Я писал в начале темы о том что Леонид Раевский готовот к выпуску путеводитель. С его разрешения я предлагаю вашему вниманию статью о Иогане Себастьяне Бахе
=====================================================
Леонид Раевский. "В каждой музыке Бах...". К 325 –й годовщине со дня рождения композитора.
Каждый раз, когда мы с экскурсионной групой останавливаемся перед памятником Баху у Томаскирхе в Лейпциге, я испытываю чувство неловкости. Из-за несоответствия скульптурного изображения и реального образа музыканта. Был ли он при жизни эдаким преуспевающем, респектабельным буржуа, вальяжно протягивающим миру свои рукописи? Да и был ли он вообще известен в мире?
Прожив всю жизнь в небольших городках Саксонии и Тюрингии, Бах был мало известен даже в огромной раздробленной Германии, не говоря уже о музыкальных столицах Европы.
Музыкальные критики 18 столетия тоже обошли стороной его творчество.. Даже сыновья, ставшие довольно известными музыкантами, признавали в нём только неплохого музыканта .
Нужда, болезни, равнодушие властей, непонимание, богословские раздоры, мелкие склоки на работе и желание достойно вывести в жизнь 20 детей ( из которых в живых осталось лишь 9) сопровождали Баха на протяжении всей жизни.
Сохранилось воспоминание ученика композитора Кирнбергера, о небольшом инцеденте, происшедшем в его берлинском доме. Как -то к нему в гости зашёл торговец полотном из Лейпцига и увидев на стене портрет композитора воскликнул: „Господи, боже мой! Да ведь это наш кантор висит, Бах! Этот портрет есть и у нас в Лейпциге, в школе Фомы... Вишь, какой тщеславный глупец, приказал нарисовать себя в таком роскошном бархатном одеянии!»
Ну как объяснить торговцу, что это вовсе не он велел, а само время наложило на образ музыканта христоматийный глянец.
Попробуем же бережно стереть эго и взглянуть на жизнь музыканта простым, незашоренным взглядом. Всё началось 21 марта 1685 г., когда в семье эйзенахского музыканта Амвросия Баха родился восьмой ребёнок. Это и был Иоганн Себастьян Бах. С раннего детства их дом был наполнен музыкой и музыкантами, и мальчику казалось, что весь мир состоит только из Бахов. Так думал не только он. Были времена; когда в Тюрингии слово Бах и Музыкант являлись синонимами. В родословной семьи Баха было более 50 музыкантов.
Уже в 9 лет мальчик лишится матери, а через год и отца. Его заберёт к себе старший брат Иоганн Христоф, который имел уже постоянное место органиста в Ордруфе. Здесь Себастьян будет жить и учиться в гимназии. За это время он научится довольно свободно играть на клавесине и других инструментах. Кроме того, у него проявится неплохой голос, и кантор Герда рекомендует его в лицей кирхи св. Михаэля в Люнебурге, где обучению музыке уделялось особое внимание. Этот город сыграл в жизни Баха особую роль. Здесь лицеистам полагалась доролнительная плата за участие в хоре, что сразу же решало многие его проблемы. При лицее была большая музбиблиотека, куда и зачастил Себастьян.
Он обладал поразительной способностью слышать музыку "внутренним слухом". Но, что особенно важно для Баха –эдесь жил известный органист и композитор Георг Бем. Именно он оказал огромное влияние на формирование музыкального вкуса Баха, и способствовал его первым попыткам сочинения органных пьес. Кроме того, Люнебург находился всего в 40 км. от Гамбурга, и путешествия туда Себастьян мог совершать пешком. Тут он услышал не только блестящие органные концерты, но и первую в Германии оперную труппу. По завершению лицея в 1703 году, Бах уже был искусным музыкантом и благодаря изучению рукописей и музыкальных сборников прекрасно ориентировался во всех направлениях музыкальной жизни. Многие его коллеги устремились в университеты, но совсем иным представлял свой путь Бах. Кровь потомственного шпильмана звала его посвятить свою жизнь музыке. Вскоре его приглашают испытать новый орган в Арнштадте и предлагают должность органиста церкви и руководителя школьного хора. Конечно же он соглашается. Теперь, когда у него есть « свой» орган, Бах всё своё время отдаёт игре. В Люнебурге играли на органе, как на клавесине, почти не используя ног. А он упражняет и ноги, учась играть вообще не используя рук. Чем лучше он овладевает инструментом, тем легче ему импровизировать. А вскоре, с благословления начальства, он уже исполняет и кантату собственного сочинения. Всё вроде хорошо, кроме обязанности руководить школьным хором. Ему всего 19, и великовозрастные хористы не признают его авторитета и мешают ему на занятиях. Особенно нетерпим к нему дирижёр хора Гейерсбах. Однажды молодой Бах не сдерживается и обзывает его "свинячьим фаготистом". Поздно вечером у Рыночной площади тот с пятерыми учениками затевают потасовку с учителем. Об этом сразу становится известно в городе. Следует разбирательство в консистории, где принимается «соломоново решение». Баха на месяц отправляют в отпуск. И он едет в Любек, к легендарному органисту Дитриху Букстехуде. Под опекой мэтра, Бах изучает устройство органа и достигает такого мастерства в освоении механики инструмента, которое потом будет поражать многих настоятелей соборов.
