сварку, я приварил их электричеством. Работают. Задний тормоз настроен так, чтобы "хватал" аж в конце хода ручки - усилия достаточно для блокировки колеса, а перья не так сильно раздвигает.
Ошибочка вышла в том, что пивоты и сзади и спереди оказались слишком узко установленными. Из-за этого рычаги стоят с огромным развалом, и еле хватило регулировок колодок, чтобы они правильно работали.
Зато теперь знаю, что оси пивотов должны располагаться на перьях на 30 мм ниже оси тормозной дорожки обода, а расстояние по ширине между центрами пивотов должно на 50 - 60 мм быть больше, чем ширина обода. Каковые знания и были применены на вышеупомянутом Минске.
Ну вроде вотЪ.
Да, в Крокогалерее отмечусь