Как ни смешно но к2 бодро движется к маразму полностью по принципам маленькой тоталитарной секты
Отрывок из "Уловки гуру. Маски тоталитаризма"
Если кто бы то ни было признается образчиком всеведения и совершенства, то иерархические отношения в
такой ситуации зарождаются автоматически. Структура такой организации всегда пирамидальна: лидер, разу-
меется, находится на вершине, далее следует тесный круг приближенных — несколько избранных, которые в
отсутствие гуру исполняют его функции, затем идет «администрация», и так далее, а у самого основания ока-
зываются новообращенные. Вся структура подразумевает проявление власти вышестоящих над нижестоящими,
и даже «новообращенные»чувствуют свое преимущество перед теми, у кого не хватило ума стать членами ор-
ганизации. Иерархия является способом организации власти, и она же задает цели и смысл всей деятельности
организации, а также служит средством удовлетворения возникающих потребностей.
Апокалиптическая паранойя
Неизбежно приходит время, когда популярность и власть группы достигают своего апогея, а затем посте-
пенно начинают убывать. В конце концов становится очевидным, что гуру вовсе и не собирается принимать на
себя руководство миром, по крайней мере в ближайшем будущем. Когда приходит осознание того прискорбно-
го факта, что человечество слишком глупо и слепо, чтобы оказаться способным признать высший авторитет и
мудрость гуру, наступает апокалиптическая фаза, и праздник кончается.
Затем события обычно начинают развиваться по одному из двух сценариев. В соответствии с первым, про-
поведь гуру становится все более пессимистической, в ней начинают звучать апокалиптические
нотки, например: «Скоро цивилизация начнет рушиться, ее ждут страшные бедствия, и только мы сможем
их избегнуть, если сумеем отстраниться ото всего происходящего, дабы защитить себя и сохранить свою чисто-
ту. Наша группа выживет, подобно лучу света во тьме; а когда катастрофа минует, мы возглавим Новый век».
Другой вариант таков: для привлечения еще большего числа людей гуру делает эксцентричные заявления —
например, о подвластности ему оккультных сил — и дает все более и более невероятные обещания — вроде
скорого просветления или даже осуществления мирских желаний, касающихся богатства, любви и власти. Один
гуру, как мы уже отмечали, зашел так далеко, что обещал обучить приемам левитации и тому, как стать неви-
димым. А лидер другой группы заявлял, что посредством соответствующего ежедневного песнопения можно
добиться выполнения любого желания и получить все, что заблагорассудится. Такое потакание алчности оп-
равдывалось утверждением, что осуществление всех желаний — это быстрейший путь к отказу от них. На деле
ни одна из этих стратегий — ни предсказания грядущих бедствий, ни обещания неимоверных благ — не
оказывается в конечном итоге достаточно действенной, поскольку большинство людей предпочли бы настро-
иться на оптимистическую точку зрения, а неистовые заявления их просто ошеломляют.
При переходе к апокалиптической стадии политика милостивого превосходства по отношению к посторон-
ним, характерная для предыдущей фазы мессианского обращения, принципиально меняется. Теперь внешний
мир — это главный объект, который должен пострадать от апокалиптической катастрофы, а потому всякое об-
щение с теми, кто еще не ступил на путь очищения, считается опасным. Кардинальный переход от идеи спасе-
ния мира к идее его неизбежной гибели на самом деле направлен на выживание и защиту группы. Любой от-
ступник несет в себе угрозу ее сплоченности и жизнеспособности. Впрочем, растущее недоверие к внешнему
миру нельзя назвать абсолютно параноидальным — оно в какой-то мере оправдано, поскольку по мере того, как
группа становится более закрытой и эксцентричной, окружающие начинают реагировать на нее более негатив-
но. При этом внутри культовой структуры ее члены начинают под руководством гуру заниматься уже не дея-
тельностью, связанной с духовным очищением, а отвлеченным тяжким физическим трудом,
боевыми единоборствами, военной подготовкой и даже строительством бомбоубежищ, что объясняется как
необходимая временная мера для сохранения внутренней «просвещенности»- от посягательств погрязшего в
смертных грехах мира. Таким образом, от привлечения новых членов группа переходит к самообороне. Страх
за будущее становится важнейшим механизмом обеспечения власти гуру и целостности группы.