Глядя на игру Букстехуде, он понимает насколько важна для органиста техника работы ногами. И он достигнет в ней виртуозного мастерства. Незаметно пролетело время в Любеке – и вместо одного , он пробыл там четыре месяца. Возможно задержался бы дольше, но почувствовав, что его хотят сосватать с 31-летней дочкой Букстехуде, поспешил вернуться домой. Там его ждал очередной разнос за опоздание. Но он не обращал на это внимание.
После Любека его переполняли музыкальные идеи и в нём окончательно заговорил композитор. Теперь Бах стал внимательнее вслушиваться в голоса солистов, и у него возникла идея ввести в церковный хор женский голос.
Он приглашает свою кузину Марию Барбару выступить в качестве солистки. Как только об этом стало известно руководству - разразился скандал. Ведь церковная традиция не допускала в хоры женских голосов. И тут Баху припомнили всё: и неумение управлять хором и отход от церковных традиций и « странное хоральное сопровождение». Оставаться далее в Арнштадте было невозможно и он перебирается в Мюльхаузен, чтобы принять там вакансию органиста. Но переезжает не один, а с Марией Барбарой, ставшей его женой. Правда и здесь он задержался ненадолго. В городе бушевали богословские страсти. Верх взяли « пиетисты» , которые были противниками церковной музыки. Так что обязанности органиста сводилить лишь к простейшему сопровождению хоралов. И он предлагает себя в качестве придворного органиста у Веймарского герцога. Именно здесь он напишет большинство своих произведений для органа, а последующие годы будут для него самыми продуктивными. За свою долгую жизнь он создаст более 1000 произведений почти во всех музыкальных жанрах.
Весной 1714 года, Бах был назначается герцогским концертмейстером и теперь в его обязанности входит сочинение кантат для воскресных и праздничных служб. Но и здесь постепенно назревает конфликт. Неожиданно герцог стал ревновать его к своему племяннику, которому Бах давал уроки музыки. А когда, на место умершего капельмейстера, герцог назначил его бесталанного сына, умышлено обойдя Баха – это подогрело ситуацию окончательно. Об этом конфликте узнаёт князь Леопольд Ангальт-Кетенский и приглашает Себастьяна к себе на службу. Прежде чем принять решение, тот едет в отпуск в Дрезден. Там Бах попадает в водоворот дворцовых интриг и его просят принять участие в концерте вместе со знаменитым французским придворным органистом Луи Маршаном, где он демонстрирует блестящую технику. Двор предлагает провести турнир между ними, но Маршан, боясь поражения, бежит с Дрездена. И тогда Бах даёт сольный концерт. Когда умолкли аплодисменты, король Фридрих-Август подозвал к себе Баха и поинтересовался, как это ему удалось достигнуть столь высоких успехов. « Мне пришлось прилежно трудиться, ваше величество. –ответил он. - Если кто захочет быть столь же прилежным, тот сможет пойти так же далеко.»
Он, достигший всего в жизни своим трудом и талантом, никогда на любил об этом говорить. Чаще всего просто отшучивался. « В этом всём нет ничего удивительного! Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а все остальное сделает сам орган" –говорил он.
