Топ статьи
- О ХТ...
- Бесплатный Зоопарк им. Фельдмана возле Пятихаток...
- Велосипеды ХВЗ. Каталог....
- Веселые, прикольные памятники Харькова, скрытые от глаз горожан...
- Есть такое дивное место в Харьковской области – Шаровка. Наверное, каждый харьковчанин не раз слышал...
- Старинные карты харьковских окрестностей...
- Дропауты. Переделка шоссе в горизонтальные....
Романтическая история Зеркальной Струи в Харькове

К чему приводят мечты...
На правах харьковской легенды
Символ Харькова – Зеркальная струя-ротонда, сооружение, характерное для курортных городов, у нас смотрится весьма необычно. Прототип нашей Зеркальной струи и по сей день стоит в Кисловодске – городе-лечебнице Российской империи, Советского Союза и РФ.
Фотография с сайта http://info.kmvcity.ru/273
Необычно ещё и то, что это – памятник Победы, установленный в 1947 году. Едва ли хотя бы в одном городе на Земле есть настолько романтичный памятник Победы во 2-й мировой войне. А начиналась эта история намного раньше…
Секретарь обкома компартии Виктор Михайлович Чураев по-классике жанра вышел из «босяков» и сделал хорошую партийную карьеру ещё задолго до начала войны, счастливо избежав участи лагерей и расстрелов. В его жизни не было места искусству, но по роду своей партийной деятельности должен был посещать школьные капустники. По легенде на одном из таких вечеров он из коридора услышал женское пение, очаровавшее его своим голосом. Когда он к тому же увидел прелестное создание, издававшее эти звуки, он влюбился «без памяти» в школьницу. На тот момент у Виктора Ивановича уже была жена и дети и роман, да ещё и с несовершеннолетней школьницей, был просто немыслим. Тем не менее, их отношения как-то развивались, девушка окончила школу, филфак и вышла замуж. По слухам, Чураев неоднократно спасал её мужа в годы репрессии. Когда началась война, она не смогла бросить тяжело больных родителей, и отказалась от эвакуации. Чураев, конечно же, уехал и не знал об участи своей возлюбленной.
Ей повезло выжить в оккупированном немцами Харькове. Как только освободили город, Чураев одним из первых на полуторке въехал в него в сопровождении двух солдат с листовками. Он настолько спешил в город, что не доезжая центра их остановили войска со словами: «Куда вы прётесь? Там же ещё немцы!» Он был первой городской властью, которая появилась 23 августа в освобождённом Харькове.
Уже после войны Виктор Михайлович достал для своей любимой путёвку на отдых в Кисловодск. Оттуда она ему прислала письмо и фотографию в беседке (которая, кстати, называлась Храм Воздуха), а сзади на фотографии было написано её рукой: «Вот место, где я хотела бы пребывать вечно». Чураев снарядил в Кисловодск архитекторов, и в Харькове вскоре появился похожая беседка, приуроченная к увековечиванию памяти павших воинов и победы. Традиционно для этого устанавливались скульптуры «Родина-мать», «Безымянный солдат» или нечто подобное. Естественно, в Харькове тоже хотели установить подобный монумент, но Чураев настоял на создании альтанки, совершенно непонятной с точки зрения советской идеологии и поставленной задачи: памятник войне – и вдруг лирическая «беседка для отдыхающих». Даже не смотря на то, что первоначально её венчала красная звезда.
В народе памятник сразу же прозвали «бахчиЧураевский фонтан», пошли доносы, и вскоре Чураев исчез. Якобы его расстреляли в Москве «за перерасход государственных средств и потакания прихотям любовницы». Валентина всю жизнь хранила письма Чураева, и на их основе был поставлен спектакль «Соло для камертона», который шёл на сцене Дома Актёра.
На этом месте много лет было кладбище, закрытое в 1930 году, и Мироносицкий храм. Создатели, никак не имея это ввиду, поставили на месте бывшего храма прообраз часовни, сделанный по аналогу Храма Воздуха. Не случайно сюда приезжают фотографироваться почти все харьковские свадьбы.
Комментарии
Qosta
познавательно
16.02.2013 12:48Миша
Даже многие харьковчане этого не знают.
16.02.2013 12:59Snake
Не знаем
17.02.2013 05:23Timurlang
Гм.Я немного другую версию знаю. Но все равно интересно.
17.02.2013 13:55Вадим
хм .. лепить образ романтического героя-великомученика из партийного чинуши - домогателя малолеток .. нафуа ?
"В народе" таких "сразу же" прозывают педофилами - с вытекающим отношением ..))
тем более что уж мучеником Чураев не был, неа ..
В 1940-1943гг. второй секретарь Харьковского обкома КП(б) Украины,
в 1941-1944гг. на политработе в Советской Армии, участник Великой Отечественной войны.
В 1944-1948гг. первый секретарь Харьковского обкома и горкома КП(б) Украины,
в 1948г. заведующий Отделом машиностроения ЦК ВКП(б),
в 1948-1950гг. первый секретарь Харьковского обкома и горкома КП(б) Украины,
в 1950-1952гг. слушатель курсов переподготовки при ЦК ВКП(б),
в 1953-1955гг. первый заместитель заведующего Отделом партийных органов ЦК КПСС,
в 1955-1959гг. заведующий Отделом партийных органов ЦК КПСС по РСФСР,
в 1959-1961гг. заведующий Отделом партийных органов ЦК КПСС по союзным республикам,
в 1961г. заместитель председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР,
в 1962-1965гг. первый заместитель председателя Комитета партийно-государственного контроля Бюро ЦК КПСС по РСФСР и СМ РСФСР,
в 1965-1966гг. первый заместитель председателя Комитета народного контроля РСФСР,
в 1967-1981гг. заместитель председателя Комитета народного контроля СССР.
