| formula thor 1.0 |

Начать новую тему Ответить на тему
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Хромоль
СообщениеДобавлено: 21.04.2011 16:39 

Сообщения: 88
Пол: Не указан
Зарегистрирован:10.12.2010
Легированные стали, известные под жаргонным названием "хромомолибденовые", появились в рамостроении на границе первой и второй четвертей 20 века и сразу же заявили о себе победами в велоспорте. Вес рам 2-3 кг. С начала 50-х по середину 80-х годов негласным стандартом в профессиональном велоспорте были рамы из баттированных бесшовных труб из легированных хромомолибденовых сталей. Когда не указывается конкретный "набор" труб (tubeset), это означает, что используется так называемая 4130 сталь.

Название, например, Reynolds 953 - это внутризаводское название "набора" труб, в этом названии кроются технологии,толщина и назначение.

В соответствии с упомянутой классификацией стальных сплавов, 4130 - стальной сплав, содержащий следующие легирующие компоненты: 0,28-0,33% углерода, 0,8-1,1% хрома, 0,4-0,6% марганца, 0,15-0,25% молибдена, 0,15-0,25% кремния.Остальное - железо. Содержание углерода в стали 4130 - такое же как в стали 1030, однако наличие других легирующих примесей обуславливает значимое различие их свойств, главным из которых будет увеличение пределов прочности и упругости. Пределы прочности и упругости составляют соответственно 561 и 361 МН/м2. Эти значения не намного превышают пределы прочности и упругости стали 1040, однако сталь 4130 отличается меньшим содержанием углерода, большей коррозийной стойкостью и может применяется при изготовлении достаточно дорогих рам. Широко применяются переменный профиль, баттинг и гидроформинг .

Отечественный аналог стали CroMo 4130, из которого делали легендарные шоссейные рамы своего времени - сталь марки 30ХМА. (0.3% углерода, 0.17 - 0.37 кремния, 0.4 - 0.7 марганца, до 0.3 никеля, 0.8 - 1.1 хрома, 0.15 - 0.25 молибдена). Сварка таких сталей возможна при определённой подготовке (сварка подогретых до +120 труб) и последующей термообработке.

В мире существует несколько фирм, основное занятие которых - производство труб специально для велосипедных рам. Их названия широко известны, они дорожат своей репутацией и, если вы приобретаете раму, изготовленную из труб такого производителя, качество, как правило, "на высоте". Известны случаи подделки труб известных производителей.
Среди фирм-производителей качественных труб из стальных сплавов можно назвать Tange (Япония), Columbus и Dedacciai (Италия), True Temper (США), Reynolds (Англия). Каждая из перечисленных в списке фирм выпускает отличные трубы и имеет своих "поклонников".

Форму труб делают различной для придания различных свойств в разных плоскостях - см. сопромат. Жёсткость круглого и квадратного сечения при изгибе в обоих плоскостях равна, а прямоугольного и овального разная - в направлении бОльшей длины она больше. Поэтому трубы часто делают овальными - сбоку мы видим более длинную ось овала, для вертикальной жёсткости. В квадратном сечении больше материала - вероятно, он ещё прочнее, надо сопромат смотреть. А вот шоссейнику важна горизонтальная жёсткость - видели, как они финишируют? Педалируя и раскачивая велосипед? Вот и надо, чтобы он не изгибался.

Толщина максимально облегчённых стальных труб (гоночные наборы труб Рейнольдс) достигает минимальной величины всего 0.3-0.4 мм. Вообще приличная стальная рама весит совсем ненамного тяжелее алюминиевой, но тем не менее, алюминиевые рамы сильно потеснили сталь, потому что...

