часть четвертая. Эстония
И опять дорога. Идеальная дорога, по которой надо тащиться 90 км в час. Это, я вам скажу, еще то испытание. Но никаких других вариантов нет. При наборе скорости в 92 или 93 км в час я моментально испытывал на себе взгляды камер, следящих за дорогой
И я вам скажу, что все, абсолютно все едут без нарушений. Вот это я понимаю дисциплина и порядочность!
Двигались мы в городок Пярну, чудесное место на берегу одноименного залива. Небольшие улочки, торговые центры, в заливах стоят пришвартованные лодки и яхты. Улочки местами огибают невысокие деревянные дома, перепрыгивая мостами через протоки. Жаркий день заставлял открывать окна в машине. Мы неторопливо двигались городов и остановились на одной из парковочек в тени. Немного прогулялись окрестными кварталами, сходили на набережную.
Дальше наш маршрут лежал в один кемпинг, который так же был заранее забронирован. Искали относительно недолго. И как обычно, долго едешь по лесной дорожке и никаких признаков жизни вообще. Так было и сейчас, и я думал уже разворачиваться и вдруг, мы нашли то, что искали.
Место оказалось просто чудесным, как и его хозяин, Яак. Он давным-давно купил небольшой участок земли на берегу моря, который некогда принадлежал рыболовецкой артели. Ему тогда друзья говорили, мол, зачем тебе это надо, в таком захолустье иметь надел. Но Яак оказался, что называется, садовником, по-современному – флористом! И для него это место оказалось просто отдушиной после Таллинна, где он с семьей прожил большую часть жизни.
На купленном Яаком участке земли стоял старый рыбацкий дом, который он немного переоборудовал, конечно же, но часть оставил нетронутым, как в те, далекие времена рыболовецкой деревушки. В тот день мы оказались там единственными гостями, и Яак любезно пригласил нас в дом, угостил чаем и медом, показал свой дом, рассказал про жизнь. Внутри дом оказался полностью обустроен для автономной жизни. Была даже сауна, интересная тем, что в ней находился бассейн, наполняющийся водой из подземного источника. Лишняя вода уходила по переливу в небольшой пруд около дома. Весь дом был увешан работами Яака. Был Wi-Fi. Хозяин очень хотел говорить с нами по-русски, поскольку ему нужна была языковая практика, как оказалось, для преподавания своего предмета в Тольяттинском университете. Вот парня занесло )) И при этом он выглядел бесконечно счастливым. Рассказал про историю «завоевания» Россией этих земель. Про то, как местные жители «встречали» приехавших непонятно откуда новых людей. Как многие местные садились в лодки и просто уходили через море в Швецию. У меня в голове много чего поменялось. Раньше все это мы знали, но, буквально, прикоснувшись к этому, начинаешь все воспринимать иначе. У хозяина было два авто. Один – джип, Mitsubishi L200 прошлых годов и одна легковушка. Говорил, что иногда засыпает сильно снегом эти места и пробраться сюда или отсюда, можно только джипом. Перед его домиком – площадка, аккуратным образом подстриженная лужайка. Тут и располагаются кемперы и прочие палаточники.
От участка дорожка выходит прямо к воде. Стоя на берегу, я видел, как под камышами плескалась рыба, но доставать снасти уже не было сил, хотя Яак мне даже предложил взять у него все необходимое снаряжение для этого дела. Был еще ряд небольших бунгало для приема туристов.
Яак рассказывал, что зимой, когда вода в заливе замерзает и стает лед, он бегает на остров, туда и обратно 3 км. Время, проведенное тут, было чудесным, но финальным аккордом был завтрак, который нам приготовили утром. На залитой солнцем зеленейшей лужайке нам накрыли стол. На завтрак была овсянка с несколькими добавками, чай, кофе, компот, свежеиспеченный хлеб и печенье, мед, варенье и прочие угощения. Мы были искренне счастливы и безмерно удивлены.
На солнышке тент палатки моментально просушился от росы и мы сложили вещи. Я с позволения хозяина сделал несколько фото его владений. Попрощались и поехали… в Латвию. Да, да, друзья, мы решили вернуться опять в Латвию, в ближайший городок, чтобы отоварить оставшиеся латы. Яак нам сказал, что в следующем году Латвия присоединяется к Еврозоне и, соответственно, лишается родной валюты. А у нас она осталась. Вот мы и решили потратить немного времени и топлива, чтобы потратить (смеюсь) оставшиеся латвийские деньги. Хлеб, сыр, виски и шоколад – вот, что было куплено нами. И снова наш путь лег на пересечение бывшей границы Латвии и Эстонии, после чего мы за ориентир город Виртсу. Это портовый городок, откуда курсирует паром на остров Сааремаа.
