взято тут:
http://vecherniy.kharkov.ua/index_print ... ory&id=246
Княжеская «визитка»
Следы легендарного похода Владимира Мономаха археологи нашли под Харьковом
Иголка из стога сена
Самые удачные находки часто совершаются случайно. А еще говорят, много зависит от фартовости того, кто ищет. Научного сотрудника археологической лаборатории Харьковского государственного педагогического университета
им. Г.С. Сковороды Геннадия Свистуна в этом отношении определенно можно назвать везунчиком. Не прошло и трех месяцев с тех пор, как возглавляемая им экспедиция буквально в одной «яме» в Чугуеве обнаружила остатки казацкой крепости и средневекового городища. И вот теперь неподалеку от того же Чугуева, в поселке Кочеток Чугуевского района, Геннадий сделал находку, которой может позавидовать любой археолог. Ну не фарт ли?
Фарт этот начался еще до того, как лопата археологов впервые погрузилась в кочетокскую землю. Сперва удалось найти источник финансирования экспедиции. Им стал Харьковский научно-методический центр охраны культурного наследия при управлении культуры облгосадмининстрации. Еще не так давно эта государственная структура занималась исключительно выдачей разрешений по земельным вопросам, «забыв» о другой своей функции — охранных археологических исследованиях. Однако с тех пор, как центр возглавил новый начальник Игорь Адамишин, харьковские археологи, наконец, получили долгожданную поддержку в этом вопросе. Получил ее и Геннадий Свистун, обратившийся в центр с просьбой профинансировать охранную экспедицию по исследованию городища
в Кочетке.
Городище это было известно давно — еще академик Багалей нанес его на свою карту. Известна была и его датировка — средневековье. А вот ни о культурной принадлежности городища, ни о точном месте его расположения, не говоря уже о степени сохранности, наука была, как говорится, не в курсе дела. Геннадий подолгу работал в архивах, копался в старой литературе, вместе с сотрудниками Чугуевского музея обследовал окрестности Кочетка и все-таки нашел искомое городище. Пребывало оно в плачевном состоянии. От грозной древней фортификации почти ничего не осталось. И тем сильнее стало желание археологов исследовать и спасти для науки то, что осталось.
С погодой тоже подфартило — поздняя осень в нынешнем году была необычайно теплой, ясной и сухой. Благодаря этому и титаническим усилиям добровольных участников экспедиции за достаточно короткий срок была проделана огромная работа. Городище представляло собой цитадель размером 100 на 200 метров. Раскопать удалось всего лишь кусочек площадью 4х4 метра. Отложения мусора и оползневой материковой глины очень затрудняли доступ к культурному слою. Чтобы добраться до него, археологам пришлось пройти вглубь сквозь три метра современных напластований. Наконец пошли находки.
Первые же из них подтвердили средневековую датировку городища и позволили отнести его к салтовской археологической культуре, к которой принадлежало и Чугуевское городище. Такое близкое соседство (4-5 км) двух городищ во многом противоречит бытующему среди историков мнению о том, что средневековые городища-крепости находились на расстоянии дневного конного перехода (20-25 км) друг от друга. Однако, по словам Геннадия Свистуна, в этом нет ничего удивительного. По мнению археолога, и Чугуевское, и Кочетокское, и многие другие городища контролировали переправу через Северский Донец. Для того их и строили аланы вдоль берега реки напротив бродов, или перелазов, к которым вели «сакмы» — пути продвижения кочевников-грабителей. А ведь где-то в этом районе и находился знаменитый «Каганов перевоз», имевший большое значение для степняков.
Последующие находки стали для экспедиции неожиданными. В салтовском культурном слое городища вдруг начала попадаться типичная древнерусская керамика. Вне пределов Киевской Руси такие находки если не нонсенс, то, во всяком случае, более чем странны. Вперемешку с керамикой попадались остатки костей крупного скота, скорее всего лошадиных. Поначалу археологи решили, что имеют место с пограничной заставой древних русичей. Но то, что последовало далее, иначе как сказкой не назовешь. Вернее — сказочной удачей или упомянутым фартом.