1. Алюминий меньше корродирует.
2. Алюминий почти втрое легче стали и достаточно прочен. Сталь гораздо твёрже, но тут нам этого и не надо. Если алюминиевая труба имеет стенку 1 мм, то сталь для такой же лёгкости должна иметь 0.35 мм - это очень мало, возникает опасность смятия, с этим можно мириться на гоночной раме, но не на массовой. В силу веса - если создать трубу со стенкой 0.5 мм, то алюминиевая будет иметь почти втрое больший диаметр, и как следствие - иметь жёсткость почти в 27 раз больше, т.к. жёсткость растёт пропорционально кубу диаметра. Самое то для велоспорта - где важен КПД педалирования. Но на такой жёсткой раме без амортизаторов не айс, поэтому для дюралевых и рекомендована амортизационная вилка. Соответственно плюс стальных - они немного пружинят и "сглаживают" неровности. У титана, если не ошибаюсь, "пружинность" может быть выражена ещё сильнее, вплоть до создания рам БЕЗ НИЖНИХ ПЕРЬЕВ, ход "подвески" заднего колеса 40 мм. Пример - софттейл Cannondale Scalpel.

Недостаток - если дюраль треснул, то разрушается он быстрее стали. Именно поэтому ресурс стальных рам выше - грубо говоря, 10 и 30 лет по данным одного сайта, хотя в любом случае - как ездишь, так и служит.
В силу "мягкости" сталь и титан сейчас - хороший вариант для туризма, где КПД до долей процента не так важен, как гонщикам.

( Приведённый вес рам довольно примерный, взят с сайтов, причём я думаю, речь шла не о самых лучших рамах для применения типа кросс-кантри.)

Надеюсь, все понимают, что под словом "алюминий", если речь идёт о велосипедах, подразумевается дюралюминий (т.е. сплав алюминия с добавками), а не чистый металл?
А ЧИСТЫЙ алюминий в промышленности практически не применяется (как и чистое железо) - слишком мягкий. Наверняка даже в проводах он с добавками.

Плотность карбона 1,7 грамма на кубический сантиметр. Сталь - 7,85. Титан - 4,5. Дюраль - 2,7. Магний - 1,7. Бериллий - 1,8. Да-да, есть и такие экзотические материалы рам, про которые многие даже не подозревали. Цена бериллиевой рамы - порядка 6000$. А знаете, что бывают рамы (вроде карбоновые), которые ажурные, наподобие башенного крана, который "составлен" из треугольников? Во мыть запаришься...

Вес лучших образцов кросс-кантрийных рам - во всяком случае тех, которые не вызывают больших опасений за прочность - порядка 1,25-1,35 кг (дюраль и титан). Для шоссейника - ещё меньше, но раму весом менее 1 кг (особенно кантрийную) трогать-то страшно, по отзывам знающих людей. Рекорд веса кросс-кантрийника - менее 6 кг, шоссейника менее 4,5 . Уж не знаю, как у них с прочностью...

В плане разной жёсткости в разных сечениях и направлениях (анизотропия :atr: ) карбон - вообще волшебная штука. Опять же, много ли работников хорошо знают, что такое карбон? Это "чулок" из углепластиковых нитей, залитый своего рода смолой и так спечённый. Как расположим нити - такие свойства в разных направлениях и будут. Плюсы - лёгкость и жёсткость, минусы - хрупкость, цена и абсолютная неремонтопригодность, а также малый ресурс (как у любого изделия гоночного назначения, в общем-то). В нём не нарезают резьбу - делают вставки из металлов и делают в них. Существуют комбинированные рамы - частью металл, частью карбон, собранные на клею. (Не канцелярском).

Вообще ремонтопригодность рам - понятие относительное. Если сталь довольно просто сваривается, то дюраль, магний и титан - гораздо сложнее, к тому же если делать реально качественный ремонт - в любом случае нужен рентгеновский контроль шва и снятие остаточных напряжений термообработкой, что влечёт за собой полную перекраску. Т.е. во многих случаях (если рама не стоила как автомобиль и не раритет) проще купить новую раму... Достаточно ремонтопригодными можно назвать рамы, в которых трубы не сварены между собой, а соединены пайкой с помощью узлов, удерживающих трубы вместе - они спаяны припоями, температура плавления которых намного ниже таковой у материала трубы. Если рама безузловой пайки - то для того, чтобы её распаять, заменить трубу и спаять - нужен стапель (читай завод-производитель).