Сааремаа.
И я, и Джу раньше уже были в Таллинне, поэтому сейчас мы решили пожертвовать этим городом ради того, что бы побывать на острове. И скажу откровенно, никто из нас ни на секунду об этом не пожалел. Перед самим островом, немного сомневаясь, что там будет и как с заправкой бензина, заезжаем на АЗС самообслуживания. Карту в автомат, снимаем 20 евро и заливаем примерно столько же 95-го бензина.
Сомнения наши, конечно же, были напрасны. Там все оказалось на столько цивильно, что мы очень сильно прониклись островом. А пока мы заняли очередь на погрузку на паром. Заплатили, не выходя из авто, и стали примерно пятыми по счету. Как раз выдалось немного времени понять куда ехать и что смотреть. Перед переправой был щит с картой-схемой самого острова и тех достопримечательностей, которые можно было тут посетить. Мало того, к каждому была небольшая аннотация, сопровождавшаяся фотографиями. Так что мы тут же определили, куда стоит ехать, и что хотелось бы увидеть.
На карте мы наметили кемпинг за городком Курессааре, на который, как говориться, и целились ближе к вечеру. И вот он, паром. Погрузились. Сотрудники быстро и ловко расставили авто по палубам парома. Все четко и понятно, никаких задержек. В пути до порта Киватсу паром находится 30 минут. Тут можно и перекусить, и просто выпить, купить чего-то из сувениров и еды.
Можно сидеть внутри кондиционированного помещения, проверяя почту на сотовом по Wi-Fi, а можно подставить тело свежему морскому ветру, стоя на открытой палубе. Капучино варят отменный. Карточка ПриватБанка работала без сбоев. Купил себе несколько сувенирных пузырьков спиртного в коллекцию. Пришли в Киватсу. Первым выбранным нами местом для посещения стала старая рыбацкая деревня Когува на острове Муху. Если быть точным, то с парома мы сначала попали именно на этот остров, а уже затем на Сааремаа. Подъезжаем к парковочке. Машин много. Места почти все заняты. Ходит какой-то парень в оранжевой футболке, чем создал впечатление парковщика. Решаем сейчас не останавливаться, а подъехать буквально рядом на пляж искупаться. Грунтовка выводит почти к воде. Блин, какая прелесть! Вода теплая и чистая. Какая-то семья плескалась полным составом. На берегу травка, скамейки, чистая деревянная переодевалка, а рядом мусорное ведро с чистым уложенным пакетом! Как!? Кто и когда? И тем не менее. Мы прекрасно освежились и были готовы осматривать рыбацкую деревушку. Возвращаемся на парковочку. Находим местечко. Оставляем авто и топаем по маршруту.
Выходим на берег моря. Старые лодки, острога, рыбацкие домики. Главная достопримечательность этого места – рыбацкий музей. И он, без сомнения, стал здешним хитом. Достаточно большой деревянный сарай с открытым чердаком, в котором были собраны НАСТОЯЩИЕ рыбацкие снасти и прочая утварь. Это было, друзья, все настоящее, понимаете? То, с чем рыбаки ходили в море, чем пользовались и чем ловили… Все можно было трогать, все можно было фотографировать. А какой запах тут стоял, не передать. Я не мог надышаться.
Сети, крючки, всевозможные инструменты, одежда и документы. Компас! Показывал правильно
Вход стоил 1 Евро. Билетом являлся срез деревянной веточки, на которой была печать Когува. Импровизация полная, но какая прекрасная. Покупая билетик, ты сразу же получаешь сувенир. Потрясающе.
Гуляя по музею и глазея на экспонаты, невольно начал вспоминать рассказы Яака про то, как тут народ жил до советов. Все было частное, рыбаки из поколения в поколение выходили в море, ловили рыбу, продавали и т.п. А потом пришли новые люди и сказали всем, что теперь тут будут рыбхозы, и что теперь вся рыба не ваша, а рыбхозная и работать вы будете за зарплату, которую мы вам назначим. Жесть просто.
Морская рыбалка - дело это не из легких. Даже сейчас, со всеми современными техническими средствами, а тогда и подавно это был тяжелейший труд. Причины исторической ненависти прибалтийских народов к «русским» стала абсолютно ясна. Пишу именно в кавычках, ибо национальность тут не имеет значения, и в каком контексте она тут указана, надеюсь всем понятно. Лодки очень прикольного дизайна, если можно так выразиться.
