Думаю статья будет интересна людям желающим проехаться на лигераде и ощутить - каково же это - ездить лежа
А возможно и задумывающимся о постройке.
Речь пойдет о езде на заднеприводном полноподвесном хайрейсере .
Первое с чем вам доведется столкнуться - научитесь стартовать. В плане ощущений
лигерад здорово отличается от велосипеда. Стартовать у кого то получается сразу, иным нужно двое суток чтоб освоиться.
Мне удалось поехать с четвертой попытки.
Хорошо если вы опытный велосипедист. Возможно тогда вам освоиться будет легче - но в освоении немалую толику сыграет тип конструкции и привода.
Научиться
стартовать на лигераде легче когда вы не откидываетесь полностью на спинку сиденья. В этом положении на большинстве конструкций легче трогаться с места. После того как тронулись -
не бойтесь расслабиться и лечь в сиденье полноценно.
Второе с чем доведется столкнуться - угол обзора.
Перед вами ваши ноги, слепая зона составит 1.2 - 2 метра в зависимости от конструкции.
Поэтому ямки на дороге и прочие помехи нужно замечать заранее. Часто в момент объезда ямок - вы их не можете наблюдать визуально. Объезжаете их интуитивно "на ощущениях", это не трудно. И это учит хорошо чувствовать конструкцию и ее габариты.
Помните что
на лигераде вы не сидите а лежите, поэтому приподнять пятую точку с кресла при прохождении асфальтового драбодана невозможно. Мягкая подложка сиденья и подвеска (если она есть) помогут вам.
Но более эффективным будет "лигерадный чуй" - это когда вы увидели издалека ровную бровку и ямы по бокам, и когда бровка попадает в слепую зону - вы проезжаете по ней чуя ее, но не видя.
Да помогут вам в сием велосипедные боги, и пребудет с вами сила
В целом научиться объезжать препятствия на ощущениях не сложно и займет 2-3 дня.
У лигерада более плавный разгон чем у велосипеда. Лигерад имеет меньшую площадь миделя (лучшую обтекаемость). И катать на нем против ветра - одно удовольствие. В ветренную погоду я неоднократно обходил велосипедистов, более того отрывался вперед с ускорением.
На лигераде удобно пользоваться зеркалом заднего вида. Его можно расположить на руле (который часто на уровне вашего лица). Либо использовать зеркальце крепящееся на дужку очков. Зеркало увеличит угол обзора,
оборачиваться на лигераде не очень удобно, но возможно. Зеркало способствует безопасности если им пользоваться. На лигераде это актуально.
У большинства лигерадов
радиус разворота больше чем на велосипеде. Учитесь проходить повороты в наклоне. Это поможет уменьшить радиус , хотя здесь у каждой конструкции рекумбента он свой.
Лигерад
медленнее чем велосипед проходит подьем , но
на ровных участках и спусках он всегда быстрее. Основная спецификация лигерада - асфальт и загородный дальнобой. При езде в городском трафике на лигераде ощущаешь себя "тесно" и "как бы кого не помять".
В городе и за его пределами - вам , лигерадисту! обеспечено всеобщее внимание. С вами будут здороваться "скорые", таксисты, дальнобойщики, будут махать руками дети, девушки .Если вы обходите троллейбус или маршрутку - пассажиры прилипают к окнам. Иногда это мило, а иногда надоедает .
Есть люди фотографирующие вас из окна машины ,ночью со вспышкой (и ослепляющие ею). Опаснее всего люди прижимающие вас автомобилем к обочине - чтобы рассмотреть.
Самый частый вопрос будет "И шо? Удобно?!" - приготовьтесь к нему и не обижайтесь на людей.
Просто на земных дорогах вы как тот космонавт, быстры, необычны и привлекательно неземны. Конечно я немного утрирую, но реакция у людей будет именно такой. Часто меня пытались догнать велосипедисты дабы посмотреть "что же это такое валит", догоняли только шоссеры. ,
Мне как то даже попался человек задавший такой вопрос;
- " А шо по обычному нельзя? Шо токо лежа?"
- "Да можно по всякому" говорю, " И руками педали крутить можно, главное чтоб удобно"....
Он ничего не сказал больше, а я уехал. Но во взгляде его читалось -" ну и двинутые ребята, энти велосипедисты.."
Еще на лигераде очень удобно кушать на ходу. На руле у меня постоянно стоял фидер\кормушка . При силовом педалировании можно упираться спиной в кресло. Рюкзак на спину не повесишь, обычно он ездит в заднем кофре. Задний кофр играет и роль обтекателя и заполняет своим объемом область пониженного давления позади вас. Удобно возить телефон и разную мелочевку в поясной сумочке спереди. Гидратор у меня ездит пристегнутым к тыльной стороне кресла, ниже подголовника.
В целом учитывайте что:
*лигерад требует определенных навыков езды получить которые возможно только покатав на лигераде
*в городе и трафике на лигераде не очень удобно, велосипед в этом плане сподручнее.
* преодоление подъемов медленнее чем на вело.
* радиус разворота больше.
* средняя скорость выше чем на вело (зачастую)
* на сыпучих грунтах (сухой песок) из за высокого центра масс передвигаться весьма затруднительно.
*Область применения - асфальтовый дальнобой, с небольшими сьездами на укатанный грунт.
*Грузовместимость больше чем на велосипеде.
* на лигераде работают другие группы мышц, если вы вкатались на велосипеде и имеете хорошую физ.подготовку - на лигераде придется вкатываться заново.
* "Слияние" с аппаратом происходит спустя 400-600 км ( тот момент когда вы и аппарат начинаете работать как одно целое).
* Трудности с транспортировкой в автобусе/поезде. Хорошо если ваш лигерад будет максимально разборным.
* Лигерад привлекает внимание людей, зачастую вас принимают за изобретателя с корнями сбрендившего часовщика. У большинства людей реакция очень положительная. Гопники от переизбытка эмоций теряются и забывают на короткое время что они гопники.
* После 150 км с хвостиком пятая точка не испытывает дискомфорта. Есть легкое покалывание в ступнях, которое быстро проходит. Думаю последнее связано с высотой бума и посадкой в целом.
В целом опыт незабываемый и для туризма лигерад применим.
Многие новички любят носиться с идеей полных всепогодных обтекателей. Сам тоже этим переболел. Поверьте - обтекатели для закрытых треков.
* Ездить в полном обтекателе по дорогам общего пользования у нас (на постсоветском пространстве) минимум опасно.
* Ездить в полном обтекателе надо уметь. Так как держать равновесие в закрытом пространстве сложнее.
* Обзор в полном обтекателе ограничен.
* В ветренную погоду обтекатель больше парусит, мощности выдаваемой человеком зачастую недостаточно чтоб обтекатель работал не как парус а по прямому назначению.
Как показала практика - двухколесный лигерад для туризма должен:
* Иметь хорошую продуваемость (минимум парусности без сплошных обтекателей)
* Иметь съемное кресло, съемные колеса, бум на эксцентрике. Быть разбираемым.
* Иметь задний аэродинамический кофр который используется как багажник.
* Иметь максимально большой диаметр колес.
* Колеса желательно равновеликие. ( с взаимозаменяемым диаметром -например 26х26)
* Желательно иметь подножку (можно центральную)
P.S. Народ пользующий лигерады - поправьте если где не прав, дополните если что упустил. Думаю это поможет некоторым людям понимать что такое лигерад, его специфику и то как он ведет себя на дороге.