КРАСНОКУТСКИЙ ДЕНРОПАРК. ПОДЗЕМНЫЕ ЛАБИРИНТЫ.
_____________________________________________________________________________
Заложен он на месте Краснокутского Петропавловского монастыря, который был через три года построен переселенцами из Корсуня.
Мужской монастырь построили после основания Красного Кута. Простоял он 100 лет, а по приказу Екатерины Второй был закрыт.
Немногим позднее Екатерина подарила земли Назару Александровичу Каразину. По тем временам это был необычайно образованный человек, знал пять языков. Во время войны с Турцией прославился как великолепный разведчик. Основателем парка считают его сына Ивана Назаровича.
Хотя есть версия, что закладку парка мог начать и второй сын — Василий Назарович Каразин, основатель Харьковского университета.
Каразины были первыми акклиматизаторами Украины.
Из Японии, Китая, Америки, Канады, Франции, Германии и других стран они завезли до 600 видов редких растений, 50 из которых до этого в Украине не произрастали, среди них — клен, акация, платан, софора.
Прижившись в Краснокутском дендропарке, они начали свое путешествие по всей стране.
В годы Великой Отечественной войны дендропарку был нанесен величайший ущерб. Множество экзотов вырубили, парк зарос малоценными породами. К 1957 году количество видов деревьев и кустарников уменьшилось до 180.
На сегодня в парке присутствует 353 вида флоры и 29 — фауны.
При входе в заповедник посетителей встречают ласковые и любопытные лани — Калинка и Красунька, и софора японская.
Впервые этот вид был завезен в парк в 1809 году. Рядом — рябина ликерная и пробковое дерево.
Каразины первыми в Украине начали прививать деревья. В начале осмотра можно увидеть привитую форму — рябина обычная, форма плакучая. Возле рябины, завезенной из Америки, куст лианы. Далее канадские ели, барбарисы, китайский ясень, можжевельник виргинский, в 1809 году завезенный из Америки.
Вот карандашное дерево — из названия ясно, на что шла его древесина. Специалисты говорят, что деревья надо высаживать возле дома, они вечнозеленые и очень хорошо очищают воздух.
Большая стройная пихта лула, посаженная еще Каразиными, растет и поныне. Из высоких пихт сибирских — недаром их называют мачтовыми деревьями — Петр Первый делал мачты для своих кораблей...
В парке особый микроклимат: местность защищена высокими деревьями. Поэтому культуры, привезенные из-за рубежа, и не гибнут. Пример тому, гинкго двухлопастное, которое еще называют деревом счастья. Хотите попробовать? Прислонитесь к стволу и загадайте желание. Эти деревья могут жить до 2000 лет. Они росли еще при динозаврах, потом исчезли. Затем их дикий вид нашли в Китае и распространили. Древесину гинкго можно вымачивать, поджаривать и есть — в ней очень много крахмала. Ценна эта порода и для косметологов и фармацевтов.
На небольшой площадке, со всех сторон окруженной деревьями, похоронены отец и сын Каразины.
На могиле Ивана Ивановича Каразина слова его друга Александра Кони: «Здесь нет оград и вычурных крестов, полно все величавой простоты, и прах детей, и прах отцов с любовью взят родной землей. Чудесный сад шумит кругом, вещая непрерывность жизни. И смерть является лишь сном, средь дорогой для них Отчизны».
…Сказочная красота природы и окруженный озером кусочек земли, где деревья, белки, скамеечка — Остров влюбленных придумали еще Каразины. Проникнуть на остров можно, пройдя по арочному мостику. Когда влюбленные заходили, мостик поднимался. Влюбленные оставались наедине с собой и с природой.
Вообще парк очень красивый, в нём много редких растений и невиданных деревянных животных. Есть даже избушка Бабы Яги...
В дендропарке несколько озер. В прозрачной воде видно, как гуляет рыба. А как красиво цветут лотосы — красный, розовый, лимонный, кремовый! Это уже приобретение наших дней, подарок Владимира Котляра с Харьковщины. Четыре вида лотосов уже успешно прижились, пережили зиму. Обещал еще и белый.
Красный Кут сжигали дважды. Монастырь не смог взять никто.
Монахи передвигались по подземным ходам, брали в источниках воду. Длина лабиринтов в то время, достигала 18 километров.
Впоследствии монастырь был закрыт, но пещеры и подземные ходы сохранились в Краснокутском дендропарке до наших времен. Сейчас там расположена небольшая часовня.
