Итак, немного про восстановление классических седел советских дорожных велосипедов.
Сразу оговорюсь что в принципе ТРУ
способом это не является, но учитывая кое какие особенности данных седел, а также имеющиеся колхозные условия, он был выбран как наилучший на
текущий момент.
В наличии имелось седло от ММВЗ 87 года выпуска.
Вложение:
Изнанка покрышки седла.jpg [ 421.3 КБ | Просмотров: 1735 ]
В коже я особенно не разбираюсь. Но склонен верить общепринятому мнению что в последние годы(а то и все?) выпуска дорожные седла делали из прессованной кожи. Хотя, у меня в загашнике лежит седло от «Украины», в непотребном виде, но с клеймом на покрышке «УК», что собственно ничего не означает относительно материала из которого оно выполнено. В силу этого практически никто не берется за восстановление седел советских дорожников, т.к. все хотят на выхлопе получить BrookS(ну или подобие) за «недорага». С этими седлами такой номер не проходит, даже если не касаться конструктива. Считается что главное отличие прессованной кожи состоит в отсутствии способности дышать а также самого основного бонуса покрышки из натуральной кожи – а именно со временем принимать форму филейной части владельца, вследствие чего оно становится почти «анатомическим» сидением.
Конечно же на мой взгляд, самый кошерный способ восстановления показан в теме
Kisa, который заключается в изготовлении новой кожаной покрышки на старый советский каркас.
Но так как кожи под руками не было, пришлось восстанавливать что есть. А есть следующее – владелец седла протер. Гм… Своей вышеупомянутой филейной частью
седло во многих местах до снятия родного покрытия с кожи. Как следствие этого, а также отсутствия за ним ухода и наконец передвижение на мокром седле в дождь оно легло на пружины. Соответственно приняв рельефную форму каркаса. Фото ДО к сожалению не сохранилось.
С помощью отвертки и какой то матери были разогнуты и извлечены родные заклепки, часть как водится при этом рассыпалась. Покрышка была снята. Затем долго и мучительно ошкуривалась до снятия остатков старого покрытия. Шкурилась абразивом с размером зерна 120 вначале на сухую, затем на мокрую. Огрехи снимались напильником. По хорошему гораздо проще сразу пройти напильником, а затем другими абразивами в порядке уменьшения. Т.е. 240й, 600й, 800й, 1000й, 1500й последовательно.
Затем замачиваем на ночь седло в воде. Я решил попробовать туда еще и желатина добавить, т.к. это добавляет твердости коже. В принципе именно для желирования наверно по хорошему нужна небольшая емкость и приличная концентрация желатина. Причем даже не знаю где там разница между проникающей способностью и «заливным из старого седла»
. Но я сыпал буквально несколько маленьких пакетиков на таз. Не забываем что желатин нужно предварительно растворить в теплой воде. Инструция по разведению для холодца
обычно присутствует на упаковке.
Оставляем на ночь. Потом вынимаем покрышку, руками пытаемся выправить косяки в геометрии. В идеале именно для дорожных седел лучше все же выпилить лобзиком из доски каркас на который можно было бы натянуть его на просушку. Связано это с тем что на родном каркасе натягиваться кожа в общем то не желает, в отличие от спортивных седел. Я натянул покрышку на родной каркас, в нужных местах подложил тряпки и пробки от шампанского. Туго обмотал вокруг лентой от какого то советского рюкзака, и положил сушиться. Считается что сушить нужно в темном помещении без сквозняков. Естественно такого не было, посему сушилось все в обыкновенном сарае. По прошествии недели выяснилось, что покрышка нормально высохла. Но пробки от шампанского дали в итоге пару ложек дёгтя. В паре мест из «впуклости» выросла некоторая «выпуклость». В принципе это не беда, думаю под весом седока со временем выправится. После этого финально отшлифовал 1500 шкуркой. Поверхность стала бархатистая как у замши.
Имейте ввиду, что все малейшие косяки со шлифовкой в итоге вылезут наружу и будут отчаянно мозолить Ваши глаза, в то время как для остальных будут невидимы.
