Записки харьковского велосипедиста
Эта небольшая статья описывает мои впечатления от первого сезона катания на горном велосипеде и написана по принципу "советы "продолжающего" - начинающим". Она предназначена для ввода в курс дела, обмена опытом, ограждения их от ошибок. Содержит как мой личный опыт, так и мнения более авторитетных товарищей и ссылки на статьи в интернете. Предназначена для тех, кому давно надоела их старая "Украина" и кто поэтому присматривается к более современным моделям, а также для начинающих обладателей оных.
1. Исходное положение.
Был у меня в детстве (как раз до 11-го класса) "Альтаир" - этакий себе конек-горбунок с дамской рамой и колесами 37-533 (26" по-нынешнему). В общем, считай, "Украина" - только колеса меньше.
После этого был трехлетний перерыв, к концу которого как раз вызрело желание все-таки прикупить себе что-нибудь СОВРЕМЕННОЕ.
Хотелось:
1. Неспеша покататься по городу и окрестносям.
2. Иногда полихачить/попрыгать, посъезжать с со ступенек
.
3. Наконец, надоел мне этот чертов общественный транспорт - долго и дорого.
Начал лазить по интернету и бегать по магазинам...
Далее излагается добытая информация.
Статья написана с ориентацией на велосипеды ценовой категории $300-500 и все утверждения относятся именно к ним.
Читать материалы по ссылкам - обязательно!
2. Мат. часть.
Эта информация почерпнута из интернета. Она обязательна для ознакомлнеия - т.к. иначе дальше ничего не будет понятно. Для начала советую почитать рекомендации специалиста на
http://realbiker.ru/Bike_Buy_BikeClasses.shtml
Реально же присутствующие в продаже велосипеды можно разделить на следующие категории.
1. Шоссейники.
Это узкие колеса, руль "бараньи рога" и постоянно задранная вверх голова при езде (руль ниже седла). Переключатели передач, естественно, тоже в наличии. Едет только по ХОРОШЕЙ дороге. У нас таких дорог нет. Спецы ездят на них со средней скоростью 40 км/ч !!!
(даже по нашим дорогам!). Мне не подходит - ибо хочу и за город, и полихачить. Да и с дорогами у нас издавна проблемы...
2. Гибрид.
Это колеса 28" (как у "Украины" и с аналогичной резиной), переключатели передач. Посадка на него не такая "аэродинамическая" как на шоссейник - руль и седло примерно на одной высоте.
Мне, в принципе, именно этот тип больше и понравился. Не очень "злая" резина + большие колеса - как раз ездить по асфальту и нормальным грунтовкам. А по песку можно и пешком, если нечаянно в него попадешь. Но взять я такой вел не решился, ибо:
- нашел только в двух магазинах
- он дороже
- запчасти тоже дороже и менее распространены
3. MTB (mountain bike)
Это машинка:
- с 26" колесами
- обычно без крыльев и багажника (хотя рама их установку предусматривает)
- обычно с агрессивной резиной (тоже можно поменять)
- седло достаточно жесткое и узкое, на одной высоте с рулем
- передний и задний переключатели
- бывают с жесткой вилкой (rigid), амортизационной вилкой (hardtail) или двухподвесы (передний+задний амортизаторы)
Среди таких байков 90% - хардтейлы. Брать придется именно хардтейл - без вариантов. Ибо хороший двухподвес - дорого и багажник не поставишь, а риджид - не продается. Амортизационная вилка там не ахти (да, на веле за $500 все равно не ахти) - но она совсем не мешает, живет долго (если не прыгать) и может быть легко переделана в жесткую (раскрутил, всавил деревяшки
).
4. Городской велосипед
Это тот же MTB, только обода одинарные (то бишь не очень жесткие/прочные), оборудование подешевле, наличие крыльев и багажника, мягкое седло, выше посадка. Я такой боюсь слишком быстро угробить...
