https://m.facebook.com/valdesz.alandeszkaas/albums/1302789323093961/Фестиваль в Верхнем Салтове 10.09.2016
By Valdesz Alandeszkaas
Я впервые посетил фестиваль такого формата. Понравилось то, что он был ориентирован на разного зрителя. На большой поляне звучали песни местных самодеятельных коллективов.Кто хотел, тот стоял в очереди за кулешом. Другие могли под контролем тренеров потягать гири, потолкать ядро, попробовать приемы вольной борьбы, пометать копье, пострелять из арбалета, или соорудить чашку на гончарном кругу. Кроме традиционных для фестивалей торговых лавок с поделками, и вызывающих тоску ширпотребными столиками с шашлыками, привычных, и ставшими малоинтересными турнирами бутафорских рыцарей, способных заинтересовать преимущественно детей, здесь была организована познавательная программа. В нее входили экскурсия по поселку, и посещение краеведческого музея. Небольшой поселок, смог удивить не только историческим прошлым. Тут оказалась лесоводческая станция, возле которой растут интересные деревья.
В обычный день попасть в музей может быть затруднительно. Если вы приедете в Верхний Салтов, то повезет в том случае, если директор музея окажется в поселке. Поэтому рекомендую заказывать экскурсию заранее. Телефон директора: 0672565895 Любовь Анатольевна.
Сам по себе краеведческий музей нельзя назвать богатым на коллекции. Здесь представлено три экспозиции. Часть экспонатов затрагивает историю второй мировой войны. Можно отметить интересную коллекцию касок разных армий- участников сражений. Еще один крупный зал посвящен периоду казачества и ХIХ веку. Есть интересная модель казачьей крепости, охранявшей подступы к реке, небольшая коллекция самоваров, множество вышивок, посуда и др. предметы. Но большинство залов связанны с древним поселением времен Хазарского Каганата. Название этого древнего города ученым до сих пор не известно. И несмотря на то, что в популярных статьях попадалось наименование "Сарада", не существует документов, где бы город-крепость на Донце так назывался. Местное население использовало руны для описания своей жизни. И до сих пор, найденные тексты, прочитать не удалось. Первые исследования начались в 1909 году. А уже с 1965 года археологические раскопки стали носить систематический характер. За это время из земли было извлечено множество уникальных предметов., были определены приблизительные размеры городища, район, где располагалась крепость и цитадель, а также "погребальные поля"(занимают около 1,3 га). В большинстве своем, исследования ведутся среди древних захоронений. Причина в том, что на месте где располагались жилые кварталы, сейчас стоят дома поселка. Далеко не каждый хозяин огорода, позволяет историкам осматривать то, что скрывает земля принадлежащая ему по праву наследства. В советскую эпоху самые значимые находки отправлялись в Москву или в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), реже они попадали в Киев, как столицу Украины. Поэтому местные экспозиции могут показаться бедными. Но на самом деле- это не так. Об отсутствующих находках и их исторической ценности могут рассказать экскурсоводы, а в залах представлены предметы, которые в доступной форме описывают быт и образ жизни давнего населения. И этого достаточно, чтобы получить представление о том, что нам известно на данный момент о хазарском прошлом края. Сотрудники музея создали качественные экспозиции, осматривая которые, без глубоких мудрствований и философий понимаешь особенности жизни тех людей, которые тут обитали в VIII-X веках. Можно воочию увидеть как украшали себя женщины, какой была косметики в те далекие времена, в какой печи плавили металл и что из него изготавливали. Впервые среди предметов VIII X веков увидел металлические пилы. До сих пор считал, что они появились гораздо позже. Во время экскурсии нам рассказывали, что тут чеканили собственную монету, украшением которой была тамга. Но, к сожалению, местные деньги в экспозиции музея не обнаружились. Выяснилось, что город процветал в силу того, что брал подати, с проходящих по судоходному в те времена Донцу кораблей. Фактически большинство продуктов, товаров потребления попадали в город с торговцами, следующими путем "Из варяг в греки". Привозили на судах и камни из Крыма, которые использовались при похоронах в качестве "дверей" для входа в камеру погребения. К настоящему времени погребальный обряд в дромосах во многом изучен. И несмотря на то, что существуют разные версии, объясняющие части ритуала, в целом картинка похорон понятна. Нам могут показаться ужасным то, что делали со своими покойниками жители хазарского "Верхнего Салтова". Если умирал одинокий мужчина, для захоронения специально убивали рабыню, и хоронили рядом в одной камере. Известно захоронение богатого горожанина в камеру которого был погружен целиком живой конь. Родственников подхоранивали в уже имеющуюся могилу. Но для этого не вскрывали ее, а через специальный вход, втягивали покойника. Руки усопшего всегда связывали. А через определенное время (приблизительно лет через 5), открывали вход в погребальную камеру, доставали скелет, после чего ломали ноги и руки, и перемешав кости, отправляли их обратно. Во время экскурсии нас подводили к одному из таких захоронений, которое специально после обследования не закрыли. Огромная территория городских погребений (в популярных статьях пишут о 40-тысячных захоронениях), говорит о том, что люди жили здесь в достатке и благополучии довольно долго. Современное кладбище поселка разместилось на окраине в "полях хазарских погребений". Очень скромно смориться небольшой кусочек земли с современными могилами на огромных пространствах, занятых древними дромосами, численность которых до сих пор не известна. Очевидно, что глинистая малопригодная для сельского хозяйства земля, не позволяла развиваться аграрному сектору. Вероятно, что кроме обработки металлов тут имели распространения различные ремесла. Благодаря обмену город получал сельскохозяйственную продукцию.