Вот примерно так, а то все -" хромоль, хромоль...


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хромоль
СообщениеДобавлено: 21.04.2011 17:37 
Аватара пользователя

Сообщения: 8283
Изображения: 20
Город: in Ukraine
Пол: Муж
Зарегистрирован:05.06.2005
Не надо тащить в "Избранные темы" старые сочинения разных людей с других форумов (http://www.nashgorod.ru/forum/viewtopic.php?f=130&t=185776). Пиши сам, и будет тебе почет с уважением. Эта ветка пока побудет в "Технозоне".

Модератор, посовещавшись с другим модератором


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P Персональный альбом  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хромоль
СообщениеДобавлено: 21.04.2011 18:00 
Аватара пользователя

Сообщения: 8283
Изображения: 20
Город: in Ukraine
Пол: Муж
Зарегистрирован:05.06.2005
assasin писал(а):
В соответствии с упомянутой классификацией стальных сплавов, 4130 - стальной сплав, содержащий следующие легирующие компоненты: 0,28-0,33% углерода, 0,8-1,1% хрома, 0,4-0,6% марганца, 0,15-0,25% молибдена, 0,15-0,25% кремния.Остальное - железо. Содержание углерода в стали 4130 - такое же как в стали 1030, однако наличие других легирующих примесей обуславливает значимое различие их свойств, главным из которых будет увеличение пределов прочности и упругости. Пределы прочности и упругости составляют соответственно 561 и 361 МН/м2.

Это кровельное железо какое-то, а не сплав 4130. У 4130 предел прочности не 561 МН/м2, а примерно 1000. И МН/м2 - это ведь МПа. Предел текучести (который тут назван пределом упругости) у 4130 тоже раза в два больше, чем 361 МПа.




Цитата:
Плотность карбона 1,7 грамма на кубический сантиметр. Сталь - 7,85. Титан - 4,5. Дюраль - 2,7. Магний - 1,7. Бериллий - 1,8. Да-да, есть и такие экзотические материалы рам, про которые многие даже не подозревали.

Бериллиевые рамы не есть, они были. Почти 20 лет назад. Тираж - 10 экземпляров.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P Персональный альбом  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хромоль
СообщениеДобавлено: 21.04.2011 21:46 

Сообщения: 88
Пол: Не указан
Зарегистрирован:10.12.2010
andr писал(а):
Не надо тащить в "Избранные темы" старые сочинения разных людей с других форумов (http://www.nashgorod.ru/forum/viewtopic.php?f=130&t=185776). Пиши сам, и будет тебе почет с уважением. Эта ветка пока побудет в "Технозоне".

Модератор, посовещавшись с другим модератором

а почему не надо тащить с других тем? разве это запрещено? если хорошая информация, какая разница откуда она? если списать из книги или журнала - разве это не то же самое, что стянуть из инета?


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хромоль
СообщениеДобавлено: 21.04.2011 21:58 
Аватара пользователя

Сообщения: 8283
Изображения: 20
Город: in Ukraine
Пол: Муж
Зарегистрирован:05.06.2005
Тащите на здоровье, но не забывайте указать, откуда. И тащите не в "Избранные велотемы". Поймите, они для другого.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P Персональный альбом  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хромоль
СообщениеДобавлено: 21.04.2011 22:19 

Сообщения: 88
Пол: Не указан
Зарегистрирован:10.12.2010
andr писал(а):
Тащите на здоровье, но не забывайте указать, откуда. И тащите не в "Избранные велотемы". Поймите, они для другого.
ок. но зачем указывать откуда, если ссылка на ресурсе, откуда скачивалось, не требуется автором?