Небольшая и понятная статья о типах и велосипедов и катания на них -
http://bikeparts.ru/info/ridestyles.html
Теперь по поводу посадки. "Нормальный" высокий руль бывает только на недорогих "городских велосипедах". Я на них не катался, но низкая цена (а также одинарный обод, так себе обвеска) отпугивает. Что могу сказать - так это то, что "горный" руль вровень с седлом - вполне нормальная вещь. Напрягает только достаточно твердое седло - пару первых дней сезона болит пятая точка. Потом привыкаешь. Тут главное, чтоб седло не было слишком узким (на него должны умещаться кости таза). На мой взгляд, седло - не та деталь, на которую прежде всего смотришь при выборе байка. Его всегда потом можно за достаточно скромные деньги поменять на более подходящее. Также должна быть правильно подобрана ростовка - на слишком большой раме будут уставать руки и можно об нее покалечиться. Обязательно см.
http://realbiker.ru/Bike_Seat.shtml
Теперь кратко о компонентах. Здесь опять советую читать realbiker.ru:
http://realbiker.ru/Bike_Buy.shtml НАСТОЯТЕЛЬНО.
А вот краткое резюме.
Рама. Бывает железная и алюминиевая (карбоновая не в счет
). Если вел стоит больше $200 - рама люминь. Но лучше дополнительно уточнить у продавца/интернета. Вел с такой рамой за $300 будет весить 14 кг. В сторону железных и не смотрел - ибо нижняя ценовая категория. Еще они выпускаются разной ростовки (и цвета - для тех, кому это важно): 17", 19", 21" или S,M,L,XL.. - у каждой фирмы свои заморочки - тут все надо мерять. Но раму важно правильно подобрать под свой рост! (см сайт)
Резина. Бывает агрессивная - эта висит во всех магазинах и ее ВСЕ РАВНО придется покупать. Можно только выбрать по возможности менее зверскую - чтоб не сильно жужжала по асфальту (а она жужжит!). Слики - совсем лысая. Полуслики - вот как раз то, что на "Украине". В песок с ней, говорят, не суйся - но я по песку кататься и не собираюсь. Под песком при этом имеется в виду примерно такой, в котором грузнет "Украина". Ехать по нему на злой резине можно - но совсем не в кайф. Как по мне, так лучше идти пешком, когда попал в песок, но при этом ехать нормально по асфальту (на полусликах).
Обод. Бывает одинарный, двойной и тройной. Последний, естественно, самый крутой. Одинарный - на дешевых велах с базара. Тройной - слишком круто. Если ездить не по городу и дальше 5 км - брать однозначно двойной. Еще видел на базаре китайский вел за $200 - с тройным V-образным ободом. Из
какого г.. он сделан - не знаю...
Тормоза. Бывают ободные (V-brake) и дисковые. Последние, в свою очередь, делятся на гидравлические и тросовые. В чем СУЩЕСВЕННОЕ отличие - я так и не понял. Потому решил не выпендриваться и брать обычные ободные (естетсвенно, они дешевле). Про них могу сказать, что они не любят "восьмерок" на ободе - и потому их приходится периодически править. Где-то раз в 200 км для ленивого человека...
Еще один известный недостаток ободных тормозов - скрип колодок о мокрый обод. Меня он не напрягает. Да и проявляется очень редко - только когда проедешь по достаточно глубокой, чтобы "утопить" обод, луже. А более плавное торможение дисковых меня даже как-то наоборот - отпугивает...
"Коробка передач". Состоит из переднего и заднего переключателей, манеток (или шифтеров - они на руле), кассеты (задние звезды), системы шатунов (передние звезды), цепки. Эту всю штуку делает японская фирма Shimano. Еще есть SRAM - но я видел ее может на 10% велов. Все это оборудование выпускается разных классов (типа в/с, сорт 1, сорт 2...). Чем дальше - тем круче (у SRAM классы другие, см. ссылку ниже):
1. Tourney (самый простенький).
2. Altus.
3. Acera.
4. Alivio.
5. Deore.
6. Deore LX.
7. Deore XT.
8. XTR (просто мега-железо
).
С ростом класса повышается цена, уменьшается масса, растет надежность.
Эти классы можно разбить на 3 группы - по количеству скоростей.
Tourney и Altus имеют 7 звезд сзади (7-мириковые). Acera, Alivio - 8. Начиная с Deore - системы 9-тириковые (сзади 9 звезд).