Интересная подземная церковь.
Подземная часть монастыря и некоторая часть подземных ходов сохранились до наших дней. Каразины использовали их под оранжерею, выращивали цитрусовые.
На территории дендропарка сохранились остатки старинных монашеских пещер.
По самым скромным оценкам, протяжённость Краснокутских пещер составляла около 17 километров.
Но, к сожалению, они сейчас не в том виде, чтобы их можно было показать...
В пещерах находятся разнообразные иконы.
Оленята, которые живут с курами рядом - последний штрих к той доброй и дружной обстановке, которая сложилась в денропарке.
Краснокутские ученые мечтают восстановить первозданную красоту парка.
ПОЮЩИЕ ТЕРРАСЫ.
_____________________________________________________________________________
Расположены в селе Городнее Краснокутского района.
Представляют собой садовые террасы на обращенном к югу склоне балки. Террасы укреплены кирпичными стенами. За счет вогнутой формы террас стены создают специфическую акустику, за что, видимо, террасы и назвали "поющими".
Местами видны остатки каких-то труб - видимо, дренажной или оросительной системы.
Об истории их создания мне неизвестно ничего. Возможно, они были частью имений Харитоненко - Натальевский парк всего в нескольких километрах отсюда.
Причина строительства террас проста:
-Камни террас за день нагревались, а ночью отдавали свое тепло растущим деревьям и это позволяло выращивать южные сорта яблок и винограда.
До этих пор, никак не хотела давать хороший виноград лоза, которую привезли из Франции.
Приехавшие специалисты сказали, что почва не прогревается должным образом.
Сделали террасы и высадили на них виноград. Террассы построили так, что они захватывают большую часть солнца в течение дня.
От специфической полусферической формы - получается эффект интересного эха - сильно запаздывающего.
Свято-Покровский храм (Пархомовка, Краснокутский район).
_________________________________________________________________________
Построена по проекту архит. П. А. Ярославского в стиле классицизма, кирпичная, оштукатуренная, крестовая в плане, однокупольная.
Строительство храма началось в начале XIX века по проекту архитектора П.А.Ярославского. Освящена церковь была в 1808 году.
Пархомовский храм был построен на средства владельцев села. Жена графа Подгоричани заменила деревянную пятикупольную церковь с тремя престолами на однопрестольное каменное сооружение.
Богослужения проходили в храме до начала шестидесятых годов ХХ столетия. Потом церковь превратили в склад.
Лишь последние пятнадцять лет Свято-покровский храм работает по назначению.
Пархомовский храм был знаменит тем, что в нем хранилось Евангелие, вывезенное из Запорожья основателем Красного Кута, полковником Иваном Штепой. Эта книга до конца XVIII столетия находилась в Краснокутском Петропавловском монастыре, а после его закрытия попала на хранение в Свято-Покровский храм.
В 30-е годы XX столетия храм закрыли и разграбили.
До нашего времени сохранилось несколько листов книги.
Особенностью сооружения являются две колокольни, расположенные по продольной оси над восточной и западной ветвями, что является своеобразной интерпретацией трехкупольного храма, отголоском украинской архитектуры XVII в.
Сохранилась живопись на парусах и над главным входом.
Удивительно и мозаичное полотно «Покрова Пресвятой Богородицы», созданное по эскизам Рериха, близко знакомого со строителями храма, сыновьями мецената Голубева.
Церковь оградили забором, во дворе посадили елки и вырыли колодец. Теперь отец Николай хочет заново построить звонницу. Ведь о прежней, разрушенной, ходили легенды по всему краю.
Высота ее была, рассказывают старожилы, 47 м. Трехъярусная. И колокола было слышно аж до Ахтырки. Около 30 км. Но в настоящее время и колокола поразбивали, и колокольни нет. Как звонарь звонил, то аж земля дрожала.
ПАРХОМОВСКИЙ ИСТОРИКО - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ.
____________________________________________________________________________
В ХVII веке хозяином хутора Пархомовский был полковник Перекрестов.
При Петре I хутор вместе с крестьянами у полковника отняли в пользу государства. Екатерина II подарила село Пархомовку, опять же — вместе с крестьянами, генерал-поручику графу Подгоричани.
Пархомовский музей как раз и размещается в особняке графа. Полуитальянец Подгоричани построил нечто в стиле итальянских палаццо и умер, а Пархомовка получила статус государственной экономии.
