Могу поделиться особенностями крокодиловодства в Прибалтике
Началось всё, как водится, со стоящего в гараже Туриста, 1991 года издания, мистического экспортно-подарочного варианта. (подарочность выражалась в том, что присутствовали
хромированные брызговики и багажник, да задних звёздочек было 5, как у Старт-шоссе). Турист перерождался в крокодильчика понемногу, и этот процесс ещё не закончен,
так что попытаюсь описать конечный результат, и как дошёл до жизни такой, заодно сосчитав, сколько это стоило...
Штатные туристовские одинарные алюминиевые обода попили мне немало крови, меняя геометрию при вполне обычной езде по сельским дорогам и лесным тропинкам. Кончилось всё тем, что заднее колесо приняло Г-образную форму, когда я решил чуть подвезти совсем даже не тяжёлую жёнушу на багажнике... Вопрос с колёсами был решён радикально - на барахолке за 30 USD приобретены оба колеса в сборе, со звёздочками. Колёса как и штатные, 28 дюймов, но с кррутыми двойными ободами алюминиевого сплава 6061. (Производитель обода – Jinhentong, поисковик на это слово выдаёт завод по производству... противогазов!!!) Втулки Assess, по виду точёные. (При попытке поразмыслить, откуда на барахолке такие дешёвые новые колёса, в голову приходят чёрные мысли о кражах из веломагазинов в какой-нибудь Германии. А что, сутки не спеша на машине, без всяких виз - Евросоюз, блин... Причём продавец сам был заметно рад - колёса не на горный вел никто не берёт, эти якобы год провалялись...) Правда, пилюля оказалась не без дёгтя - в задней втулке не хватало одного шарика, пришлось переставить из Туристовской, все шарики скопом. Звёздочки вообще без каких-либо маркировок, шли в комплекте - 7 шестерёнок, 14-28. При установке заднего колеса обнаружилось, что новая ось с 7, а не 5 звёздочками заметно длиннее (с левой стороны тоже довольно длинный дистанцер-шайба), и пришлось мягкую туристовскую раму разогнуть (впрочем,это было не сложно, гнётся она легко). Была мысль переставить родной блок из 5 звёздочек от Туриста, но понаблюдав, как ходит весь блок вверх-вниз (видимо, звёздочки сидят не по центру – нормальное явление для уже не советской сборки...) оставил всё как есть, 7 звёздочек скромного производителя из далёкого Китая.
При установке переднего колеса обнаружилось, что ось оного потолще стандартной, так что ушки пришлось подработать напильником.
Шины, а заодно и камеры с длинным узким велониппелем (Presta), приобрёл в отделе спорттоваров универмага, они продавались рядом с «горными» велосипедами по 71 USD... Шины Kenda Trekking, 622x37, хотя в реальности они шириной около 35 мм. Обе шины с камерами стоили USD 18.
Поскольку звёздочки новые, прикупил и цепь, с маркировкой JBY, видимо, китайского производства, так как стоила она USD 4. Цепь интересна тем, что у неё съёмное соединительное звено – у него одна сторона представляет собой пружинку, как на советских обычных цепях, только крепится пружинка без подложки, поэтому звено не шире обычного. Пока вроде всё держится, переключается без проблем...
Задний переключатель – Shimano, без маркировки модели (видимо, Touring) куплен за USD 7, крепится не на штатном ушке, а на ось колеса. Манетки не менял – посчитал, что выигрыш в удобстве не так уж велик – мне как-то вовсе не часто доводится переключать. Вопреки пессемистичным ожиданиям, цепь по всем 7 задним звёздочкам ходит весьма бодро, чётко, без промежуточного хруста и задержек.
По схожей причине – не работал, и не пользовался – совсем снял передний переключатель – мало того, что он был из отвратительно мягкого металла, и гнулся сам, а не двигал цепь, так ещё и большая передняя звёздочка нахально изгибалась чуть ли не в восьмёрку, когда на педали так посильнее нажмёшь... Новый переключатель не поставил, пусть хоть что-то останется на будущее. По той же причине (да и деенег маловато осталось...) не менял пока педальную группу вместе со звёздочкой. Приснопамятные клинья вроде пока держаться, не скрипят.
Один знакомый по весне апгрейдил свой горный велик, так от него мне бесплатно досталось средней жёсткости сиденье, а также пластмассовые тормозные рукоятки. Они, хоть и пластмассовые, и эротично пригибаются к рулю при более настойчивом на них нажатии, всё же намного удобнее штатных туристовских, разработчики коих, кажется, вообще не слышали слова «эргономика». За компанию поменял оба тормозных тросика на менее «волосатые», и оплётку тросиков. Оплётку купил погонный метр, в веломагазине, она изнутри проложена неким розоватым материалом, якобы, тефлоном. Не знаю, тефлон-не тефлон, но тормоза нажимаются с заметно меньшим усилием. Тормоза и колодки оставил те же, туристовские. Тормозиться однозначно лучше стандартного Туриста, хотя бы за счет полного прилегания к ровному ободу. «Хватают», конечно, не так, как хорошие горные, но не по скалам и ущельям же мне на нём ездить! Тросики и оплётка вместе стоили 4,28 USD.
Руль я принципиально оставил алюминиевый туристовский – пробовал я ездить с рулём бараном, так вовсе не понравилось, как не хватался. Ну нравится мне скорее полупрямая, а не полулежачая посадка, и кисти мне удобнее держать под углом по отношению к перпендикулярной оси, а не прямо или перпендикулярно, как на баране.
Стойку руля пришлось поменять вынужденно – оригинальная ляминивая сломалась, когда однажды немного не вписался в поворот, зато вписался в забор... Стойка – дешёвая железная, USD 2,50 на той же барахолке. Был бы выбор – не менял бы.
Багажник с более удобным (и для меня важным!) пружинным зажимом свинтил с какого-то старого выброшенного на свалку велика.
Наконец, чтобы придать завершённый «крокодилистый» вид, покрасил раму тёмно-зелёной краской с металлическим отливом. Перед покраской раму просто почистил жёсткой губкой с обычной кухонной абразивной пастой. Краску – маленькую баночку – купил за USD 4.30. Краска Hammerite, специальная по железу, с преобразователем ржавчины. Вел покрасил, и в баночке ещё два раза по столько же осталось. Краска разочаровала – как обопру, скажем, на железное ограждение, остаются нехорошие царапины, под которыми видна старая красная краска. Может, сначала надо было старую краску удалить, Hammerite на ржавой садовой водяной колонке держится как зверь, даже ручками вёдер не оцарапалась, не слезла.
И того, преобразование Туриста во вполне приличный крокодил мне обошлось примерно в USD 70.
Тот же чел на барахолке предлагал купить за USD 90 некий ободранный и оборжавевший Touring велосипед какого-то скандинавского происхождения, с виду производства 70-80 годов, но я отказался – неивестно, что ему пришлось бы поменять, да и... ХВЗ как-то привычнее... При условии, что современный новый велосипед со схожими параметрами у нас стоит начиная от USD 660, крокодилостроение считаю вполне приемлимым вариантом! А в том, что горный, или, тем более, «горный» велосипед лучше, чем мой крокодил, подходит для поездок по латвийским (на 90% приличным, не калечащим технику) шоссе и просёлкам, меня не убедит никто!!!
P.S. Доберусь до фотоаппарата - выложу фотку...