Первое и основное (!!!), все мы разные и каждый человек подбирает под себя тип похода и то количество снаряги, которое он готов с собой брать. Потому нет однозначного ответа про самый-самый оптимальный или лучший тип загрузки. Хотя оптимум есть, но он разный под свои цели, интересы и предпочтения. Так что дальше ни коим образом не собирают критиковать или продвигать какой-то вариант. Просто хотелось бы обратить внимание на некоторые особености, которые остаются без внимания, а их значение существенно.
Собственно, многократно наблюдая темы, где скрещивают копья любители разных форматов походов и собственно разных типов подбора снаряжения и его загрузки, хотелось указать на "важную мелочь", о которой многие забывают. Объем понятие очень своеобразное. Часто глядя на велосипеды легкоходов забывают про тот объем и вес который они везут в наплечных рюкзаках. Да и банально, многие велобаулы хотя и выглядят внушительно, по факту не так и удобны, как может показаться. Для примера заброшу наглядный пример, который наглядный если знать на что смотреть. Вот пример линейки велобаулов от одной из фирм с разным объемом:
Вроде все отлично и каждый может подобрать баул под необходимый объем. Но... если подключить школьный курс геометрии то окажется все не так однозначно. Мало кто обращает внимание на тот факт, что размеры штанин у баулов из разных моделей одинаковые.. Ну тут разве у модели с минимальным объемом штанины уже, чем у остальных моделей. НО суть в том, что если прикинуть объем штанин у баулов, то окажеться неожиданный для многих факт. Кто хочет, сам пересчитает, но объем каждой штанины до уровня багажника около 13 л, или на уровне ниже багажника едет около 27л, что сравнимо с объемом большинства "городских рюкзаков". Либо, что-тоже многие забывают, обычные боковые сумки, с которые катают... скажем так "европейцы", имеют порой объем раза в 1,5-2 больше, чем штанины велобаула. Многие же покупают баулы "на вырост" и наличие "лишнего" объема не требует тщательной упресовки. Так что иногда в бауле в 60л едет столько же, как можно провести распределив в мелкие сумки по велосипеду, закинув часть в рюкзак на плечи.
А так, что еще хотелось бы указать, у "классического велобаула" основной объем и чаще всего вес расположен выше площадки багажника. Так что велосипед с основным весом поклажи сзади выше багажника понятно не такой устойчивый, по сравнению с вариантом распределения поклажи по велосипеду, а части в рюкзаке на плечах. Да и штанины у большинства баулов достаточно широкие (ну естественно, самый естественный вариант повышения объема), что удаляет вес поклажи от оси велосипеда и увеличивает валкость всего велосипеда.
Сам про такое не задумывался, пока не стал экспериментировать и ездить с одной боковой сумкой сбоку. Дальше, начал присматриваться к разным вариантам, считать.. а там руки дошли и до шитья своих сумок и... наиболее удобным (для меня !!!) оказались баулы с узкими но длинными штанинами, при этом стараюсь минимально загружать объем выше площадки багажника, либо ложить туда наиболее легкие вещи, вроде бивуачных тапок и подстилки под коврик и палатку (что объемное, но легкое). А так, специально объем верхней части баула предназначен для резервного объема... например купить арбузик на привал...
А так, в другой теме уже указал, что уменьшение количества вещей, а так же их веса и объема - это правильный путь. Но все равно у разных людей разный уровень понятия "комфорт" , так что кто-то может снизить список до нескольких предметов, а кому-то удобнее и приятнее взять большее количество и получать удовольствие от отдыха на бивуаке. Но при оптимальном подборе снаряжения, при движении в группе общественные вещи легко вписать в 2-3кг с объемом 10-15л, продукты даже без их усушки можно свести на 1-1,5кг в день. И здесь наличие багажника с баулом уже не так однозначно. Но... если вспомнить, что в походах случаются всякие неожиданости и поломки, то тут группа в "классическом" варианте с багажниками и баулами спокойно может разгрузить участника с поломками или травмой. А для группы солистов.... они изначально расчитывают только на себя. И вот здесь все возвращаеться к иносказательно сказаному в начале: "
на вкус и цвет все фломастеры разные". Откровенно уважаю народ, который может обходиться малым, которые могут ехать в походы на одну-две недели с набором вещей, который берет большинство в покатушку на один день... но мне нравиться комфорт и послушный велосипед, для себя пошил комплект баулов, где задний баул глубокими и узкими штанинами опускает центр тяжести ближе к втулкам, а более легкие вещи едут в дополнительном бауле на раме. В свое время проехал пару походов с вариантом загрзки без использования багажника и баула на нем... Не очень понравилось, так как велосипед с "верхней загрузкой" стал не таким стабильным, хотя да, без почти 2кг багажника с баулом переносить велосипед было удобнее. Но... так как с примерно таким же набором сняряги выезжал и при использовани багажника с баулом, то в основном катаю с багажником и своим (!!!) комплектом баулов. Мне (!!!) так удобнее и всегда есть около 20л резервного объема, которого в некоторых моментах не хватало в поездках в формате "без багажника и баула".
А итог, естественно надо идти к уменьшению количества вещей в походах. Ну а там... у каждого свой порог того количества, с которым можно смириться. Так что и вариаты перевозки у каждого будут свои. Идеал - он у каждого свой.
А с легкоходством... есть маршуты, которые с велосипедом по другому и не пройти, и в таких форматов альтернативы просто нет. Вот и все сходиться к тому, что тип загрузки просто зависит от личных предпочтений и формата похода. А оптимум, он у каждого свой.