Между этими тремя группами совместимость компонентов весьма ограничена. Внутри же группы - все ко всему подходит.
Tourney легко отличить по красному колесику на заднем переключателе.
Обычно производители велосипедов разные компоненты устанавливают разного класса (чтоб сбалансировать цену/качество).
Поэтому все смотрят на задний переключатель - самую ответственную деталь. В нашей ценовой категории класс ВЫШЕ Deore попадаться НЕ ДОЛЖЕН. Также следует обратить внимание на дисбаланс классов различных компонентов. Слишком большие "провалы" вроде Tourney+Deore настораживают (и такого не позволит себе нормальный бренд).
Я на веле за $300 имею заднюю перекидку Alivio. А вот манетки - самый настоящий Tourney по заявлению Интеренета
Опять-таки, читать
http://realbiker.ru/Bike_Buy_EquipClasses.shtml
Еще пару слов о передачах. В народе принято говорить "24 скорости". Это число получено как число комбинаций "передняя звезда-задняя звезда" - т.е. простым умножением 3x8=24. Что, однако, не правильно. Реально не все комбинации "разрешены" - т.к. цепь не должна работать при больших перекосах. При включенной 1-ой или 3-ей передаче спереди, сзади используется примерно половина кассеты, находящаяся с той же стороны, что и "активная" передняя звездочка. На 2-ой передаче спереди - не рекомендуется использовать 1-ую и 8-ую звезды кассеты (рекомендации для 8-мириковой кассеты). Т.е. набор рекомендуемых передач примерно таков: 1-1, 1-2, 1-3, 1-4, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 3-5, 3-6, 3-7, 3-8.
3. О магазинах и процессе покупки.
Итак, городской вел - хлипкий, гибрид - дорого и мало распространени (да и убить боюсь), шоссейник - для сосвсем других целей, MTB - резина злая, нет крыльев/багажника, седло жесткое, вилка - мягкая.
Кстати, чем мне не угодила мягкая вилка? А тем что за приемлемые деньги качественной она не будет...Что ж, придется рассрочить платежи - и сперва убить наличествующую вилку, а потом купить нормальную (ок. $200).
Итак,я решил:
- брать хардтейл MTB
- менять резину на полуслики
- багажник и крылья - ставить
- вилку при необходимости поменять/сделать жесткой
Теперь по магазинам!
Но сначала заглянем на барабаху. Там "горный" велосипед стоит от 300 грн. Причем "пересичному громадяныну" отличия его от нормального велосипеда из магазина не так уж и бросаются в глаза. Тут, думаю надо довериться здравому смыслу и советам бывалых - НЕ БЫВЕТ хорошой продукции по заниженной в ПЯТЬ РАЗ цене. А вот компоненты потом можно докупать и на барабане.
Вообще рекомендую прочитать как минимум 3 статьи:
Не покупайте «горный» велосипед!
http://tourist.kharkov.ua/stats/noby.htm
Как покупать велосипед?
http://tourist.kharkov.ua/stats/howbyvel.htm
Велосипед за 100 долларов.
http://tourist.kharkov.ua/stats/velo100.htm
Кстати, комментарий по поводу рамы - говорят, что стальная рама:
- не ломается
- на ней меньше устаешь
- ее можно сварить на любом СТО, если сломалась
По поводу усталости - не знаю. Зато знаю, что она явно тяжелее алюминиевой.
Также я плохо представляю, что нужно делать с великом, чтоб у него сломалась рама - и особенно, не сломается ли при этом велосипедист...
Поэтому я - однозначно за люминь. Она и коррозии не поддается...
А магазинов в Харькове, как потом оказалось, дофига:
http://active.kharkov.ua/bike-shops.htm
Оббежать желательно все
Но что обязательно посетить - так это Велостиль: классика жанра. Заодно сравнить его с "Велоцентром" по соседству - тоже классика, но жанр другой
Теперь о ценах. Вел все берут "не в сезон" - т.е. в сезон скидок, а не катания. Можно вместо $400 купить вел за $300. Это наблюдается с сентября (ближе ко второй половине) - и, как минимум, по апрель. Хотя я и в августе видел рекламу, повествующую о скидках... Так что советую бегать - волка ноги кормят.