Вложение:
Фото после шлифовки.jpg [ 499.67 КБ | Просмотров: 1735 ]
На рынке, у деревенских мужиков, продающих мед было куплено где то грамм 300 воска за 100руб. Не знаю насколько правильно пропитывать велосипедное седло именно воском, но это оказался самый дешевый(и правильный на мой взгляд) в текущих условиях вариант. Воск не стал смешивать с чем либо что облегчило бы его нанесение. Хотя знал что это приведет к некоторым трудностям. Т.к. хотя пропиткой кожи занимаюсь впервые, но опыт с деревом имеется.
Итак начнем. Нам понадобится отшлифованная и просушенная покрышка, промышленный фен, а также воск.
Вложение:
Начнем.jpg [ 591.58 КБ | Просмотров: 1735 ]
Вложение:
Хорошо видны следы от ленты.jpg [ 530.35 КБ | Просмотров: 1735 ]
Кладем куда нибудь на удобное место покрышку. У меня был крайне неудобный пень с которого она падала, и периодически мешающий дождь.
Берем в одну руку кусочек воска. По мере расхода я брал его пассатижами. Так как воск мы ничем не бадяжили вариант тупо намазать не пройдет. Технология нанесения примерно такая. Ставим температуру воздуха где то 100 – 150 градусов, прикасаемся кусочком воска к покрышке. Направляем туда сопло фена, не забывая что греть нужно покачивая рукой, чтобы не перегревать локальные участки. Воск начинает плавиться; синхронно действуя двумя руками наносим равномерный слой воска на кожу. Не на свою!
Со своей еще намучаетесь воск снимать!
Потом просто прогреваем покрышку чтобы нанесенное впиталось. И так раз за разом пока процесс впитывания не остановится. Цвет будет меняться от непонятных разводов до красивого коричневого с красным отливом. После того как впитывание завершится нужно взять чистый(!!) войлочный круг и аккуратно, не допуская перегрева отполировать поверхность. Я полировал полой от солдатской шинели, вручную. В связи с чем допустил ошибку, так как не снял ворс и он благополучно сел на излишек воска. Пришлось греть седло и свободной рукой скатывать шерсть. А потом заново полировать.
Вложение:
Финальный результат 1.jpg [ 581.92 КБ | Просмотров: 1735 ]
Вложение:
Финальный результат 2.jpg [ 497.89 КБ | Просмотров: 1735 ]
Вложение:
Финальный результат 3.jpg [ 499.99 КБ | Просмотров: 1735 ]
На фото видны некоторые огрехи, но камера проявляет даже невидимые глазом недостатки. Также имеется некоторая неравномерность покрытия, которую я исправил на следующий день.
В результате пропитки седло приобрело нереально красивый цвет при падении солнечного света, полную невосприимчивость к влаге (что по идее плохо для велоседла), а также дополнительную деревянность. Теперь можно по нему стучать костяшками пальцев.
Есть мнение что после пропитки коже нужно полежать денек, т.к. на следующий день неравномерность цвета на отлив ушла считай сама. Также не знаю что у него теперь с паропроницаемостью. Да и была ли она?
Серьезным же недостатком является недостаточная стойкость покрытия к царапинам, благо это решается простым прогревом
. Хотя судя по моему опыту с деревянными изделиями, со временем оно становится более крепким.
Некоторой неожиданностью для меня оказался факт что расправленная покрышка отказалась совмещаться со старыми отверстиями на каркасе
, ввиду чего пришлось просверлить в нем новые сверлом 4,0мм. Сверлить пришлось только два отверстия в задней части каркаса, среднее совпало. Боковые получились как бы восьмеркой без перекрытия отверстий.
Проблемы которые предстоит решить:- Поиск из чего сделать заклепки/резьбовые заклепки.
- Нужна ли такому седлу шнуровка по низу
. Если да. Соответственно нужен пробойник. Хотя где то видел способ с зазубренным коленом от телескопической антенны в дрели.
- Самое главное – одна из задних пружин(которые две основные) просела и потеряла жесткость. Где найти, от чего приколхозить ума не приложу. Есть в наличии одна пружина от более современного Минска, но в цинке. Смотреться никак не будет.
Либо сдирать хром с каркаса и красить. Жалко
, т.к. покрытие более менее живое.