Часть, что ниже ватерлинии, больше той, что видна на поверхности моря. Символом этой деревушки были три рыбки, подвешенные за хвосты. Над входом в музей висели три настоящие сушеные рыбки. Класс!
Возвращаясь к машине, прошли мимо памятника местному писателю, воспевшему в своих произведениях нелегкую, но нелишенную романтики, жизнь рыбаков. Он неоднократно выходил с ними в море и знал все трудности не понаслышке. Вся территория вокруг музея была отлично ухожена - с любовью и чувством прекрасного. Там где нужен порядок и аккуратность, трава была подстрижена, деревья ухожены, а там где нужно было придать вид старины и заброшенности, лежали на первый взгляд небрежно брошенные рыбацкие лодки, корзинный для рыбы и другие предметы деревенского быта.
Вернувшись на стоянку, обнаруживаем, что все уже уехали, и наша машинка осталось стоять одна в центре парковки. Джу направилась в техзаведение, а я решил не спешить садиться в машину и пошел рассматривать карты схемы и прочие объявления на стендах. И тут ситуация! Слышу рычание мотора приближающегося автомобиля. Через 20 секунд наблюдаю мчащийся по грунтовке Жигуль, соответственно поднимающий за собой немалый шлейф пыли. Промелькнула мысль, чего, мол, так быстро тут лететь, ибо пыль, ибо отдыхающие туристы и прочие гости…
Жигуль развернулся на пяточке и припарковался недалеко от нашего Ланоса. Из авто выходит тот парень в оранжевой футболке и начинает двигать и устанавливать ровно в ряд мусорные баки, что стояли у туалета. Тут до меня доходит, что это местный обслуживающий персонал. Джу возвращается и топает к машине, и я так же решаю, пардон за подробности, зайти в туалет. Надо сказать, что внутри была идеальная чистота: горячая вода, одноразовые чехлы на сиденьях, дорогая туалетная бумага и прекрасно пахнущее жидкое мыло в дозаторе, зеркала, сушки для рук… Выхожу и вижу, Джу ведет беседу с тем парнем в оранжевой футболке. Он отлично говорил по-русски. Увидев наши украинские номера, решил не пройти мимо и поболтать с нами. Разговорились про жизнь, что у них, как у нас, политика, продукты - сами знаете, как начинаются такие разговоры. Молодой человек оказался очень милым. Узнав от него, что еще можно посмотреть на Сааремаа, мы по-доброму с ним расстались. Это был директор музея «Когува»… занавес.
В легком шоке мы тронулись дальше. Следующей достопримечательностью, которую мы хотели посмотреть, были кратеры от метеоритов. Мне, как географу по образованию и по призванию, интересно принципиально все, а такие места, сами понимаете, особенно притягивают таких романтических натур, как я. Ехать оказалось недолго. Дороги на острове идеальные. Вокруг на каждом километре кемпинги, мотели, ресторанчики. Все утопает в зелени. Все аккуратно подстрижено, сложено и расставлено. Подъехали к месту, и запарковались. Надо сказать, что в большинстве случаев в подобных местах парковки бесплатные, что крайне сильно отличается от ситуации в нашей стране. У нас, как правило, очень неприятного типа люди в откровенно наглой форме просят заплатить непонятно за что и кому. Так вот, тут такого нет.
Это место тоже оказалось интересным. По легендам-гипотезам, на этом месте в округе разбросаны около десятка кратеров от когда-то якобы упавших метеоритов. Пусть все это будет похоже на правду. Мне так хочется )) Тем более, что все реально на это похоже. По карте-схеме мы решили пойти и найти еще минимум один кратер, помимо основного, к которому все туристы, собственно, и подходят. Нашли. Решили, что все остальные, что тут указаны, так же есть. Но основной кратер, безусловно, очень красив.
Четко выраженной геометрической формы, относительно глубокий, учитывая то, сколько ему лет. На его дне - остатки воды, некое озерцо практически идеальной круглой формы, с кувшинками. Вокруг озерца, конечно же, ухоженная тропинка, можно спуститься буквально вниз по лесенке. Место можно осмотреть практически с любой точки под любым углом. Группа немецких туристов внимательно слушала рассказ своего гида, а у меня в голове проигрывался сценарий образования этого места. Некая огромная штуковина, разверзая небо, сопровождаясь апокалипсическим ужасом, шмякнулась на Землю. И рядом еще с десяток подобных. Увидеть такое было бы интересно, я уверен. Немного прогулялись по месту, поглазели на ухоженные домики местных жителей, туристические автокемпинги, и снова на маршрут.