Еще один момент, который сразу не очевиден - фирмы-производители велов любят выпускать их "коллекциями". Коллекция 2005 года, 2006, 2007... Названия модельного ряда при этом практически не меняются - а в комплектации видны лишь косметические изменения. Кое-где пишут, что от года к году уровень любой модели неуклонно падает. Я не проверял. В общем, суть этой фишки с коллекциями - чистый маркетинг. Но! : велосипеды коллекции прошлого года продаются, естественно, со скидками! Их, к сожалению, почему-то остается мало - и не факт что будет в наличии нужная ростовка...
В результате, моя стратегия была такова - побегать по возможности по бОльшему количеству магазинов и оторвать кусок послаще на мою фиксированную сумму (потому что денег все равно много не бывает). В последний момент колебался между GT Avalanche 3.0 в Драйв-спорте и Kelly's Scarpe в ВЕЛИКане - оба за ~$300 со скидками. Купил Kelly's - потому что пошли какие-то слухи про некачественность изготовления GT... да и колеса у Avalanche'а были слишком зверские:)
4. Биография велосипеда и мои впечатления.
Итак, счастливым обладателем я стал в сентябре 2006. Что, в принципе, еще оставляло мне время "докатать сезон" - чего я, собственно, и хотел. И потому торопился.
Цена покупки была $300 в сезон скидок, задний переключатель - Alivio, 8-звездная кассета (типа 24 скорости), манетки - пластмассовые Tourney "ГрипШифт", рама - люминь, тормоза ободные, обода двойные, педали и ручки тормозов - дешевые пластмассовые, крыльев и багажника - нет, резина - трактор. Вел производил впечатление "рабочей лошадки". Передачи переключались, в горку тянул на ура, на "самой скоростной" передаче чувствовался "напряг" - словом, все как положено.
Первые впечатления.
Сразу после покупки начал ездить. Не более 20 км в день.
Пару первых дней побаливала задняя точка. Неудобно стояло седло.
Потому купил на рынке набор шестигранников (не велосипедный - обычный) и "карбюраторную" отвертку (короткая съемная ручка, с одной стороны "крестик" - с другой - обычная). Отвертка нужна для периодической подстройки тормозов. "Велосипедный" (в виде раскладного ножа) набор шестигранников брать не стал - т.к. там не все нужные диаметры. В сумме - в пределах $3. Настроил угол наклона и положение (вперед-назад) седла. Ездить стало приятнее.
Однако возить инструмент с собой неудобно - металл карманы оттягивает. Рюкзака у меня нет. С сумкой через плечо ездить неудобно...
Еще одна проблема - штаны. Джинсы успешно рвутся зубьями большой передней звезды. Потому закалываю их английской булавкой. Еще можно правую штанину подкатывать. Хотя лучше, наверное - спортивные штаны с резинкой внизу (велоодежда не в счет:).
Неделя катания. Вторые впечатления.
Через несколько дней стала жутко скрипеть цепь
Взял масленку для швейных машин (можно купить на рынке) и смазал. В общем - обычным бытовым маслом. Вообще же смазка цепи - обязательная процедура каждые 2-3 поездки. И после дождя/грязи. Перед смазыванием - протираю цепь тряпкой.
Мыть цепь, не снимая ее, растворителем - неудобно. А снимать - нужен спец. инструмент - выжимка для цепи, да и цепь от частого снимания портится (говорят). Потому впоследствии была куплена цепомойка (см. ниже). А по началу - протираю тряпочкой...
Также, дабы не попасть в просак - купил (где-то через неделю) ремкомплект для камеры (<$1), запасную камеру ($2), насос ($1). Плохой насос в магазине ($10) брать не стал. А вот плохой пластмассовый на барабахе - вполне:) Сезон он проработал без проблем. Потом стала растрескиваться шлангочка.
Первый дождь. Хочу крылья. Очень, знаете, ли смешно, смотрится байкер "весь в крапинку" от грязи из-под колес. Причем если по грунту стараешься ехать помедленне (и грязь в лицо практически не летит) - то по асфальту сам не замечаешь, как лицо становится очень смешным
продолжение следует...