Давайте для разнообразия притормозим на рулях, я ж "мав час та натхнення", но работать сорвали...
viewtopic.php?f=31&t=296325&start=120#p1609953При рулях типа буллхорн ("бычьи рога", пиленый баран на табуретке и на сурлифакере том - это тоже, строго говоря, разновидности булхорнов, мы говорим "пиленый баран" просто чтобы отличать самопальный примитив от покупного специального) как раз ручки ставят тоже на торцы. Вот, полюбуйтесь - самопальные
viewtopic.php?f=31&t=163099&hilit=%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B9 но фирменные устанавливают так же. . А та ручка, на сурлифакере, мне даже визуально кажется неудобной. Ваши теоретизирования про длину пальцев практикой не подтверждаются
, мизинцы никто не задействует - они остаются на руле. Чисто интуитивно - так контроль над велосипедом лучше. А ручки тормоза устанавливаются обычно так, что их габарит находится не по краю грипсы, а несколько внутри. Т.е. ручки короче грипсов, как раз, чтобы мизинфы на руле оставались.
Конкретно там, автор писал - другого выхода не было. Ведь тормоз гидравлический, там навороченый компоненты... Подозреваю, при других раскладах, он бы поставил ручку, как торцевую.
Рули типа барана и булхорна пользуются популярностью благодаря одной особенности - у них дофига удобных хватов. Это очень востребовано, если поездка длится дольше, чем минут 15, все, у кого стоят такие рули раз минут в 5-7 обязательно его перехватывают чисто машинально. Так удаётся долго руки сохранять неуставшими, хоть целый день. Другие типы рулей практически не имеют такого преимущества (разве что бабочка или палка с рогами, но это
). Ну и кроме того, они обеспечивают при необходимости (например, при встречном ветре) аэродинамическую посадку, не заламывая руки. Тоже полезная фигня.
Как правило, узкие (например от туриста ХВЗ) бараны большинству велосипедистов неудобны, но не всем, есть любители. Удобные начинаются с ширины примерно от 40 см. Специальные туринговые бараны лучше стальные (не так отбивают руки), они ещё шире спортивных и имеют небольшой прямой участок, параллельный раме (в то время, как на спортивном после поворота трубы вперёд сразу следует поворот трубы вниз). Туринговый баран можно увидеть на этом велосипеде:
viewtopic.php?f=31&t=160854&start=2040#p1568838 Иногда неудобный узкий баран переворачивают и пилят под булхорн, находя это более удобным.
У барана и буллхорна даже одних только верхних хватов несколько получается. И нижние ещё. И "дальний" на булхорне. А тормозные ручки (или одна во многих случаях) стоят где? А чёрт-те где.
На шоссерах время гонки обычно велосипедист проводит раком в нижнем хвате, и пальцы его находятся недалеко от ручек, тормозить из такой позиции быстро, удобно, значит безопасно. А вот если мы оседлаем обычный шоссер в городе для поездок (как многие и правильно делают
), мы будем кататься, восновном, в верхнем хвате - он обеспечивает наибольший комфорт, контроль руля и ситуации вокруг. А при необходимости срочно тормознуть начнём лихорадочно хватать руками те ручки, которые, как неожиданно оказывается, находятся ооочень далеко. В итоге приходится постоянно ездить неочень удобным хватом за слоны (стойки ручек). Я вообще доездился на шоссере до того, что левая рука ездила на слоне, правая - на перекладине. Или вот, свежий рассказ коллеги о том же:
viewtopic.php?f=31&t=293403#p1609656 Ещё смешнее эта отрыжка велоспорта выглядит на совсем негоночных турингах или сити-байках, оснащённых бараном ради удобства. Буржуи пытались исправить это, присобачив этакую кочергу на ручку, ХВЗ пытался следовать их примеру, но это не очень удобный вариант - строго говоря, чтобы было удобно, для каждого велосипеда и велосипедиста нужна немного разная форма и размер этой кочерги. И на булхорны таких нет.
Короче, давно придумано гораздо более удобное и безопасное для города место тормозной ручки на баранах и булхорнах - на перекладине, горизонтальной трубе руля. Я влюбился в эту схему, ничего другого не хочется. Любой человек, пересев с любого велосипеда, абсолютно не задумываясь уверенно и быстро тормозит такой ручкой. Друзья тоже оценили такое расположение и применяют у себя.