Каким же приятным, по настоящему уютно-курортным городком, оказался Куресааре. Увы, мы его проехали, не сделав остановку, т.к. решили, что посвятим этому городку время на обратном пути. Забегая немного вперед, отмечу, что на обратном пути нам этого сделать не получилось, увы. Посему, правило, к которому мы пришли после этого случая, гласит следующее: ничего не откладывать на потом. За городком мы начали искать место для стоянки. На этом отрезке дороги проводились строительные работы, укладывали новый асфальт. Каким пирогом его укладывали, друзья, надо было видеть. Я поймал себя на мысли о том, что тут велодорожки лучшего качества, чем у нас основные дороги. Кстати, 90% стоимости дорожных работ оплачивает Евросоюз, и только 10% сама страна. Это уточнение так сказать к слову, в связи с нашими последними событиями. И вот поворот на наш кемпинг. Заезжаем. Порядок оказался следующий: на территории кемпинга есть место для установки палаток, т.е. стандартно останавливаться с машиной и ставить палатки. На территории был санузел, за дополнительную оплату – душ. Я прогулялся к этому месту, оказалось, что приткнуться там непросто. Другими словами, подобный отдых очень популярен и желающих оказалось немало. Поскольку въезд на территорию был платным, с девочкой на рецепции мы договорились, что заедем машиной и в случае удачной парковки, если найдем место для стоянки, возвращаемся и оформляем все, как надо. Нам любезно пошли навстречу и запустили меня на территорию. Джу осталась на рецепции с рацией. Мои поиски увенчались успехом, я нашел чудесную поляночку среди прочих туристов и дал Джу зеленый сигнал. Небольшая полянка фактически в нескольких метрах от пляжа. Как обычно, установили палатку, стол и принялись готовить ужин. Вечерний бриз сдувал дневную прохладу с берега, а глоточек чудесного напитка привел нас в и без того прекрасное расположение духа. Собственно, саму церемонию ужина мы решили провести непосредственно на пляже. Это было восхитительно-романтично, друзья.
Под звездами и при свете газовой лампы, мы отведали разных вкусностей и продолжили корректное возлияние. Затем прогулялись немного по территории. На центральном пляже, около домика администрации, по бесплатному Wi-Fi отправили в мир пару фотографий, чтобы обозначить свое место расположения. Раскачиваться долго на гамаке не получилось, мозг быстро реагировал на колебания, а голова начинала сильно кружиться. Возвращались мимо палатки одной интересной пары. Молодой человек был, по всей видимости, из Финляндии, а его спутница из какой-то страны юго-восточной Азии. Приехали они мерсе А-класса. Установили сравнительно большую палатку. Прикольно было наблюдать, как барышня демонстративно сидела в шезлонге с каким-то чтивом, а парень суетился в одиночку. Ночью я почему-то вспомнил эту пару и назвал ее вьетконговской, как обычно называли их в фильмах про Рембо. Это привело наши пьяненькие тела, как часто бывает в подобных ситуациях, в дикий восторг. Мне пришлось долго успокаивать Джу и просить ее разговаривать еще тише, но как она не старалась, ее просто душил смех, и контролировать она себя не могла. Ночь немного затянулась. В палатке я сразу оставил приоткрытыми клапаны на тенте, дабы не заниматься этим утром, ведь до утра осталось уже совсем не много. Отрубились мы моментально. А утром нас разбудил какой то сверчок, непонятно как забравшийся в палатку. Как же долго он, гад, чирикал. Мы еще сквозь сон пытались руками его прибить, так как казалось, что он где-то буквально рядом ползает. Наведя сознание на резкость, стало ясно, что чирикал нам будильник на телефоне, оставшийся включенным по непонятной причине. Вот это была жесть. Слегка перекусили. Джу решила полдня уделить загоранию на пляже, чем собственно, и занялась после завтрака. Я же, не торопясь, упаковал палатку и прочее бивуачное снаряжение. Купался в море. Красота. Вода теплая, у берега совсем мелко. Для детей просто рай. Перед самым выездом решил принять душ. Шестилитровая баклажка теплой воды могла чудесно обеспечить этот приятный процесс. И тут я достал душ.
Четвертое лирическое отступление. Техническое автомобильно-бивуачное. Часть 2.