Окрылённый вернулся он в Веймар,с желанием написать кантату по случаю празднеств 100-летия конституции. Но его не призвали ко двору. Это был вызов. Он просит отставки и переезжает к князю Леопольду в Кетен, где начинает работать личным аккомпаниатором и директором камерной музыки. Леопольду было всего 25 лет и он слыл покровителем искусств. Сам пел, играл на скрипке и имел небольшую капеллу. Любил выезжать к владетелям других немецких земель и в Чехию, куда иногда брал с собой и артистов капеллы. Но чаще он отправлялся в путь лишь со своей скрипкой, дорожным клавикордом и музыкальным директором, чтобы при случае блеснуть и скрипкой, и аккомпаниатором. Кетен стал самым спокойным местом в жизни Баха, а Леопольд - единственным деликатным и великодушным покровителем музыканта. Всё было замечательно. Бах продолжал творить и совершенствоваться. Но судьба приготовила ему тяжкое испытание. Его жена неожиданно умирает от апоплексического удара. Себастьян даже не успевает её похоронить : в это время он был с князем в Чехии. Её смерть сразила его. Но именно теперь, преодолевая скорбь, от создаёт произведения, которые станут шедеврами инструментального искусства.
Тяжело было оставаться в городе, где его постигло такое горе. Потому, узнав, что в Гамбурге освободилось место органиста, он устремляется туда. Здесь его игру услышал старейший музыкант и композитор Германии Иоганн Адам Рейнкен. Он всегда был завистлив, а в старости стал особенно нетерпим к молодёжи. Но после концерта Рейнкен произносит слова, которым суждено навечно остаться в истории музыки: « Я думал, что это искусство уже давно умерло, но теперь я вижу, что оно ещё живет в вас.» Но это триумфальное выступление ничего не изменило. Ему было отказано. Место органиста занял один из купеческих сынков, за которого , в качестве благодарности за прибыльное место, в церковную кассу было внесено 4000 марок. Тяжело переживал случившееся Себастьян. Ведь он уже рассчитывал перебраться в Гамбург, где детям было легче дать нужное образование и уход. И он опять возвращается к своим обязанностям муздиректора. А на концертах у князя он всё чаще сталкивался с молодой певицей Анной Магдаленой. И девушка тоже привязалась к нему и его детям. Потянулись месяцы раздумий. У вдовца было четверо детей, а старшая Катерина была лишь на восемь лет младше Анны Магдалены. Тем не менее в конце 1721г. они обвенчались. Баху 36. С новой женой у них 16 лет разницы. Всё складывалось замечательно, теперь бы жить да жить. Но это не про Баха. Через короткое время князь Леопольд также празднует свадьбу. А его жена, Ангальт-Бернбургская принцесса, была абсолютна равнодушна к музыке. Всё реже и реже звучит теперь она в покоях князя. А из Лейпцига приходит сообщение о том , что освобождается место кантора Томаскирхи. Это он уже проходил: опять ученики , опять рутина церковных обязанностей. И с Магдаленой проблемы. Она должна оставить профессию придворной певицы, а это кроме всего прочего -200 таллеров в год. Тяжело даётся Баху решение о переезде. Но Лейпциг – музыкальный город, подрастающим сыновьям можно дать университетское образование. И семья перебирается в Лейпциг. После торжественной церемонии по случаю избрания, Бах исполняет только- что написанные им "Страсти по Иоанну". И ему тут же высказываются пожелания, чтобы он не сочинял музыки, наподобие театральной. Так началась его служба в Лейпциге, полная мелочных склок, придирок, дрязг, унижений и борьбы амбиций. То его отстранили от музыкального руководства в университетской церкви св. Павла , и следовательно лишили части заработка. То его вычитывают за слабое преподавание латыни, хотя он её не преподавал, то за выступление с хором в деревне без разрешения, которого он не должен был испрашивать. Далее – более. После очередного выпуска, кантор сам отбирал для приема в интернат способных мальчиков. Но синдики магистрата не утверждают его претендентов, предлагая принять своих учеников без проверки. Или новый ректор Эрнести самолично назначает первого префекта ( его заместителя ), даже не посоветовавшись с ним. Эти мелкие и оскорбительные придирки естественно отравляют ему жизнь, и без того до отказа наполненную заботами о семье и хлебе насущном. Он существует тут в жёстком рабочем ритме. Каждую неделю он готовит с учениками новую кантату, которую нужно было почти одновременно исполнить в двух главных соборах города, во время воскресной службы. Приходилось и со