В конце ХIХ века ее приобрел Павел Герасимович Харитоненко, при котором в селе появился сахарный завод — еще один в его «сахарной империи». А вместе с ним больница и школа для детей рабочих. Эти здания сохранились до сих пор и выполняют те же функции. Когда-то в школьном зале жена Харитоненко дарила местным детям рождественские подарки. Этот зал до сих пор является местом проведения всех торжественных акций.
Музей создан на базе имения знаменитых украинских сахарозаводчиков и меценатов Харитоненко.
После войны (Великой Отечественной) в Пархомовку приехал Афанасий Федорович Лунев.
Он работал в сельской школе учителем истории и стал основателем знаменитого музея. Родился Афанасий Федорович в Курской губернии, а род его происходит из архангельских поморов.
Семья Харитоненко немало сделала и для развития искусства в России. В пархомовском музее хранятся репродукции, картины Неверова, Сомова, Серова, на которых запечатлены члены этой семьи. И копии писем и документов, свидетельствующих о заслугах Павла Харитоненко в деле развития и популяризации искусства.
Кстати, пархомовцы настолько почтительно относились к семье Харитоненко, что после революции никто из них не отважился грабить его дом. В целости сохранили и сахарный завод в селе, — кстати, управляющим у Харитоненко был не кто иной, как отец знаменитого Казимира Малевича — того самого, который "Черный квадрат".
Сам Малевич окончил 5 классов Пархомовского сельскохозяйственного училища.
В музейной коллекции находится около 6 тысяч экспонатов — подлинники Рериха, Врубеля, Пикассо, Ван Дейка, Бенуа, Кипренского, Левитана…
А еще в музее хранится письменный набор, подаренный Сталину. Дымковские игрушки, Хохломская роспись и предметы, еще совсем недавно, в прошлом столетии, бывшие современным чудом техники.
Как же всё это оказалось в далёком украинском селе? История музея не менее удивительная, чем его содержимое...
Всё началось после Великой отечественной войны. Тогда в этом селе появился школьный учитель -- Афанасий Лунёв. Он был одержим искусством, в самом хорошем смысле этого слова. Лунёв предложил ребятам собрать мини-коллекцию, и это довольно быстро получилось из того, что можно было отыскать в селе: вышитые рушники, предметы народного искусства и быта, и, конечно же, картины. В результате в коллекции до сих пор много полотен неизвестных художников.
Лунёв и школьники активно популяризировали свою коллекцию, искали контакта с музеями и художниками. В результате в 1955 году харьковские художники подарили музею 60 работ. Музей разростался, и через несколько лет его перевели в нынешнее помещение -- в бывший особняк графа Подгоричани (который сейчас продан в частное владение).
Потом была долгая переписка с известными художниками всего Союза: школьники просили подарить что-нибудь из работ. Обращались и в музеи: Государственный музей изобразительного искусства им.Пушкина, музей Московского Кремля, Эрмитаж. Для пархомовской коллекции дарили весьма охотно: коллекция шедевров мирового искусства, собираемая учениками сельской школы — ничего подобного в Союзе не было!
Известность музея росла, и вот уже в нём начали появляться работы зарубежных авторов, ведущие музеи так же начали дарить музею ценные подарки. В 1987 году коллекцию передали государству.
Здесь хранятся оригиналы (!) картин Рембрандта, Гогена, Ван Дейка, Шишкина, Левитана, Репина, Васнецова. Есть, например, 4 работы Пикассо, которые подарил музею Илья Эренбург.
В залах музея собраны подлинники работ великих мастеров Малевича и Пикассо, Шишкина и Васнецова, Серова и Левитана, Репина и Васильковского, Волкова, карандашные эскизы Маяковского и других.
Посетителям музея представлена выставка декоративно-прикладного искусства: немецкий фарфор 18 века; китайские картины, тканные шелком; старинная мебель 18-19 ст.
Особое место в экспозиции музея занимает экспозиция из керамики работ великого Пикассо. Работы мастера существуют в единственном экземпляре, по окончании очередного шедевра художник уничтожал формы, с которыми работал.
Кроме музея в селе сохранился завод, построенный в 19 веке Павлом Харитоненко. Деятельность этого человека заслуживает отдельного рассказа, потому что это был не только успешный бизнесмен, но и человек, который внёс очень большой вклад в развитие Слободской Украины.
Недалеко от музея сохранился дом, в котором провёл детские годы Малевич!