1.Перед тем, как составить свой веломаршрут, нужно узнать, что нравится участникам покатушки? Поскольку я раньше был участником и после многих пройденных маршрутов, я понял, что мне понравилось - это чередование спусков и подъемов по асфальту и по твердому грунту, утоптанные и сыпучие пески, косогоры, полевые дороги, извилистые тропинки, буреломы, щебень, гравий, дебри леса и ткд. Важно, чтобы труднопроходимой части маршрута было немного, так как на ее преодоление тратится много времени и сил, но плюс тот, что большинству это нравится.
2. Что касается темпа движения, то для конкретной части маршрута(асфальт, песок, грунт) есть своя определеная комфортная скорость в зависимости от уровня подготовки байкера. Не стоит участникам вырываться вперед, когда они незнают маршрута и неследует оргу завышать темп от заявленного.
3.При построении веломаршрута важно учитывать то, что дороги должны проходить по живописным местам (реки, озера, курганы,леса, карьеры) и по достопримечательностям. Стараться реже заезжать в населенные пункты, а лучше лишь для того, чтобы пополнить запасы еды и воды.
4. Перед тем, как повести велогруппу по своему маршруту, рекомендуется самому по нему проехаться. Если вы уже хорошо помните свой разведанный маршрут, а именно представляете где удобнее сделать привал (живописное место), где лучше обьехать плохие дороги, то смело ведите свою группу. Но часто невсегда получается проехать по разведаному маршруту, так как можно забыть свой поворот на ту или иную дорогу. В случае, если повернули не туда, куда хотели, то постарайтесь иметь представление, на сколько отдаляется или приближается ваша запланированная дорога. Рано или поздно вы найдете тот перекресток, где приходит запланированная дорога. Самое сложное ориентироваться в лесах, так как там малый обзор по сторонам, но чаще всего есть много поперечных и продольных дорог по которым можно легко куда то выехать. Как известно хвойные леса малозаросшие растениями по сравнению с лиственными лесами. В лесах нужно стараться держаться основных дорог, на малозаметную лучше несоваться, она рано или поздно может закончиться и придется возвращаться назад или лезть через кусты. Иногда бывает, что дорога в лесу ведет прямо через лес, но потом уходит в сторону, вплоть до того, что приходиться ехать по углом 90 градусов, наворачивая крюки и соотвественно на это теряется часть времени. Обычно в холодную пору лучше ездить по хвойным лесам, потому что несыпучие пески, как летом. В теплое время лучше отдать внимание лиственным лесам, так как грунт просыхает быстрее, чем в холодную пору. В некоторых частях лиственного леса после сильных ливней даже в жаркую погоду просто неуспевает высыхать грязь.
5. Организатору важно примерно расчитать время на всю дистанцию, 1 час выделить на привал, 1-1.5 часа всегда иметь время на форс -мажорные обстоятельства(поломки, лишние проеханные километры). Если запланированна посадка в электропоезд, то на платформу следует приезжать заблаговременно. Всегда стоит по светлому заканчивать маршрут или в сумерках в городе.
6. Организатору и участникам следует с собою брать карты данной местности, компасы, еду, воду и ремкомплект.
7. Зараннее важно посмотреть прогноз погоды, чтобы одеть нужную резину, одежду. Если например сильный ветер на восток, то лучше начать маршрут в восточную часть области, а обратно вернуться на элке. На этом сэкономиться немало времени.
8. Преодоление бродов, широких ручеев, плотин стоит делать очень аккуратно, особенно когда приходиться проходить по узкому бревну.Иногда лучше обьехать такие сложные препятствия, чем подаваться риску стать мокрым и получить ушиб.
9. Любые действия участников и орга должны быть предсказуемыми например показание рукой, куда сворачивать. Часто на крутых спусках приходиться сворачивать в нужное направление и многои участники просто неуспеют вытормозить. Для этого следует зараннее увидеть и сообщить первым двум трем участникам о том повороте и плавно приблизиться к нему.
10. Старайтесь всегда в маршруте выбирать лучшие дороги, риск попадание на плохие дороги будет невысокий.
11.Как показывает практика GPS невсегда удобен для орга, потому что часто приходиться останавливаться, что плохо для ровного темпа в покатушке. Но самый главный плюс - это точное нахождение в какой - либо части леса или поля. Ориентироваться по топографической карте гораздо сложнее. Всегда нужно привязывать свой маршрут к селам или городам, но необязательно туда заезжать. Важно обращать на высоты, болота, заливные луга, лесные массивы. всегда может быть риск, что будет тяжело ехать по заливному лугу, дорога может исчезнуть, болота лучше обьезжать другой дорогой. На преодоление холмов теряется много времени. Часто бывают погрешности в картах или отстутсвие мостов через реку или наоборот мелкий мост есть, а на карте нету. Важно в ориентировании по карте следить за тем, что от вас слево или справо находиться на каких то расстояниях. Например слева жд. дорога, справа автодорога или река. И если вы едите по лесу и вдруг неожиданно поехали как то не туда как вам хотелось, то вы просто упретесь в жд. дорогу, от которой соориентировавшись, вы найдете нужную дорогу к вашему основному маршруту. Часто при этом увеличивается километраж.
В заключении скажу, что для начало следует поориентироваться рядом с Харьковом. По компасу определять, где северная часть леса или поля и другие части. Замерить расстояния леса, чтобы представлять где середина леса и где его края. Высковольтные линии помогают понять где вы. Всегда, нужно начинать с легким поездок, чтобы народ к вам смог легко привыкнуть и доверять в дальнейшем.
Я понимаю, что быть оргом это нужно быть уверенным в себе и постоянно думать над своими действиями, но оно этого стоит - здесь свой кайф. Ты - это делаешь для других и для себя.
Так что реализовуйте свои возможности и очень скоро проведу практические уроки для желающих