(Если недостойно быть в отдельной теме - просьба модераторам - перенести в соответствующую )Приветствую.
Вот небольшой отчёт о выборе, замене и эксплуатации масла для “Alfine 11”
Меня, как и любого человека, который не зарабатывает на жизнь, продавая алмазы оптом, сильно расстраивает стоимость смазочных материалов Shimano. А если взять во внимание ещё и объем… лучше и не вспоминать…
После года эксплуатации меня начала мучить совесть: «надо менять масло – зима скоро, и вообще – угробить дорогущую втулку любой сможет, а вот смазать…»
Критерии выбора и процесс подбора
Выбирал я смазку под такие параметры:
1. низкие температуры
2. чтоб потом летом не менять
3. чтоб на душе появилось ощущение «всё правильно сделал»
Сначала предстояло выбрать между трансмиссионкой и моторным маслом.
Выбрал трансмиссионку, поскольку:
• Планетарка таки чисто технически является редуктором, а ни разу не мотором.
• Трансимссионка образует гораздо более толстую защитную смазочную плёнку, которая не выдавливается из шестерёнок под нагрузкой.
• Передаточные пары в планетарке явно не полностью и не постоянно покрыты маслом (Шимано заправляет 25мл.) – это означает, что жидкое моторное масло скорее всего просто стечёт вниз.
Затем из всех существующих типов трансмиссионок выбрал ту, которая не должна менять свои параметры густоты ни при рабочей температуре -20, ни при +30 и выше.
Такие масла называются «загущенными», или «зимними», и у них отдельно указывается низкотемпературный и высокотемпературный коэффициенты вязкости.
По классификации SAE J306 "Клаccификация вязкости трансмиссионных масел для ведущих мостов и механических коробок передач" самая жидкая зимняя трансмиссионка кажись бывает 70W75, но мне удалось купить только Castrol 75W80, а на сдачу ещё и канистру промывочного масла.
Вязкость 75 - вполне неплохо – всего лишь в полтора раза гуще, чем, скажем, моторное масло SAE50 или 30, которое я бы заливал в противоположном случае.
По (API) "системе классификации качества трансмиссионного масла в зависимости от присадок" я думаю, что вполне можно для втулки брать API GL3 или GL4 - это уже для тяжелонагруженных передач, с противоизносными примесями. За API GL5 гнаться не стоит - это для гипоидных передач с совершенно конскими нагрузками - в Альфине их просто нет.
На моей канистре написано API GL4+ - поэтому я вполне доволен.
Вот здесь описание оригинальных запчастей и приблизительные цены на них
Сам процесс смены масла был очень простой (соорри, нет фоток – я без фотоаппарата):
1. Отвернул винт крышку, развернул втулку отверстием вниз и оставил минут на 10. Грязное масло стекло в воронку из пластиковой бутылки и дальше в миску.
2. Немного отсосал воздух шприцом и капельницей – вылилось ещё немного грязного масла.
3. Залил вовнутрь промывочного – миллилитров 50 или 70 (уходит как в чёрную дыру - туда небось грамм 200 влезет)
4. Погонял минут 5-10 вел на всех скоростях по очереди.
5. Слил масло – оказалось грязное
6. Повторил с промывочным ещё два раза, пока не стало вытекать чистым
7. Залил 35мл. трансмиссионки. Завернул винт.
Втулка не потеряла наката и времени выбега – всё крутится чудесно.
Зимой все передачи включались чётко и не тупили. Ездил при -20, -15 и аж до сегодня, когда всё растаяло.
Буду наблюдать за её состоянием в межсезонье и летом. Если будут какие-нибудь неприятности – сразу же отпишусь.