Я начинал с ригида, а первую пружинную вилку попробовал, когда поехал к Мертвому морю, так как более опытными друзьями был предупрежден, что на жесткой там делать нечего... Как выяснилось за эту поездку - очень даже можно, если умеючи, так как рядом катили двое на жестких вилках, и угнаться за ними мне было трудно. Пружинная же вела себя так, что вел с ней больше в такие маршруты не попадал, а был разжалован в хозбыт
. Следующий вел для направлений был с пружинномасляной Маниту Спайдер - очень комфортная, жива и посейчас, но - слишком мягкая и короткая, легко пробивалась до упора под моей тушей. Последние года два стоит Марзочи Бомбер, воздух - короткая, 4"", сравнительно жестко накачанная, и до пробоя пока не доводил
. На мелочёвке ведет себя действительно жестковато, но не для того она была предназначена, а вот там, где пружинка пробивалась - эта жрет всё.
И исходя из этого опыта, убедился, что при наличии дорог и тропок и отсутствии спортивных амбиций - эластомерка не нужна вовсе, пружина+масло при правильном подборе пружины - тяжеловато, но мягко и хорошо, и порой позволяет ехать ощутимо быстрее, а воздух - позволяет настроить вилку под себя и маршрут практически идеально, но цена - кусача, и нет той плюшевости на мелочевке.
Начинающему же - чем проще и качественней вел - тем лучше, тем быстрее пройдет учеба, и тем дольше вел будет безпроблемным и тем меньше потеряет при перепродаже (а взятый с рук и хорошо ухоженный - может и вообще не потерять
) Большие колеса - легче ход, быстрее и устойчивее вел и менее заметны неровности. Меньшие - выиграем в юркости и моменте тяги и проиграем в остальном. Гибрид - везде неплох и везде уступит специализированному велу - на шоссе - шоссеру, на горе - горному