На донышке одного из горшков взорам археологов предстал двузубец — тамга Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха. Такие тамги, или клейма, имели все князья из рода Рюриковичей. Каждая тамга имела свои индивидуальные специфические черты и являлась своего рода визитной карточкой князя. Наносились они и на изделия, производимые холопами князя, подчеркивая таким образом его собственность на эти изделия. По словам Геннадия Свистуна, это первая находка двузуба — тамги Рюриковичей — за пределами их вотчинных земель на Левобережье Украины. Поскольку изделие с княжеским клеймом само по себе попасть сюда не могло, то это значит, что князь или его дружина бывали здесь. А князь Мстислав мог быть здесь только один раз — вместе со своим отцом Владимиром Мономахом во время легендарного победоносного похода против половцев в 1111 году. И в догадках относительно маршрута этого похода терялось не одно поколение историков. Находка же харьковских археологов стала поистине «иголкой из стога сена».
Ищут давно, но не могут найти… лет уже около ста двадцати
Владимир Мономах родился в тяжелое для Руси время, когда на смену прежнему врагу — печенегам — на раздробленное феодальными междоусобицами государство с востока надвигался новый и более сильный противник — половцы. В боях с ними прошла молодость Владимира. Дальновидный политик, более всего он опасался укрепления и объединения половецких племен и создания ими собственной государственности. А все к тому и шло. Кочевники разоряли Русь постоянными набегами со всех сторон, разрозненные князья с переменным успехом отбивались. Пока переяславский князь Владимир Мономах, талантливый полководец, закаленный в боях с кочевниками за время княжения в своем пограничном уделе, не сплотил усилия князей и не превратил оборонительную войну в борьбу за тотальное уничтожение половцев. Вершиной успехов в этой войне стал поход 1111 года.
Незадолго перед тем на Русь напали шаруканиды — племенное объединение восточных половцев. Центром их владений были аланские города на Северском Донце, существовавшие за счет торговли, ремесленного производства и земледелия. После того как Хазарский каганат рухнул под ударами князя Святослава, новым захватчикам — половцам население этих городов военного сопротивления не оказывало, предпочитая откупаться данью. Политическим центром шаруканидов был город Шарукань, названный так по имени половецкого хана. Именно от этого хана нужно было ожидать очередного удара. И Владимир решает ударить первым. Понимая, что силами одной своей дружины половцев ему не одолеть, он привлекает к походу сыновей, в том числе Мстислава, а также самых надежных и проверенных в деле князей — Святополка Киевского и Давыда Черниговского с сыновьями. В начале весны, когда земля еще мерзлая, а реки покрыты льдом, князья выступили в поход. Главным результатом этого похода стало взятие вышеупомянутых аланских городов и половецких зимовников Шаруканя, Сугрова, Балина и Чешуева и генеральное сражение, принесшее победу русичам. Много половцев тогда были перебиты, а их экономическая база оказалась подорвана. В результате этого похода и нескольких других половецкая угроза была ликвидирована — кочевники были отброшены к Волге и прекратили набеги. Вскоре после этого похода, выделившего Владимира среди русских князей как неформального, но неоспоримого лидера, Мономах и занял Киевский престол.
А Шарукань, летописная половецкая столица, стала для историков той «Атлантидой», которую «ищут давно, но не могут найти» уже лет сто или больше. Созданию романтического образа легендарного города немало способствовал интересный факт: жители Шаруканя, возможно, были христианами, по крайней мере, сопротивления княжеским дружинникам они не оказали. Вот как об этом говорится в «Повести временных лет»:
«…И оделись в броню, и построили полки, и пошли к городу Шаруканю. И князь Владимир, едучи перед войском, приказал попам петь тропари, и кондаки креста честного, и канон Святой Богородицы. И поехали они к городу вечером, и в воскресенье вышли горожане из города к князьям русским с поклоном, и вынесли рыбы и вино. И переспали там ночь. И на другой день, в среду, пошли к Сугрову и подожгли его…»
Единого мнения относительно локализации Шаруканя и других городов сегодня все еще не существует. Пользуясь в качестве источников древнерусскими летописями, большинство историков все же склонно располагать эти города в районе современной Харьковской области. Шарукань помещают то в Харькове, то в Чугуеве, то в Змиеве. Конкретных свидетельств, подтверждающих ту или иную версию, до сих пор не было, как не было и обозначено точного пути войск Владимира Мономаха и Мстислава Великого. И вот, наконец, такое свидетельство появилось.
