Неплохо бы вспомнить, зачем всё затевалось. Кабы этому опыту требовалось научное название, я бы окрестил его как “определение скоростных свойств и диапазона пригодности дешевой стальной рамы от дорожного велосипеда”. Предварительные выводы уже есть. Они на предыдущей странице нашей темы.
Но в описываемом опыте штатные колеса - лимитирующее звено. Иначе говоря, они не позволили поставить сравниваемые рамы хотя бы в примерно равные условия. Ведь карбоновая рама Giant MCM снабжена колесами на ободьях Mavic X517 Ceramic и спицах DT Revolution 2-1,5-2. Опыт выявил у дорожника неожиданную прыть, но нетрудно понять, что на приличных колесах всё было бы ярче. Да и вес у старых колес – неприличный для любых сравнений.
Чтобы затраты не превысили некоего бюджета (типичного для села, по моему эстетическому разумению), я искал доступные и дешевые компоненты. Так случилось, что это - почти сплошь лежалый товар. Поэтому цены были сверхнизкими, а качество вполне сносным.
Ободья – пистонированные Alex DH19 (буквы обозначают не даунхилл, а явно что-то попроще) на 36 дырок. Другого числа в этих ободьях не бывает, хотя с 32 спицами колесо весило бы почти на 35 грамм меньше. По каталогу обод весит 620 г, вживую – 570-578. Для дешевого и (как оказалось) прочного 622-мм обода – неплохо. Два обода стоили вместе 36 долларов - то есть 18 каждый.
Спицы – безродные, нержавейка, толщина 2, длина 285 мм. Органолептически вполне приличные. Опыт это подтвердит. 10 долларов за 75 спиц (3 в запасе).
Передняя втулка – Novatec Road. Очень дешевая и выносливая шоссейная втулка с дюралевой осью и необычной легкостью хода. Прекрасный вес: 114 г. У меня, у брата, а также у нескольких киевских коллег (Фокуса, Архимеда и т. д.) эти втулки бегают годами без замены подшипников, хотя те защищены лишь собственными пыльниками. Одна из моих втулок живет таким образом четвертую зиму. Несмотря на шоссейное назначение втулки, ее прочность - тоже вне всяких сомнений и легко допускает любую кросскантрийность. Вместе с эксцентриком я нашел ее за 16 долл.
Задняя втулка (взамен стандартной тормозной втулки в полтора кило весом) – переделанная из дешевой трещеточной.
Авторская работа Виталия Семиохина (г. Полтава;
http://tourist.kharkov.ua/phpbb/viewtopic.php?t=5005 ).
Вынут вал с конусами, внутренность проточена под стандартные промышленные подшипники, выточен новый вал из крайне прочной рессорной стали (в расчете на ломовую специфику синглспида), найдены прочные гайки для фиксации колеса в раме. Колеса в 2 креста собрал снова-таки Виталий. Я выбрал 285-мм спицы именно с тем, чтобы проверить, выдержит ли такую спицовку заднее синглспидное колесо с его «передозировкой тяги».
Куплено 2 навинтные трещетки по – будете смеяться – 2 доллара каждая, на 20 зубьев (для зимы) и 18 (для всего прочего). Процедура «переключения скоростей» теперь очень монументальна: надо снять колесо, разобрать трещетку, переловив шарики, пружинки и собачки; потом засунуть основание трещетки в тиски и, крутя за обод, избавиться от последних ее остатков. Спасибо Будде, надевание такой трещетки выглядит менее поэтично: как простое навинчивание.
Вместе со штатной втулкой бицикл лишился тормоза. Переходим на ви-брейк. Для этого Виталий красиво и симметрично приварил на вилку брейкбоссы, а потом подкрасил это место (хоть я и противился из стилистических побуждений).
Сзади тормоза не будет. Мостики на перьях у меня оторваны, чтоб не мешали в грязи. Если быть с собой до конца честным, грязь-то их как раз и оторвала. Впрочем, верхний оторван и по другой причине: без него рама мягче в вертикальной плоскости. Так вот, без мостика толк от заднего тормоза будет нулевой. Но ездить на одном переднем – невелика наука. Для наших тестов сойдет.
Все вышеназванные железки-работы вместе обошлись почти ровно в 80 долларов. По-моему, дико недорого.
Тормоз – Deore старых лет. Ручка – Avid FR3. Это барахло (хорошо потертое жизнью) валялось без дела с незапамятных времен, поэтому оценить его стоимость я не берусь. Кстати, работает оно почему-то лучше всех виденных мной ви-брейков (включая XT, XTR, Avid SD Titanium).
Руль на этом агрегате приходится тянуть и выкручивать регулярней и сильнее, чем на мтб. Поэтому я изыскал в своих завалах старья грипсы Rithey WCS. Они дали чудовищно гармоничный хват за этот узкий, кривой и близкий к тебе руль.
Резина.
Для тверди:
1. Уничтоженный братом и художественно подклеенный мной Maxxis WormDrive 700х42С (не так по бедности, как из вышеупомянутого эстетического принципа - «для села»).
Для хлябей:
2. Завалявшийся кроссовый серый зубастый Maxxis той же ширины (для зимы и бездорожья; название модели на товаре не написано и миру неизвестно).
Резина не тяжелая: первая пара – по 520-536 г, вторая – по 542-560. Камеры – дешевые и легкие Maxxsis Welter Weight (кстати, способные раздуваться до 2,3”, несмотря на максимальную штатную ширину в 45 мм). 140 грамм, 3 доллара штука.
Сборка произошла в августе 2007-го. С передней звездой в 46 зубьев, задней 18-зубой и 220-см окружностью колеса укладка (путь по земле за один оборот педалей) – 562 см. В переводе “на язык мтб” это примерно соответствует передаче 44/16 с резиной шириной 48-50 мм (окружность 207 см). Для грязи, песка и подъемов вроде бы тяжеловато, ну да увидим.