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хромоль
СообщениеДобавлено: 21.04.2011 22:59 
Аватара пользователя

Сообщения: 8283
Изображения: 20
Город: in Ukraine
Пол: Муж
Зарегистрирован:05.06.2005
Не указывайте, если не хочется. Однако выходит, что вы подписываете чужой текст своим именем. Конечно, денег от этого ни у кого не убавится. Тут скорее вопрос вкуса.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P Персональный альбом  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хромоль
СообщениеДобавлено: 22.04.2011 00:30 

Сообщения: 88
Пол: Не указан
Зарегистрирован:10.12.2010
andr писал(а):
Не указывайте, если не хочется. Однако выходит, что вы подписываете чужой текст своим именем. Конечно, денег от этого ни у кого не убавится. Тут скорее вопрос вкуса.
ок. буду в кавычки брать. и подписывать, что взято, мол, не из книги, а из интернета. и все такое... без имен. а то вдруг автор не хочет, чтобы его имя где-то мелькало... но прошу простить меня на первый раз. получилось комом конечно.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хромоль
СообщениеДобавлено: 22.04.2011 01:12 
Аватара пользователя

Сообщения: 8283
Изображения: 20
Город: in Ukraine
Пол: Муж
Зарегистрирован:05.06.2005
Да ладно. Никто не безупречен.
Место про ремонтопригодность, кстати, наталкивает на мысли.

Цитата:
Опять же, много ли работников хорошо знают, что такое карбон? Это "чулок" из углепластиковых нитей, залитый своего рода смолой и так спечённый. Как расположим нити - такие свойства в разных направлениях и будут. Плюсы - лёгкость и жёсткость, минусы - хрупкость, цена и абсолютная неремонтопригодность

Жизнь показала, что углепластиковые рамы чинить можно. Причем даже такие поломки, при которых раму металлическую пришлось бы списать и повесить на гвоздь. http://garbaruk.com/repair
Проломили, а потом залатали. Осталось подкрасить.

Изображение



Изображение



Изображение



Впрочем, так чинят не только карбоновые рамы. Можно спасти раму из любого материала. У нас на форуме похожим способом (только со стеклотканью) защищали проблемное место магниевых рам: viewtopic.php?f=23&t=13957&start=15
Скажу даже так: карбоновые рамы почти абсолютно ремонтопригодны. Вопрос только в том, стоит ли морочиться в особенно сложных случаях и не проще ли купить новую раму.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P Персональный альбом  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хромоль
СообщениеДобавлено: 22.04.2011 01:22 

Сообщения: 88
Пол: Не указан
Зарегистрирован:10.12.2010
если стеклоткань - это ж уже стеклопластик получаеццо? наверняка же с эпоксидкой смешивали? а насчет карбона... нечего сказать. начит есть умельцы такие. но считаю, что карбон для наших ухабин - слишком жесткий. не езда, а вибббббростенд. хромоль рулит!


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хромоль
СообщениеДобавлено: 22.04.2011 01:34 
Аватара пользователя

Сообщения: 8283
Изображения: 20
Город: in Ukraine
Пол: Муж
Зарегистрирован:05.06.2005
assasin писал(а):
если стеклоткань - это ж уже стеклопластик получаеццо?

Да.




assasin писал(а):
наверняка же с эпоксидкой смешивали?

Конечно.




assasin писал(а):
а насчет карбона... нечего сказать. начит есть умельцы такие. но считаю, что карбон для наших ухабин - слишком жесткий. не езда, а вибббббростенд. хромоль рулит!

Материал вторичен. Вдесятеро важней, как сделана рама. Большинство современных карбоновых рам очень хорошо сглаживает тряску. Примеры.