Неудивительно, что с переходом от оптимистической экспансии к параноидальному апокалиптическому об-
разу мышления в группе начинается разброд и шатание, наименее истовые приверженцы уходят, а у остальных
начинают закрадываться сомнения в могуществе и мудрости учителя. В попытках противостоять распаду груп-
па становится более воинственной, и требования к повиновению возрастают. Но даже когда культ переживает
не лучшие времена, происходит некоторая вербовка новых членов, призванная восполнить потери. Однако те-
перь, во времена упадка, «продать» себя гораздо труднее — культ уже не выглядит столь привлекательным или
исключительным. Однако наиболее стойкие «его приверженцы все еще ухитряются чувствовать себя избран-
ными, поскольку убеждены, что именно им суждено выжить.
Таким образом, на данной стадии развития культа и гуру, и его последователи становятся замкнутыми, со-
средоточенными на своей внутренней жизни, изолированным от окружающего мира. Внешние завоевания сме-
няются междоусобными перебранками и борьбой за власть. Когда гуру осознает, что большинство членов
группы не намерены больше признавать его, он часть пытается компенсировать утраты (если только может себе
это позволить) строительством монументальных сооружений, символизирующих его величие. Обычно это па-
мятники или храмы, здания, образцовые общины и учебные центры. Праздник окончен. Теперь обещанные воз-
даяния откладываются надолго, быть может, в будущие жизни, и заслужить награду можно только упорной ра-
ботой. Это не только поддерживает активность учеников и не позволяет сбить их с толку, но и просто жизненно
необходимо, поскольку поступление средств, довольно обильное в период экспансии, почти прекращается. По-
этому и назначение активно рекламируемых грандиозных строительных проектов в существенной степени сво-
дится к росту земельной собственности лидера (общины или ашрама) или пополнению его казны.
Если потребности гуру во власти не удовлетворяются экспансией, то обычно он компенсирует это, добива-
ясь от своих адептов большего низкопоклонства и усиливая контроль и дисциплину путем жестких предписа-
ний, диктующих, как им следует вести себя в повседневной жизни. Нуждаясь теперь, более чем когда-либо, в
том, чтобы оставаться для учеников главной эмоциональной привязанностью, гуру устраняет все, что этому
мешает1 . И хотя, казалось бы, тесная связь с учениками необходима гуру как никогда раньше, он не только не
старается сблизиться с ними, а наоборот, еще более отдаляется и обособляется от них, так что даже свои распо-
ряжения теперь он спускает по иерархической лестнице. Все чаще от него исходят утонченно-хитроумные и от-
кровенно прямые предупреждения и угрозы по поводу пагубных последствий неповиновения ему и доверия к
чужим. Все чаще можно услышать: «Отказываясь подчиняться гуру, ты обрекаешь на страдания бесчисленное
число жизней»; «Как ты можешь рассчитывать на просветление или спасение, если ты непослушен и мало ра-
ботаешь?», «Ты не должен осквернять себя общением с теми, кто духовно не развит» и т. д.
Хотя гуру по-прежнему призывает к единению всех людей, на деле он все сильнее изолируется от окру-
жающих. Его проповеди — проповеди о любви, но он очень мало заботится о своих подопечных: они стали все-
го лишь инструментами для его амбиций. Все провалы своих мессианских устремлений и все неудачи гуру
(сознательно или подсознательно) списывает на свое окружение. По мере того, как изоляция группы увеличи-
вается, та же паранойя распространяется и на чужих, что в конце концов может послужить импульсом к наси-
лию. Отколовшимся от группы, часто угрожают, их жестоко наказывают, а иногда и убивают. Эта стадия обыч-
но завершается крупным скандалом или трагедией.
Авторитарные структуры, где власть лидера практически безгранична, формируют собственное представле-
ние о чувстве долга и единении, когда между своими и чужими возводятся громадные преграды. И пока холод
отчуждения не вытеснил чувство единения, этот путь весьма эффективен для достижения поставленной цели.
Однако возведение этих жестких барьеров не укрепляет культы, а напротив, делает их весьма уязвимыми, поскольку
их отношения с окружающим могут развиваться двояко: либо по пути прозелитизма, либо скатываясь
к паранойе. Потенциал для насилия и злоупотребления в авторитарном культе всегда налицо, и не
только потому, что любое слово лидера является законом, но также и потому, что все посторонние причисля-
ются к категории «чужаков», что во все времена служило оправданием насилию.