— Судя по всему, мы получили определенную точку, через которую прошел Мстислав, — говорит Геннадий Свистун. — Теперь о векторе направления войск Мономаха можно говорить более точно.
По словам археолога, отныне предположения о локализации одного из летописных городов на территории Чугуева приобретают больший вес. О точном же их подтверждении говорить пока рано. Для начала, считает Геннадий, необходимо выяснить — каким был средневековый город на нашей территории. Был ли это город в западном понимании — крепость с посадом или же в восточном — определенная территория, включавшая, помимо крепости и жилищ, пастбища, огороды и сады.
— В районе Чугуева археологически зафиксировано несколько селищ, — говорит Геннадий. — Между ними пустота, но, возможно, когда-то это была сельскохозяйственная зона, распределенная между отдельными общинами. Эта территория, занимаемая каким-либо родом, и могла называться городом. А найденное нами городище — быть только цитаделью этого города.
В общем, акции сторонников чугуевской версии местонахождения загадочного города после этой находки поползли вверх, харьковской же — упали. Хотя бы потому, что областной центр, в отличие от районного, до сих пор не исследован археологами. Результаты единственных харьковских раскопок, проводимых в 20-х годах, были утеряны во время войны. Правда, сохранились материалы в московских архивах, однако денег для поездки в Москву у харьковских историков нет. Нужной суммы не удалось получить даже в рамках недавнего празднования юбилея города. А ведь кто знает, может быть, в случае успеха мы могли отпраздновать не 350-летие, а, к примеру, 900-летие…
На продолжение же раскопок в Кочетке средства будут. По словам начальника научно-методического центра охраны культурного наследия Игоря Адамишина, центр выделит их экспедиции Свистуна и в следующем году. Своего удовлетворения успехами харьковских археологов Игорь Борисович не скрывает:
— У нас что ни находка — то сенсация! — говорит он. — Недаром Украина после Италии, Турции и Греции входит в четверку наиболее «археологонасыщенных» стран мира.
Справка
Мстислав (Гаральд, в Крещении Феодор) Владимирович Великий (1076-1132), великий русский князь, крупный полководец и государственный деятель. Сын Владимира Всеволодовича Мономаха и княгини Гиты, дочери английского короля Гаральда ІІ, правнук византийского императора Константина Мономаха и князя Ярослава Мудрого. Сперва владел Новгородом Великим, затем являлся держателем Ростовской и Смоленской земель, в 1095-1117 гг. вновь княжил в Новгороде Великом; в 1117-1125 гг. — в Белгороде-Киевском и являлся соправителем отца в Киеве. После кончины отца Мстислав в 1125-1132 гг. был великим князем. Он воевал с половцами, чудью, литвой, русскими князьями-мятежниками и одержал много крупных побед. Многие ученые считали, что Мстислав являлся последним редактором «Повести временных лет». Древний автор отмечал, что Мстислав «был великий правосудец, в воинстве храбр и доброразпорядочен, всем соседям его был страшен, к подданным милостив и разсмотрителен. Во время его все русские князи жили в совершенной тишине, и не смел один другаго обидеть. Сего ради его вси именовали Мстислав Великий. Подати при нем хотя были велики, но всем уравнительны, и для того всии приносили без тягости». Современники называли Мстислава добрым и христолюбивым князем, неудержимо милостивым ко всякому и нестяжательным. После смерти Мстислав был причтен к лику святых, в земле Российской просиявших.
Артем Левченко, «Вечерка»