На рулях с одним хватом (о которых ниже) ручка располагается, понятно где
Ещё момент: Часто можно видеть тормозные ручки, вспарывающие воздух - сильно задраные вверх аки рога (это не относится к классическим ручкам на баране - там свои правила). Для того, чтобы затормозить, приходится задирать пальцы вверх, заламывая запястье. Это неправильно - неудобно и небезопасно. Ручку нужно опускать довольно сильно вниз - обычно, при правильном её положении, её не видно с места водителя - она прячется за рулём. В этом случае достаточно лёгкого движеня пальчиками, чтобы мнгновенно затормозить или приготовиься к торможению.
Заканчивая о ручках, напомню, что левая ручка - передний тормоз, правая - задний. Просто потому что так у нас принято. Ведь никаких эргономических запретов для того. чтобы поменять в автомобиле местами газ и сцепление нет, но представьте, что будет, если разные производители начнут это делать произвольно..
Рули попроще, дорожные - "как на украине" тоже пользуются заслуженой популярностью. Они обеспечивают отличный контроль велосипеда именно на дорогах (не при экстриме), прямую удобную и ненапряжную для спины посадку. У них практически только один хват, но для недалёких оездок это приемлемо, особенно учитывая преимущества таких рулей.
Их грубо можно разделить на два вида - с параллельными и перпендикулярными раме грипсами. Сложно сказать, какой из видов лучше при каких условиях. Лично мне почему-то приятно ездить и на нешироком "параллельном" руле, и на расширеном против стандарта "среднем", у которого грипсы с рамой составляют угол около 45°, а на "перпендикулярных" не очень нравится.
Некоторые из этих рулей можно перевернуть вверх ногами. Иногда считается, что это пацанский понт, но на самом деле такой вариант официально рассматривается в книгах
Вложение:
sample.JPG [ 47.6 КБ | Просмотров: 2851 ]
Такого перевёрнутого типа рули в старину использовали на гоночных велосипедах, и именно они постепенно мутировали в баран. Удобство их, если честно, сомнительно - нормально ехать можно только единственным нижним хватом. Но если недалеко и быстро - такой руль довольно неплох. Им приятно контролировать велосипед на сравнительно больших скоростях. Обычно используется на приспортивненых дорожниках. Я использую именно такой для дачного разгонного велосипеда, на котором гоняю недалеко и быстро налегке. Есть любители таких рулей и для более плотного применения.
Палка и райзер -
рули аша.. типа горные по своему происхождению. Это невысокие поперечные рули с единственным хватом (часто добавляют рога для второго хвата). Ими отлично контролируется велосипед в любых условиях, это и есть их главное преимущество - плевать на некоторое неудобство. Недаром суженые райзеры популярны на довольно злых фиксах, заточеных под безбашенную езду в плотном городском траффике.
Вынос.
Выносы часто подбирают по понту или красоте. Это правильный подход - велосипед обязан быть красивым
. Но на нём ещё и ездят, поэтому геометрия выноса - тоже не последняя вещь.
Сначала о длине.
Для правильного подбора выноса в первую очередь стОит обратить внимание, какой вынос и руль стояли на конкретной раме в стоке. Они не зря стояли там именно такие, и как бы не свербило у нас творчество в организме, часто это самый лучший вариант. Иначе рискуем попасть в ситуацию, когда на длиннючую дорожную раму ставят красивый длинный вынос и в него руль райзер.. Получается езда лёжа лицом вниз.
Помним о том, что рамы Украина-Турист-Стартон отличаются по длине на 5 и ещё на 4 см. Поэтому, например, переставив седло и руль со стартона на украину, и сохранив высоту их, нужно сразу, не думая, брать вынос на 9 см (!) короче - только тогда посадка останется неизменной.
Достаточно интересно, что излишнее удлиннение выноса неудобно всегда. Первый признак этого (когда вроде ещё нормально едется) - некоторые... не то что боли... ощущение быстрой усталости в пояснице. Обратный же случай - слишком короткий вынос - никаких болезненных ощущений не вызывает практически никогда. Он может вызывать только неудобство - когда коленям тесно, или когда слишком парусит вертикальная посадка при встречном ветре, а пригибаться неудобно.