Место крепости и цитадели в настоящее время известно. Но комплексных обследований этой территории не было, поскольку тут располагаются дома местных жителей. Предполагают, что оборонные сооружения были трехуровневые (три стены, три вала, три рва с перепадами высот от 7 до 11 метров). Оборонные стены с башнями были из дерева.
Возле поселка имеется символическая могила казачьего атамана соратника Мазепы Василия Гордиенко. Он действительно жил в Верхнем Салтове. После того как по приказу Петра I, Мазепу прокляли, Василий был арестован. Его пытали, добиваясь информации о планах Мазепы о его сподвижниках, искали документы и богатства. Но ничего не добились, и отпустили. По приезду на Родину- в Верхний Салтов, он умер. Легенда повествует, что палачи вернулись за ним. И были возмущены тем, что он рано почил, ничего рассказать не сможет. Выкопали трупп и надругались над мертвым, сдирая шкуру, устраивая прилюдную порку и пр. После этих экзекуций прах покойного исчез. В наши дни поставили символическую могилу этому герою казачьей эпохи. Существуют и другие местные легенды. Например, бытует поверье, что в полнолуние можно встретить старуху в черных одеждах. Некоторые говорят, что это монашка, но поскольку поблизости Верхнего Салтова никаких монастырей не было, то утверждают, что вероятнее всего, это какая-то, давно покинувшая наш мир, местная жительница. Она появляется на улице с горящей свечой в руках. И если вы встретили ее, будьте внимательны. В случае, когда свечка погаснет, знайте, что дело, которое вы задумали, лучше не начинать. А вот если огонек свечи будет продолжать сиять в ночи, значит вас ждет воплощение планов со сногсшибательным успехом.
Современность тоже дарит легенды. Есть в Верхнем Салтове дом, который никак не могут достроить. За свое время он сменил уже больше 7 хозяев. Первый владелец земли заложил фундамент, но через год, по непонятным причинам поспешил его продать. Другому удалось поднять стены. После чего, внезапно дом был продан. Следующий владелец тоже долго с ним не возился. В результате, каждый из собственников внес свою лепту в достраивание. Сейчас дом без внутренней отделки с пустыми окнами стоит на окраине. На заборе объявление о продаже. Местные жители уверены, что причина смены хозяев в том, что тут свирепствует поп, некогда убитый российскими служилыми людьми за свою верность казачеству. Его убили и похоронили без необходимого для священников ритуалов. А храм, в котором тот служил (построенный в стиле украинского барокко(казачий стиль)), был разрушен. Якобы на этом месте церковь и возвышалась. Вот и приходит сюда обиженный поп, который кадилом бьет по лбу всех кого считает грешным. Но поскольку понятие греха расплывчатое, то всегда можно его применить к жизни любого человека. Вот и получает по лбу кадилом каждый, кто проявляет интерес к этому строению.
Вокруг поселка изумительная природа. С высоты открываются живописные виды на Салтовское водохранилище. Отсюда можно долиною вдоль реки прогуляться на Старый Салтов (около 10 км). Вначале дорога идет через смешанный лес, где глаза радуют сосны, березки, тополя, разнообразные кустарники. Затем дорога выходит в район баз отдыха и частных особняков с захваченными берегом под личные пляжи. Последний кусочек дороги проходит вдоль заборов садовых кооперативов.
P.S.Нашел еще несколько легенд о Верхнем Салтове. Эта серия преданий помешана на золоте...
Дополняю:
Легенды о сокровищах аланской крепости.
Существует легенда, что когда го на входе в крепость стояли золотые ворота, которые вместе с другими ценностями, которые были в городе, вывезли в Киев после разрушения крепости войском князя Святослава. Но местные жители считают, что ворота и несметные сокровища города были спрятаны салтовским атаманом в подземельях под крепостью.
Еще одна легенда рассказывает о любимом коне салтовского атамана, который отличался непокорным нравом. Из военного похода атаман привез пленницу - необычайной красоты турчанку. Он подарил ей своего любимого коня, на котором девушка часто переплывала Донец и верхом отправлялась в степь. Однажды она не вернулась. Долго искали девушку в степи, но не нашли. Атаман очень грустил, что остался и без коня, и без возлюбленной. Через какое-то время конь вернулся, но один. Атаман сильно разгневался на него, что тот не сберег девушку, и в сердцах убил коня. Раскаявшись, атаман приказал скульптору выплавить из золота статую коня в полный рост. Она, так же как и золотые ворота, хранится в подземельях.
Легенда о гетмане Дорошенко и его жене
Говорят, что землями в степи, где сейчас находится село Дорошенково, когда-то владел гетман Петр Дорошенко. Женой у него была пленница-принцесса, которую он привез из Багдада. Она очень сильно тосковала на чужбине, и, чтобы хоть как-то ее развлечь, атаман приказал выплавить для жены лодку из чистого золота. Пленница часто плавала в ней по Донцу и пела грустные чужеземные песни. Несмотря на любовь к мужу, она не выдержала разлуки с родной землей и утопилась в Донце. Говорят, что она превратилась в русалку. С тех пор во время русальной недели в Верхнем Салтове регулярно каждый год тонет молодая девушка. Люди считают, что это пленница гетмана Дорошенко забирает к себе девушек, чтобы петь с ними свои песни...
Последняя легенда особо повеселила тем, что оказывается на вылитой из золота лодке, можно плавать по реке...