Специально накануне поездки, в авто дополнительно были установлены два прикуривателя - один внутри перчаточного ящика и еще один в багажнике. Каждому отводилась своя роль, каждый работал, когда было нужно. Прикуриватели были куплены внутренние, т.е. в месте установки весь корпус девайса находится внутри. Дополнительно я купил двойник, который устанавливался в прикуриватель внутри перчаточного ящика. Он постоянно питал видеорегистратор, взятый напрокат у дружбана. Так же он заряжал сотовый и пару раз аккумулятор фотоаппарата (через инвертер). Прикуриватель в багажном отделении предполагался для использования в случае необходимости для колесного компрессора, а так же всего остального, что было бы необходимо вдруг запитать - лампу, инвертер, душ и т.п.
Душ! Электрический душ, работающий от бортовых 12 вольт. Небольшой насос, опускаемый в емкость с водой, лейка, с регулировкой силы потока, и, собственно, провод в прикуриватель. Душем этим я уже успел попользоваться и за Полярным кругом, и в степях Казахстана, и в Норвегии, и даже после любительских велосипедных мероприятий в Киеве. И вот пришло время поюзать его и тут, в этой поездке. У нас, в Киеве, это чудо продается под маркой Экспедиция. Эту же Экспедицию, только белую и без названия, мне привез друг из Польши много лет назад за треть нашей цены. И вот, сколько лет я уже пользуюсь, и вам, мои дорогие любители отдыха на природе, того же советую. Но тут случилось непредвиденное. Мой любимый девайс дал осечку (( Он не заработал. Последний раз я им пользовался летом, месяцем раньше в Одессе, и неужели я его плохо его упаковал? – думал я. В итоге мне пришлось разобрать насос, привести все внутри, на сколько это было возможно, в нормальное состояние. И он, конечно же, заработал. Душ я принял, привел себя в порядок и, вернувшись, домой, в Киев, первым делом отремонтировал насос. Полностью его разобрал, смазал, перепаял питание, заменил уплотнительные кольца, собрал, проверил в ванной – все ОК! Видеорегистратор и инвертер я куплю себе обязательно. Первым не особо часто пользуешься, но я такой человек, люблю, что бы все было свое и всегда под рукой.
Еще для поездки были приобретены пластмассовые формы с крышками для перевозки провизии и прочего инвентаря. Были измерены места для ног задних пассажиров, где предполагалось, в частности, эти формы перевозить. И таковые были найдены. Сказать, друзья, что это удобно, не сказать ничего. То же самое можно сказать про перевозку их в багажнике. Сейчас эти девайсы отлично выполняют ту же роль, только теперь дома, внутри шкафа. Одну форму мы отвели под посуду, одну для еды и так далее. Неоднократно катаясь на офроадных покатушках, я видел такие ящики у моих знакомых джиперов, и уже четко понимал необходимость иметь эти нехитрых приспособления. И вот теперь они у нас были, и будут использоваться в будущем.
Пятое лирическое отступление. Сугубо автомобильное.
Понимая, что дорога неблизкая, я со всей ответственностью отнесся к осмотру и подготовке машины. Самая главная задача состояла в том, что надо было найти и устранить стук, возникающий сзади справа на небольших ухабах. Это уже стало настоящей паранойей. С этим стуком я бился долгое время и, увы, не мог его локализовать. И была вторая проблема – стук, возникавший в направляющих передних суппортов. С суппортами я разобрался установкой дополнительной скобы, новых резиновых пыльников и закладкой новой правильной смазки. А вот стук сзади мне помог найти шурин, который этот вопрос уже прошел на своем подобном авто. За десять минут были установлены новые верхние резинки на обоих задних амортизаторах, хотя проблема была лишь с одной стороны. Таким образом, и этот вопрос я закрыл. Были проверены уровни всех жидкостей. С собой было взято в качестве «на всякий случай» все три ремня – ГРМ, ГУРа и кондиционера. Ремни взяты были б/у, снятые на последней замене. Как часто бывает, они абсолютно целые и меняются не по внешнему виду, а по истечению определенного пробега. Также был взят ролик ремня ГРМ, тоже оставшийся в гараже после замены вместе с ремнями. Прихватил также пару свечей, лампочки всех типов по одной штуке каждой. Понятное дело, что в нишах багажника уже были правильный мощный буксировочный трос, домкрат, противооткатные упоры, несколько пар перчаток, огнетушитель, знак аварийной остановки. Докатка, таблетка в простонародье, перед поездкой была заменена на полноценную запаску. Оригинальный стальной диск плюс чудесный французский Мишлен в оригинальном размере 185-65/14, в который обут сам авто. Были взяты моторное масло Тотаl 5W-40, концентрат антифриза Total Supra, дистиллированная вода, тормозная жидкость Total и Bosch в количестве по одному литру каждый. Баллон силиконовой смазки WD-40, пятилитровая канистра летней омывайки ОККО, новая немецкая пятилитровая пластиковая канистра для бензина и минимально необходимый инструмент. И, как говориться, очень хорошо, что ни чего не пригодилось. В канистру было залито любимого 92-го около семи литров еще в Белоруссии, примерно 6 грн за литр на наши деньги, а перелиты в бак на Саааремаа. Было логично это сделать именно там. Второй раз канистра заправилась опять в Белоруссии, но уже перед выездом в Украину, из-за чего произошел мега курьезный случай, воспевающий мега тупизм нашей факинстраны, но о нем позднее.