Об этом часто забывают, но длина выноса напрямую зависит от конфигурации руля. Почему забывают? Такой тонкостью, как длина выноса, страдают обычно на спортивных велосипедах, а рули их (бараны и булхорны) по длине, если подумать, все практически одинаковы.
А вот разные "гражданские" рули, помимо "продольных" или "поперечных" грипсов имеют очень даже разное расстояние от точки крепления в выносе до этих самых грипсов. Смотрите, здесь добрых 5 см, в то время, когда спортивные выносы стараются подбирать с точностью до 5 мм!
Вложение:
DSCI0868.JPG [ 86.31 КБ | Просмотров: 2851 ]
Т.е. при сохранении посадки и замене одного руля из этих на другой, нужно в одном случае брать вынос на 5 см (!) длиннее, а в другом вообще невозможно сохранить посадку при замене! А если рама длинная дорожная и посадка на пределе, то такой руль вообще не подходит к этой раме!
Т.е уже понятно, что если рама берётся от Украины, и есть желание установить длинный стартоновский вынос, то мы просто вынуждены искать руль типа "Мусташ" с сильно заведенными назад грипсами, иначе нормальой посадки не видать.
Теперь о высоте.
Чем более спортивный характер у велосипеда, тем ниже у него располагается руль. Например, перекладина барана по идее устанавливается на гоночных велосипедах на 30...50 мм ниже уровня седла. А рога баранов бывают разной глубины, и этой глубиной спортсмены делают себе настолько ракообразную посадку, насколько возможно или нужно в данной спортивной дисциплине.
Хорошая высота перекладины барана на туринге - вровень с седлом. Примерно вровень с седлом устанавливаются и грипсы дорожных велосипедов. Иногда на пару см выше.
Получается, что сначала нужно определить, где у нас будет седло - минимум по этому вопросу описан здесь:
viewtopic.php?f=31&t=185604#p1316501Т.к. у нас с вами часто размер рамы не соответствует нашему росту (особенно это актуально для высоких коллег), с высотой выноса может быть засада. Например, мне положены рамы где-то 60-го роста, но попадают всё 56-го. Поэтому сидухи мои жирафообразно торчат в небо на самопальных или заводских длиннючих подседелах. Поднять вынос так, чтобы, например, на спортивном велосипеде он был ниже моего седла на положеные 50 мм не получается - не хватает трубы выноса. Например, на Табуретке это расстояние больше 80 мм.
О длине и высоте вместе.
Многочисленные рекомендации "вытянуть маленькую раму длинным выносом" сопровождаются соответствующими формулами, всё это правильно и хорошо, но! Эти формулы обычно не учитывают реальных выносов, точнее их высоты. Формулы расчитаны на то, что руль будет располагаться на положеные, скажем, 50 мм ниже седла. А мы не можем так высоко вытащить вынос из рамы - шток короткий, вот где засада.
Получается: Насчитал я себе вынос 110 мм, установил (максимально, до метки вытащив его в высоту), а посадка-то слишком ракообразная, спина болит. Потому что длина взята по формуле, а занижение относительно седла чуть не вдвое превышает положеное.
Поэтому, формулы используем для общего развития (не, ну если какая учитывает высоту - это меняет дело, но мне такие не попадались, может искал плохо). А вынос берём намного короче, если видим, что по высоте он мал. Конкретных цифр и формул, увы, не дам - нужно подбирать индивидуально. Помним, что лучше ошибиться, слишком приблизив руль, чем наоборот.
И во всех случаях определяющим фактором является наклон спины.
Намерено не углубляюсь в научные расчёты этих вопросов - такого полный Интернет. Здесь попытался осветить выбор руля и выноса по-рабоче-крестьянски, с учётом нашей специфики.
Понятно, имеется ввиду нормальное телосложение и состояние здоровья велосипедиста. У кого есть какие-то особенности, понятно, учитываем. Например, половина из сказаного, совершенно бесполезна была при постройке этого велосипеда
viewtopic.php?f=31&t=160854&start=465#p1235471 , но мы с другом добились того, что ему удобно и ездить он может достаточно далеко, не уставая.