своим хором шествовать за катафалком, во время похорон или петь на свадьбах. Конечно, хор принимал участие во всех городских празднествах, а Бах дополнительно взялся за руководство студенческим кружком Collegium musicum. Он был везде, где звучит музыка. С распространением кофе в городе появляются кофейни, и Бах выступает там тоже. Были и семейные проблемы. Первенец Магдалены Готфрид Генрих был слабоумным. Болели и умирали другие дети. Доставлял массу хлопот беспутный Бернгард. Но несмотря на это, он продолжал сочинять всё новые и новые произведения. Часто выступал в Дрездене и даже получил звание придворного королевского композитора. Но мир живёт по иным законам. В 1740г. начинается прусско –саксонская война. Бах в смятении: ведь его сын Фридеман служит при Саксонском королевском дворе, а Эммануэль при Прусском. Правда на жизни Лейпцига война почти не отразилась. В конечном итоге город выплатит контрибуцию, а победители реквизируют в городе запасы продовольствия. А Бах отправляктся в гости к своему сыну в Потсдам, где был с радостью и помпой встречен Фридриком Великим. И хотя его игра всех привела в восторг, но никаких шагов за этим не последовало. А тем временем болезни всё более и более начинают преследовать композитора. Усилились головокружения и боли в голове. Катаракта застилала оба глаза. А тут как-раз в городе объявился английский окулист Тейлор. Его диагноз был прост : предотвратить полную слепоту могла лишь операция . И Иоганн Себастьян решается на нее. Дважды проводит врач операции, и дважды неудачно. После этого Бах уже не поднимается с постели, и июльским вечером 1750 г. уходит из жизни. Похоронили его на кладбище св. Иоанна. Спешили сделать это пораньше утром, поскольку на этот день был назначен крестный ход , в котором был задействован его хор. Жизнь продолжалась, появлялись новые дела и проблемы и о старом канторе вскоре забыли, а могила его затерялась.
Её случайно обнаружили в 1894г., а в 1900 останки перезахоронили. Ныне они находятся в Томаскирхе, куда были перенесены после последней войны. Аналогичная судьба постигла и его музыкальные труды. Они оказались забыты и невостребованы. Лишь немноги специалисты и музыканты отдавали им должное. Но вот в 1802 г. Иоганн Николай Форкель, опубликовал его биографию, чем подстегнул интерес к его музыке. Всё больше и больше людей открывали для себя его музыку.
Но настоящее её возрождение началось с исполнения «Страстей по Матфею» в 1829 г., организованное Феликсом Мендельсоном. В последующие годы он продолжил работу по популяризации Баха и был инициатором возведения первого памятника композитора. Вскоре было основано Баховское общество, целью которого был сбор, изучение и распространение его произведений.
И лишь 20 век всё расставил на свои места и поднял стяг с именем Баха на недосягаемую высоту.
Как –то шведский кронпринц Фридрих посетил Кассель, где в то время Бах налаживал новый орган. Услышав и увидев его игру, он был настолько поражён виртуозностью исполнения, что тут же снял с пальца перстень с драгоценным камнем и подарил его органисту. Описывая эту историю, К. Беллерман с завистью заметит: "И если он заслужил такой подарок только за ловкость своих ног, что же пожаловал бы ему принц, если бы он призвал на помощь ногам еще и руки?"
В небольших местечках Тюрингии долгое время любили рассказывать истории о том, как в их церковь заходил скромный мужчина, присаживался к органу, и играл столь восхитительные мелодии, что люди , бросив все дела, спешили послушать эти божественные звуки. А когда он их покидал, то они ещё долго судачили: кто это был? То ли сам Бах приходил играть к ним, то ли это всевышний прислал к ним своего посланника.
Потому что больше никто не смог бы извлечь из их старого органа столь дивные звуки.
Не менее сельских жителей был восхищён Баховскими произведениями и Людвиг Бетховен. Обыгрывая имя Bach, означающее "ручей", он воскликнул: "Не ручей, а море должно быть имя ему".Огромное, бездонное и безбрежное, вызывающее восторг и восхищение, таящее в себе множество тайн, открытий и загадок, как и музыка великого Христиана Себастьяна Баха.
Пожалуй, лучше И. Бродского об этом не скажешь: «Каждый пред богом наг. Жалок, наг и убог. В каждой музыке Бах, В каждом из нас Бог.»
=====================================================
_________________ Со мной интересно
Последний раз редактировалось gregormichael 02.06.2016 10:13, всего редактировалось 5 раз(а).
|