Хотел еще написать мини инструкцию по проверке покупаемого фреймсета в офисе службы доставки. Обычно в НП дают не более 15 минут на проверку товара. поэтому не грех попросить помочь сотрудника почты с распаковкой хотя бы, так как размотать раму от слюды и картона и скотча бывает занимает до 5 минут самому.
Я сделал себе бумажку со списком параметров к проверке ибо не первый раз покупаю фреймсеты по почте, что бы ничего не забыть - лучше иметь список перед глазами и сконцентрироваться на самой проверке.
Мой список по мере очередности (то есть если на первом пункте списка уже есть проблема, то проверять дальше нет смысла):
1. Отсутствие "вертолета" на раме. Для проверки понадобятся: моток обычной тонкой нитки и линейка. Ставим раму вертикально на кареточный узел и низ рулевой. Берем нитку и продеваем один конец в колечко крепление крыла на дропе рамы, или просто продеваем через дроп в случае трековой рамы. Далее ведем нитку огибая "лобик" (рулевую колонку с внешней стороны) на другую сторону рамы, доводим до дропа на другой стороне рамы и привязываем нитку в то же месте (узел нитки должен быть там же, где и на первом дропе) слегка натягивая её. Получаем две прямые линии от дропа до рулевой по обе стороны рамы. Теперь берем линейку и замеряем расстояние от нитки до стенки подседельной трубы в месте их наибольшего сближения. Расстояния по обеим сторонам рамы должны быть одинаковы. Иное может говорить либо о кривизне рамы либо о сильной кривизне дропов (что даже на глаз заметно).
Вложение:
P60306-181304-001.jpg [ 263.61 КБ | Просмотров: 3426 ]
Вложение:
P60306-181336-001.jpg [ 262.96 КБ | Просмотров: 3426 ]
Вложение:
P60306-182014-001.jpg [ 319.41 КБ | Просмотров: 3426 ]
Вложение:
P60306-182104-001.jpg [ 353.93 КБ | Просмотров: 3426 ]
2. Проверка кривизны дропаутов\перьев. Для этого понадобятся 80мм болты М8, 4 шайбы М8, 2 гайки М8 и 2 барашка М8. Болты надо закрепить в самом дальнем положении дропа так, что бы их шляпки были на равном удалении от дропа, а концовки болтов были максимально близко друг к другу. Если дропы ровные и параллельны друг другу - болты будут находится в одной плоскости по двум осям. Малое несовпадение оси болтов зачастую можно выправить с помощью старой велоцепи и этих же болтов, но болты при выпрямлении дропов гнуться и по факту нужна не одна штука для таких манипуляций по выпрямлению. Небольшое различие осей как на фото - частая проблема, но не серьезная. Мне удавалось поставить колесо ровно даже в полтора раза более сильном искривлении. Применять резьбовые шпильки М10 для выгибания дропов категорически не советую. Металл там такой же мягкий как и на болтах, но из-за неравномерного приложения усилия шпилька может треснуть и отломиться, а с размаху летящий в неизвестном направлении метровый железный пруток ничего хорошего явно не сделает в данной ситуации! Источник - личный опыт.
Вложение:
P60306-181354-001-001.jpg [ 103.66 КБ | Просмотров: 3426 ]
Вложение:
P60306-181535-001-001.jpg [ 340.62 КБ | Просмотров: 3426 ]
Вложение:
P60306-181504-001-001.jpg [ 268.46 КБ | Просмотров: 3426 ]
3. Параллельность плоскостей рулевого стакан \ чашек. Чашки рулевой должны быть параллельны друг другу что бы подшипники одинаково плавно вращались и не было заклинивания или люфта. Проверяется двумя способами. Первый и самый простой - линейкой замерить высоту от края до края рулевого стакана вместе с чашками и без. Если высота в нескольких местах одинаковая, то и плоскости параллельны. Бывает. что рама с завода еще имеет кривизну рулевого стакана, но чашки запрессованы ровно и долгие годы так велосипед и ездит. Я такое встречаю почти на каждой второй раме и по факту ничего плохого от этого нет, главное не выбивать такую чашку из рамы при покраске, а только закрыть. Иначе потом снова запрессовать ровно чашки будет очень трудно.
Второй способ для очень большой точности, которая в рулевых хвз мало когда требуется). Для проверки вторым способом потребуется струбцина минимум на 20см (самого зажима) и два идеально ровных и толстых куска металла одинаковой формы. Суть в том. что бы прижать к плоскостям чашек или рулевого стакана рамы по куску металла с верху и снизу, закрепить струбциной и измерить высоту между этими кусками металла. Измерять надо штангенциркулем для максимальной точности.
Если есть кривизна (не параллельность плоскостей) - можно либо выровнять чашки рулевой в стакане, либо выравнивать плоскости специальным инструментом в веломастерской.
4. Отсутствие вмятин, трещин, ржавчины, варки, непропая. Эти параметры идут вместе так как все требуют концентрации на мелких объектах. Бывает уместным воспользоваться фонариком. Где то читал, что под ультрафиолетовым фонариком лучше видны трещины, сам не проверял эту теорию. Лучше всего покупать раму и вилку без краски, тогда шансы что продавец скроет недостатки очень мал, а если и скроет - то со своей стороны мы сделали все что могли для выявления этого и пинать на себя не стоит)
5. Отсутствие лишних отверстий. Бывает сверлят дырки для внутренней проводки тросов, бывает от "нечего делать". В любом случае такие дырки - уже не идеальное состояние товара. Иногда в области таких дырок наблюдается ржавчина и узнать наверняка что там в районе этой дырки с металлом происходит не представляется возможным. Бывает, что можно заглянуть в трубу на место такой дырки, зачастую это места верхней трубы рядом с подседельным узлом и рулевой. В некоторых моделях узлы в местах соединения труб сквозные, на других же имеется только прорезь (видимо вентиляционная) через которую вряд ли что-то можно разглядеть.
6. Перенарезалась ли резьба в кареточном узле. Для определения этого параметра понадобятся чашки каретки хвз и хороший маток туалетной бумаги для вычищения грязи и старой смазки с резьбы каретки.
!Пренебрегать этим параметром ни в коем случае нельзя! Недобросовестным продавцам легче всего скрыть этот параметр под слоями грязи, а новую резьбу не всегда есть возможность нарезать, да и очень дорого сие удовольствие.
7. Наличие всех упоров для тросиков. Этот параметр часто забывают проверить новички ибо не знают где и сколько упоров должно находится. Поэтому определение модели фреймсета и заблаговременное изучение особенностей этой модели очень и очень важно.
8. Целостность колец зажима подседельной трубы. Есть "умельцы" умудрившиеся зажимать подседел не 25мм диаметра, а какой нибудь необычный, например 23.5мм. Это частая проблема на рамах с трубами большего чем 25мм диаметра (обычно иностранные фреймсеты), но и на хвз рамах тоже встречается хоть и гораздо реже. От этого подседельный зажим перекошенным становится и образовывается избыточное неравномерное напряжение на самих кольцах зажима, от чего последние дают трещины.
Технику проверки вертолета почерпнул тут на ХТ.
Фото добавил. Если будут вопросы - задавайте) Спасибо за комменты по делу. Если вам есть что мне сказать по поводу дисклеймера - пожалуйста обращайтесь в лс. Я правда не хочу зафлеймить топик про сборку велосипеда. Спасибо.