Стоит указать, что из кемпинга тебя 12:00 никто не выгоняет. Такое было, кстати, везде, но для контроля, например, в этом кемпинге выдавалась наклейка с датами заезда-выезда. Ее надо было приклеить на палатку, что мы и сделали. Но уехать можно в любое время в течение дня. И вот мы опять на маршруте. Включили на зарядку аккумулятор от фотика. Разрядился, хоть и держит просто отменно. Сравнительно серьезные зеркалки всегда комплектовались хорошими батарейками. В тот день нашей целью была самая южная оконечность острова. Там, на мысе длиннющего полуострова Сырве, мы планировали посетить самый высокий (52 метра) в Балтии маяк.
Построен он был в 1960 году и недавно получил хороший ремонт на деньги опять-таки все того же Евросоюза. Выехали от Курессааре мы примерно в обед и в скорости добрались до деревушки Сааре. Место нас просто покорило. Величие маяка, уходящий буквально в море мыс, чистейшая вода, рыбацкие лодки… Блин, на сколько все было прекрасно! Прогулялись на самый конец мыса. Помочили ножки. Фотографировались.
И так не хотелось уезжать. Зашли в малюсенькую кафешку, со стороны дороги ни чем не выделяющуюся. Простой одноэтажный деревянный домик синего цвета, как часто бывает, внутри оказался прекрасным уютным заведением. На задней терраске расположились несколько столиков для двоих. На подстриженной лужайке – стол с двумя скамейками для компании. Яблочный штрудель с мороженным, чизкейк и два капучино окончательно нас не отпускали с этого места. Бешенный Wi-Fi позволил сделать парочку коротеньких видео звонков на родину по Skype. Расчет по карте не составил труда. Нет, ну почему же все так прекрасно!
А в наших головах подсознательно уже витали немного грустные нотки. Наше путешествие подходило к концу и это, конечно же, не могло радовать. И мы, понимая это, старались искренне восхищаться каждой минутой нашего приключения. И все равно, ехать надо было. Теперь мы пересекали остров с юга на север, приближаясь к еще одной нашей цели, Панга парку. На протяжении двух с лишним километров вдоль побережья на высоте около 20 метров можно наблюдать почти отвесную известняковую скалу.
Лес на верхнем плато местами подходил почти к самому краю обрыву. На главной полянке установлены солнечные часы, а за ними – радиоантенна. У часов наблюдали бесконечно количество насекомых, роящихся над нагретыми камнями. Виды здесь открылись просто фантастические. Решили пройтись, конечно, немного по территории. Как и везде в подобных местах, так и тут все организованно до неприличия грамотно, скромно и без жлобства. Некая тетя уже сворачивала торговлю сувенирами и, запаковав свое авто, тихонько укатила.
Подъехали некие туристы-велосипедисты. Мы с Джу прошлись вдоль берега в ту сторону, где он спускался к воде. Заросли можжевельника издавали просто чудесный аромат. Огромную зеленую поляну пересекала невысокая каменная стена, ее предназначение осталось для нас загадкой, но выглядело очень ничего себе. Спустились к воде.
Поляризационный фильтр порой творил чудеса, и ряд фотографий получились очень интересными. Важно отметить, что на некотором расстоянии от берега морское дно резко уходил вниз. Пишут, что во время шторма волны из-за этого выписывают красивые пируэты. Берег необычайно красивый. На мелководье разбросаны валуны разных размеров, вода теплая и прозрачная.
Вернулись к машине, надо было двигать дальше и искать ночлег. Я предлагал устроиться где-то лагерем, учитывая вариант полной автономии. К нему мы были готовы, и это было бы неплохо, на мой взгляд, но Джу имела другие мысли по этому поводу. Поэтому мы пока просто двигались в сторону городка Киватсу, от которого отправляется паром на континент. Была задача уточнить расписание движения парома в вечерние часы. В ближайшем магазине я это и сделал, но оказалось, что мы уже не успевали, и вариант ночевать, найдя какой-нибудь кемпинг, образовался сам собой. Так мы и поступили.
