Хотел бы затронуть тему, наверное, про самое тонкое в настройке велосипедной трансмиссии, а именно длинна шатуна.
Над этим вопросом не задумывался до тех пор, пока не решил заменить свои. Сейчас стоят 177,5 мм, мой рост-где то 190 см. 95% процентов всех велосипедистов говорят, что чем больше рост (или длинна ноги) тем длиннее должен быть шатун. Ещё одно мнение, что, опять же, чем длиннее шатун-тем легче его крутить, так как "плечо" увеличивается (но при этом забывают, что и длина окружности также больше). Около трех дней я копался в форумах всего СНГ, и единственное мнение которое мне понравилось, я нашел на бироте
http://forum.birota.ru/viewtopic.php?t=1968, этот пост я привожу ниже:
Цитата:
Ню-ню, господа теоретики... пробуйте, ставьте, экспериментируйте. Вот тада и подискутируем
Просто сколько народу уже на этом "золотом правиле" понаобломалось
Здесь "работает" несколько иная логика.
Чем длиннее кривошип (кстати - правильное название, "шатун" - неверное), тем, да - никто и не спорит! - ТЕОРЕТИЧЕСКИ должно быть легче. Только вот легче - что? "Крутить"? В какой момент? При каких условиях?
"Легче" будет поддерживать высокую среднюю дистанционную скорость, вот это - да. Но - лишь при условии, что ездуну для этого хватает силовых возможностей своей мускулатуры. Почему? Потому что с увеличением размера кривошипа ноге приходится совершать БОЛЬШУЮ работу: угол сгибания-разгибания-то ведь тоже увеличивается. А как известно, с его увеличением выходная мощность работы мышц падает (классический наглядный пример: что будет "легче" - делать приседания из полуприсеста или из полного положения сидя? - вопрос чистой риторики).
Едем дальше. Силовые возможности мускулатура также обусловлены соответствующим уровнем VOmax'а. И если он относительно низок, то приходится расплачиваться намного бОльшим количеством сожжённых по-напрасну мышечных волокон на дистанции, чем следовало бы... Поэтому, вроде бы ехать можно... и крутить как бы "легче" (следуя "золотому правилу механики"). Но всё это будет делаться как бы в "кредит". Когда же лимит сожжённой мускулатуры исчерпывается, "крутить" становится попросту больше уже не "чем", и тебя "вырубает" напрочь. Тут и маму нераз вспомнишь... и папу заодно. На какой-нибудь безобидной горочке, например. И наступает парадокс: оно вроде бы и должно "легко крутиться", да вот почему-то больше не "прокручивается", а лишь "проламывается", и как следствие - выходная мощность резко падаетю. А всё потому, что у кого-то малость силёнок не хватает... Лечится сей парадокс легко: установкой более коротких кривошипов.
Повторю свой тезис: размер шатунов для каждого конкретного ездуна обуславливается, в первую очередь - силовыми возможностями его организма, во вторую - на какой дистанции их предполагатеся применять, и уж в самую последнюю - по формулам и чартам - т.е., исходя из чисто антропометрических показателей (соотношения длины ноги к длине большой берцовой кости, или как там сейчас принято считать.)
Хорошо, допустим, я - не шибко большой авторитет, чтобы мне можно было верить сразу на слово. Вот вам яркий пример из большого спорта.
А.Вальверде. Гонщик-многодневщик горной специализации. Всю жизнь ездил на 172,5 мм. На разделку ставил 175 мм. Хотя роста довольно высокого, и, главное - ноги тоже длинные. И решили тренеры "подтянуть" ему разделку в этом сезоне. Из всех расчётов выходило, что ему обязательно нужно ставить шатуны подлиннее (177,5). И, как мы знаем, ничего толкового из этой затеи в итоге не вышло: кривошипы поменяли, тренировался человек, пыжился, мучился весь сезон... и никаких рекордных скоростей (даже для себя) из этого не выжал. Причина до банальности проста: гонщику для езды на таких шатунах не достаёт элементарной мощности.
Ну, и, понятно - в конце-концов плюнули на эту идею, вернули его обратно на 175-ки (для разделки).
В принципе, если брать в пример меня, это многое объясняет. Гонщик с меня достаточно хреновый, значить, что мне просто не хватает силы, что бы долго крутить шатуны длиной 177,5 мм. Каденс порядка 80-90, в последствии чего чувствуется легкий дискомфорт в коленном суставе. Основная задача при подборе себе шатунов: это бреветы, может быть походик, тоесть в день 200 км и больше, темп ровненький (средняя от 25 до 30 км/час). Хотелка-шатуны длиной 172,5-175 (если у кого есть shimano ultegra 6500 то я куплю), что кто думает по этому поводу, может быть у кого то есть результаты научных исследований по этому поводу?