Фанаты аллигаторов писал(а):
День добрый! Кто может подскажет, что сейчас с бывшим "Серп и молот"? Цеха все снесли? Стройка Сити началась?
Вроде началась ... и затихла.
Этот "грохочущий и вонючий монстр" был почти родным (пол жизни жил с ним рядом). В качестве "прощального слова" - маленькая историческая справка.
В 1879 году М. X . Гельферих начал строительство завода, через четыре года предприятие выпустило первые сельскохозяйственные машины - паровые и конные молотилки, сеялки, жатки, сноповязки. Вначале это был небольшой завод, но в конце 80-х гг. к нему присоединилось торгово-промышленное заведение бельгийского купца Саде, и в 1895 году было основано акционерное предприятие «Товарищество Гельферих - Саде» со значительным по тем временам уставным капиталом 250 000 рублей. В 1907 году завод на Конной площади был закрыт, а всё производство переведено на Корсиковскую, 13. Завод стал первенцем крупной промышленности Харькова.
4(17) января 1918 года Декретом Совета Народных Комиссаров, завод был национализирован.
К концу 1925 г. завод «Серп и молот» (новое название он получил в 1922 году) более чем в три раза превысил уровень довоенного производства и занял второе место среди предприятий сельскохозяйственного машиностроения СССР. В 1923 году на предприятии начали сооружаться новые, ремонтироваться и переоборудоваться старые цехи. Одновременно с этим завод стремился к более глубокой специализации производства. Если до революции он производил 120 наименований изделий, то в 1924 году перечень их ограничился 20 видами. Это были бороны разных типов, зерновые, кукурузные и подсолнечные молотилки с конным приводом, просорушки, соломорезки, корнерезки, жмыходробилки, маслобойные прессы, культиваторы и другие изделия. С 1923 по 1928 год выпуск машин увеличился в 15 раз. Важным этапом в жизни завода стал выпуск новой, технически более совершенной продукции - сложной тракторной молотилки, разработанной в 1925 году. В августе 1929 года началось строительство нового цеха тракторных молотилок МС-1, реконструкция литейного и кузнечного цехов. Тракторные молотилки завод производил с 1929 по 1939 год. До 1940 года было выпущено 90 тысяч молотилок, 13 тысяч зерноочисток и много других сельскохозяйственных машин. Ежегодно завод выпускал столько продукции, сколько в 1912 году производили все 129 заводов сельскохозяйственного машиностроения царской России.
Ещё накануне войны харьковские предприятия начали переход на выпуск военной продукции. На «Серпе и молоте» с конца 1939 года производились фюзеляжи для боевых самолётов, мотоциклы МК-72, которые в большом количестве отправлялись в части Красной Армии.
C июля по сентябрь 1941 г. «Серп и молот» освоил выпуск авиабомб.
5 августа 1944 года в восстановленном механосборочном цехе завода «Серп и молот» был закончен монтаж первых двух молотилок, а к концу года уже 39 молотилок завод отправил в районы Харьковской области.
С сентября 1949 года завод «Серп и молот» перешёл сначала на выпуск комбайнов, а в дальнейшем - унифицированных двигателей. Для этого было построено 40 автоматических и 120 поточных линий, полностью реконструированы и снабжены новейшей техникой несколько цехов.
С 1950 года завод специализировался на выпуске бензиновых двигателей.
В начале 1958 года осваивается массовый выпуск дизельного двигателя СМД-7 мощностью 65 л. с. для самоходных комбайнов (3 июля 1967 года с главного конвейера сошёл миллионный двигатель с маркой СМД).
В 60-70-е годы завод «Серп и молот» стал головным предприятием моторостроительного объединения, в которое вошли также Харьковский завод пусковых двигателей и специализированно конструкторское бюро по двигателям средней мощности. Генеральным директором объединения с 1962 по 1979 годы был Герой Социалистического Труда И. А. Сериков.
На 1971 год в составе завода было 14 основных и 12 вспомогательных цехов. «Серп и молот» специализировался на выпуске 100 модификаций 4-х рядных и 6-ти цилиндровых дизелей для установки на сельскохозяйственные, лесопромышленные трактора, зерно- и кормоуборочные комбайны и другую технику. Завод «Серп и молот» выпускал ежегодно около 190 тысяч двигателей.
В это время завод наращивал темпы производства, было введено в эксплуатацию свыше 50 тысяч кв. м производственных площадей, в том числе построены цеха, производственные процессы в которых были автоматизированы и механизированы. «Серп и молот» стал пионером в освоении и массовом производстве двигателей с турбонаддувом для комбайнов «Нива» и «Сибиряк», об опыте гарантийного ремонта моторов рассказывали материалы ВДНХ СССР. В 1979 году началась очередная реконструкция завода. Она проходила без остановки производства, через пять лет с конвейера сошёл новый двигатель СМД-3 для комбайнов «Дон-1500». Завод произвёл более 5,5 миллиона дизельных двигателей.
К концу 1980 - началу 1990-х годов стали особенно ощутимыми черты кризиса. Многие крупные предприятия страны и среди них «Серп и молот» оказались в сложной ситуации. Перестройка таких гигантов производства требует огромных капиталовложений, а их не было.
Положение значительно осложнил разрыв экономических связей со странами ближнего зарубежья, а они складывались десятилетиями.
С наступлением независимости Украины и началом экономического кризиса, в 1990-е, годы завод попал в тяжелейшую ситуацию и был преобразован в Открытое акционерное общество. Уставный фонд ОАО составил 2,43 млн гривен, из которых 63,59 % акций предприятия принадлежало государству, 26 % — лизинговой компании «Украгромашинвест». В 2002 году завод произвёл только 275 двигателей, при производственной мощности 200 тысяч двигателей в год.
3 октября 2005 года Хозяйственный суд Харьковской области признал банкротом завод «Серп и Молот», имущество продали за долги неизвестным покупателям.
В 2006 г. к разработке проекта коренного редевелопмента территории завода приступила компания «Макрокап Девелопмент Украина».
В рамках проекта МКДУ (МКДУ выступает девелопером проекта «Сити-парк «Серп и Молот», представляя интересы ряда коммерческих компаний, которые владеют значительной частью имущества бывшего завода и заинтересованы в комплексном редевелопменте территории) предлагает снести часть существующих на территории заводских зданий, а часть – подвергнуть серьезной реконструкции с дальнейшим перепрофилированием.
Первая фаза проекта предполагает за счет реконструкции и нового строительства создать офисный центр класса «В» общей площадью около 50 тыс. кв. м с паркингом на 350 автомобилей, а также построить торгово-выставочный центр из пневмо-конструкций (16 тыс. кв. м) и производственно-складские комплексы класса «В» (10-12 тыс. кв. м). Данная часть проекта может быть реализована в течение 2,5 - 3 лет.
В дальнейшем проект предполагает расширение офисной (бизнес-парк) и складской зон, строительство ограниченного количества эксклюзивных жилых апартаментов и отеля.
Кроме того, учитывая уникальные габариты одного из зданий, находящихся на территории бывшего завода, компания планирует создание на его основе развлекательного центра «Экстрим-парк», не имеющего аналогов в Украине. Харьков получит круглогодично работающий объект, который включит в себя, кроме традиционных для торгово-развлекательных центров функций,
спортивно-развлекательную зону с уклоном в экстремальные виды спорта.
http://www.serpimolot.com.ua Отута були красивi малюнки, та щось зникли