Разместились у какой-то хозяйки в гостевом домике. Ее лабрадор был просто душка, не хотел оставлять нас в покое. Джу на ужин даже замутила шарлотку. Молодец. Не пропадать же яблокам. Хозяйка сама угостила овощами, нам как раз их не хватало. Классный деревенский домик, деревянные полы с циновками, деревянный стол и стулья, окна сделанные под старину, но со стеклопакетами, полноценная кухня, современнейший санузел, горячая вода. Но в эту ночь нам немногим поднадоели комары. Свеча, специально от них купленная, фактически не давала эффекта. И только лишь OFF реально помог.
Утром мы тронулись рано. Сегодня не надо было убирать палатку, складывать матрас и постель, упаковывать стол и т.д. Вариант подобной ночевки нам реально помог, и выспаться, и относительно рано утром лечь на курс. Мы торопились на одни из первых рейсов парома. На борту выпили кофе и немного перекусили. И снова дорога. Сегодня нас ожидал кемпинг Vanasauna Puhkemaja на озере Выртсъярв. По поводу этой ночевки мы также списывались с этим местом заранее, договаривались, забронировали. До места нам надо было проехать достаточно большое расстояние, посему ранний выезд был нам столь необходим. Дорога заняла некоторое время, и вот на подъезде к месту мы немного потерялись. Все из-за того, что в навике было не совсем точно забито искомое место. И тем не менее, даже эти плутания дали нам возможность посмотреть Эстонскую глубинку, маленькие деревушки, второстепенные дорогие, отсутствие заборов на частных территориях и гостеприимность местных жителей. Эта импровизированная экскурсия принесла немало позитива.
Но стоит отметить, что при умении нормально грамотно ориентироваться на местности, подобные поиски быстро оканчиваются нужным результатом. Навигатор навигатором, но у нас были приготовлены подробные с шикарной полиграфией карты наших стран. К ним мы прибегали постоянно, пытаясь масштабно оценить место нашего пребывания. И вот, одним словом, мы на месте. Рассказываю подробно, что это за место.
Относительно небольшой двухэтажный дом, по всей видимости, хозяйский. Тут же рядом на территории гостевой домик. Чудесный однокомнатный номер со всеми удобствами. Тут же общий душ и сауна. Довольно большой участок леса, точнее будет сказать, поляна с высаженными на ней деревьями. Вся трава подстрижена. Стоит несколько домиков дачного типа. В стороне, как они говорят, сухой туалет. Этот участок через дорогу граничил с водой. Набережная озера выглядела очень живописно. Своя территория от чужой была отделена просто кустарником и деревьями. Гостевой домик открыт. Никого нет. Некий мужчина спустил на воду свою лодку и теперь парковал свой Volvo с прицепом на территории. Спрашиваем у него, мол, Вы не в курсе, где хозяйка (именно с хозяйкой мы вели переписку). Отвечает, что будет вечером. Он также был доброжелателен и со своего сотового набрал ее, чтобы помочь нам выяснить вопрос поселения. Нам было предложено поселение в гостевом домике или в своей палатке на территории где угодно, а также пользование душем и кухней, туалетом и т.п. К вечеру хозяйка обещала быть. Мы заехали на территорию и затаборились на чудесной полянке между деревьями. Установили палатку, обустроили кухню. Джу предалась солнечным ваннам, перечитывая очередную книженцию, а я устремился, конечно же, на рыбалку.
Как и следовало ожидать, и это озеро просто кишело рыбой. Ловя с берега, мне попадалось много мелюзги, но и десяток хорошеньких густеров я поднял. Как и водится, сам почистил и пожарил на ужин рыбешку. Озеро это, надо сказать, просто таки огромных размеров. На нем обустроено масса мест для отдыха в виде тех же кемпингов, мотелей. Судя по рекламным проспектам и рыбалки, и просто отдыха на воде и у воды, тут просто восхитительные. Мы в этом убедились на собственном опыте. Вся территория ухожена, куча мест для пикников, знаками обусловлены места парковок для машин и спусков лодок на воду. На каждом шагу мусорные урны и в каждом лежит НОВЫЙ кулек для мусора. Мы просто были в шоке. Ведь могут же люди, и хотят, и делают! Для себя. Все вокруг частное. Директоры сами подметают, убирают, ухаживают.