1.
viewtopic.php?f=23&t=26274
Lucky_toha писал(а):
Одни велы круты раскраской, их хозяева говорят что вел с именно такой раскраской лучше едет в гору.
На других много крутых надписей, которые вроде бы тоже катимость улучшают. На третьих еще что нить понтовое, с чем даже их хозяева разобраться не могут, но вроде круто.

Этот же вел немного другого сорта. На него сел, и сразу почувствовал. Круто!!! Даже не надо смотреть на модные надписи. Хозяину не надо рассказывать о прекрасных свойствах рамы. Просто без лишнего пафоса можно предложить прокатиться.
Мягкость рамы в вертикальной плоскости можно почувствовать мгновенно. Едешь по брусчатке и не веришь что так бывает. Удивительно.


2.
viewtopic.php?f=23&t=6738&start=0
Станислав писал(а):
Самое поразительное ощущение было, когда я попробовал прокатиться на этом веле по площади свободы (реба была заблокирована). Ощущение удивительное (особенно после ригид вилки :)) - рама просто съедает неровности (с включенной вилкой, при моем весе в 61 кг, я вообще не чувствую дискомфорта). Так что амортизирующие свойства рамы очень даже впечатляют.


3.
У меня те же впечатления. Причем и от углепластика некоторых других рамоклейщиков.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P Персональный альбом  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хромоль
СообщениеДобавлено: 22.04.2011 08:52 

Сообщения: 88
Пол: Не указан
Зарегистрирован:10.12.2010
на шоссере, полагаю, все иначе. ибо нет вилки от мопеда и колес толщиной со спасательный круг...


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хромоль
СообщениеДобавлено: 22.04.2011 10:58 
Аватара пользователя

Сообщения: 2410
Город: Харьков
Пол: Муж
Возраст: 113
Зарегистрирован:21.10.2005
assasin писал(а):
на шоссере, полагаю, все иначе. ибо нет вилки от мопеда и колес толщиной со спасательный круг...
Этот вопрос обсуждался много раз. Многие шоссеростроители прикладывают уйму услилий, чтобы придать рамам вертикальную податливость. Тычем наугад в производителя. Cannondale. Заглавная страничка, посвященная карбоновой раме Supersix. Пишут:
Цитата:
HOURGLASS REAR STAYS
Hourglass stays allow the vertical compliance necessary to maintain confident control over less-than-perfect surfaces, and the comfort required to deliver maximum performance after long days in the saddle

"Задние перья в форме песочных часов обеспечивают вертикальную податливость, что дает уверенную управляемость на "не совсем идельных" поверхностях и комфорт, необходимый для выдачи гонщиком максимальной мощности после долгих дней, проведенных в седле". Если почитать описания топовых (и не сильно топовых) рам лидеров велостроения (и не только лидеров), то станет понятно, что за вертикальную податливость борются очень многие. И достигают её на рамах из различных материалов.


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хромоль
СообщениеДобавлено: 24.04.2011 18:56 
Аватара пользователя

Сообщения: 2655
Город: Харьков, Алексеевка
Пол: Муж
Возраст: 53
Зарегистрирован:11.10.2005
юзал "брендовый" хромоль в виде РоккиМаунтинХаммер... :wink:
кроме ностальгии и уникальности никаких приятных воспоминаний...
я конечно на тот момент не был достаточно продвинутым чтоб судить о свойствах рам, но сцуко тяжелая... :sad: зато изящная... :wink:
как только пересел на люминь получил два ощущения - дубовость и приемистость... хотя приемистость не факт что от рамы... :wink:

_________________
В экстремальном отдыхе главное - вовремя заметить, когда заканчивается экстрим и начинается 3,14здец...


Вернуться к началу
shoppage  personalpage P  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
  © Mishael 2003-2024
Наши друзья: Телеграм-канал про SEO | Рыбалка в Полтаве
Мобильный вид

[ Time : 0.199s | 30 Queries | GZIP : On ]
Reputation System ©'