Мы находились примерно в 75 км от Тарту, в котором Джу, как истинная женщина, хотела устроить шоппинг. На это, как водится, стоило отвести немало времени, и Джу думала съездить в город сама, оставив меня тут. Но в итоге решила, что завтра мы и так едем через Тарту и что завтра все сделаем. А пока, мы чудесно проводили время, будучи занятыми любимыми делами. Ближе к вечеру приехала хозяйка. Познакомившись, мы чудесно пообщались, заплатили ей за услуги гостеприимства, и прекрасно провели вечер на берегу. Приняли душ, помыли посуду и завалились «на массу».
Сон на свежем воздухе всегда целебен и приятен. И просыпаться под пение птичек тоже приятно, скажу я вам. А день опять выдался жарким. Позавтракали. Я собрал все бивуачное, и мы тронулись в путь. Через часик мы были в Тарту. У Джу было стойкое навязчивое желание спустить денег на всякого рода покупки, мне полностью чуждое и непонятное, увы. Мы много над этим смеялись, когда я шутил, что большой город еще не знал, что к нему с запада, а именно с этой стороны горизонта мы ехали, приближался великий и могучий транжира Джу. Заехали в один супермаркет, в другой... Поиски «нужных» товаров не увенчались успехом. Выглядело это так: мы заходим в магазин, я устраивался где-то в мягком уголке для ожидающих, пересматривая новости в Сети, а Джу искала то, чего не знала. Но это, само собой разумеется, были очень нужные и важные вещи. Ну и ладно.
Настроение было не супер из-за понимания того, что мы фактически уже на дороге домой, что сегодня граница ЕС и РФ, и впереди только дорога, а в конце дом. Покрутившись немного по городу, решаем парковаться на пару часиков недалеко от торговых центров. Джу ушла их покорять, а я пошел по своим старым знакомым дорожкам к Тартуской обсерватории, которую мы посещали несколько лет назад во время экспедиции на дугу Струве. Про нее можно почитать вот тут. Лично я чудесно провел время, гуляя по окрестным паркам между корпусами Тартуского университета.
Фотографировал памятники, рассматривал архитектуру. Немного спала жара, и прогуливаться стало еще более приятно. Небо затянуло дымкой, что затруднило процесс фотографирования, и тем не менее, на фото запечатлелись чудесные моменты того дня. Ближе ко времени нашей встрече с Джу, я спустился на нижние кварталы старого города и там немного прогулялся, наблюдая неспешную жизнь местного населения. Подойдя к машине, увидел ожидающую Джу, оказавшуюся в расстроенном состоянии из-за неудачного шоппинга. Это меня порадовало, и я не преминул по-дружески позлорадствовать. Ничего не купив, потратив кучу времени, мы выдвинулись из города. Опять выглянуло солнышко и стало ощутимо жарко.
Ну что же, мы были на финишной прямой нашего заграничного пребывания. Впереди нас ожидал еще один европейский подход при прохождении таможни. Все это стало камушками в нашу копилку впечатлений, сделавшие чуть позднее наш выбор за ЕС или ТС… Еще дома, при камеральных работах по подготовке путешествия, я прочел в сети, что Россия ввела платную услугу по бронировке предполагаемого времени твоего перехода границы. По Инету бронируешь себе временное окно и прибываешь к этому времени на границу. Но и тут не без приколов. Прибыть на место и зарегистрироваться необходимо чуть ли не за два часа до забронированного времени. Мы не могли пользоваться этими ресурсами, да они нам и неудобны были. Планировать подобное движение было все равно трудно. На границу мы подъехали как простые люди, ничего не о чем не знающие. Это был переход в сторону города Псков, в одноименную область России. К первому окошку мы попали вторыми в очереди. Полминуты и мы у окна. Подаем необходимые доки - техпаспорт на авто и паспорта. Джу даже не выходила из авто. И тут меня просят заплатить 4.5 евро, как оказалось, за услуги прохождения перехода. Ну, ОК. Надо, как надо. Правила! Просят проехать на парковку и на табло ожидать своего номера авто, его высвечивание будет сигналом для проезда таможни. Отъезжаем на парковку, это буквально десять метров. Там уже стоит порядка десяти российский машин, ожидающих свои номера на цифровых табло. Паркуемся рядом. Поднимаем голову и видим номер нашего авто на табло. Интересно
Выезжаем с парковки опять к этому же окошку, только с другой стороны. Жестами спрашиваю работника, мол, все, выезжать? Мне показывают, давай, и поднимают шлагбаум. ВСЕ! 4.5 евро – 4.5 минуты. Гребаный Евросоюз!