С 1981г. на пенсии.
Депутат Верховного Совета СССР 2, 3, 4, 5, 6 созывов.
Награжден 5 орденами Ленина.
Похоронен в Москве на Новокунцевском кладбище.
http://www.az-libr.ru/index.shtml?Persons&RLG/4e2f87b2/index
.. собственно, разбор полёта мысли автора первоисточника ( довольно мутного ..) , некой Ирины Румянцевой ( или я ошибаюсь ? ) - мона почитать от туточки ( автор - Эдуард Зуб - респект ему )) :
http://5nizza.kharkov.ua/2008/08/21/%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0-%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B8/
.. а так, да - композиция Струи - дериватив от Кисловодского прототипа ..
.. другое дело, что - культурологический символизм проекта - очевиден, восходит к древнейшим архетипам и, вобщем, вполне позитивен , нэма пытань ..)) 17.02.2013 19:38
vad-cher
Вадим, спасибо за комментарий!

18.02.2013 14:01К сожалению, сейчас появилось очень много людей, которые или просто копипастят, или копипастят в своем изложении совершенно непроверенную информацию, абсолютно не задумываясь о том, какой вред они приносят такими действиями окружающим.
Я и раньше обращал внимание на некоторые, скажем так мягко необъективности в статьях Партизанки, но тогда у меня было ощущение "заказности" статьи, а здесь на мой взгляд, просто нежелание глубоко прорабатывать материал - есть красивая история, а ну-ка я перепишу ее...
Обидно что кто-то так делает: во-первых, путает людей, а во-вторых, подрывает доверие к себе как к автору.
Миша
К сожалению, сейчас появилось очень много людей, которые или просто копипастят, или копипастят в своем изложении совершенно непроверенную информацию, абсолютно не задумываясь о том, какой вред они приносят такими действиями окружающим.
Какой именно вред вам тут нанесен?
Т.е. история без полной биографии партийца вам оказалась не интересной? Простого указания что он партиец оказалось недостаточно? Так идите википедию читайте - там как раз нужная вам энциклопедичность и нудота. 18.02.2013 17:52
Вадим
".. не ведают чё творят .." (с) - как мягко выразился один Иса ..)) 18.02.2013 21:21
vad-cher
А вы не видите никакого вреда в ложной исторической информации (да и в ложной информации в принципе)?
Дело не в биографии партийца, и вы, я думаю, это понимаете. 19.02.2013 00:53
Партизанка
Это всего лишь красивая легенда. Мифы, сказки, вымысел, художественная литература тоже могут наносить вред людям с богатым воображением.
19.02.2013 10:28Вадим
Эт точно !! )) .. подтверждение можно найти в любой церкви-мечети-синагоге .. или вы не это имели в виду ? ))
Вот тока, Черное - это Черное, Белое - это Белое .. педофил - это преступник , "облаченный" властью - мерзость многократная ..
и, связывать неплохой, вобщем, "символ города" с подобной мразью -
"Струйка педофила" ))) .. не, некоторые вещи - как ни посыпай сахаром - конфеткой не станут .. и лучше б их было не ворушить ))
.. кстати, Лаврентий Павлович Берия - тоже - с ума сходил от нимфеток и , не одной - сделал протекцию и карьеру .. душевный был человек ..
.. а кончил - так прям по сюжету "красивой легенды" - зверски расстрелян насмерть в застенках ГБ, ага .. 19.02.2013 12:22
vad-cher
О чем вы шепчете? Какая легенда? При чем тут сказки и мифы? Вы же не озаглавили свою статейку "мой вымысел про историю зеркальной струи в Харькове" или, что было бы честнее, "вымысел автора статейки, которую я прочитала про историю зеркальной струи в Харькове"? Нет! Вы написали "история зеркальной струи в Харькове". С претензией на достоверность.
И, тут я полностью согласен с Вадимом, мне непонятно зачем из педофила-парт.функционера с руками по локоть в крови, пытаться делать романтического героя и связывать его с символом города. Смысл?
Или, просто был повод в виде 14-го февраля и свободное время, и вы решили использовать его "с пользой"?
(плохо представляя себе то время, абсолютно не утруждаясь исторической достоверностью и каким-то углубленным поиском информации)
З.Ы. Исключительно на правах ИМХО.
Я понимаю, что сейчас вы пошлете меня куда подальше, и вообще "интернеты все стерпят" - пиши что хочешь! Нет ни корректоров, ни редакторов, ни историков-консультантов - че увидел, то можно и переписать.
Но некий внутренний ценз должен быть? Иначе это неуважение к тем кто читает, к тем о ком вы пишите, и в первую очередь, к себе.
Извините что резко.
андрей_к
.. а кончил - так прям по сюжету "красивой легенды" - зверски расстрелян насмерть в застенках ГБ, ага
Хм, откуда сведения? 19.02.2013 16:22
Космонавт
андрей_к,
19.02.2013 16:28http://www.youtube.com/watch?v=816_I8Zj97o
Вопрос сложный, судя по комментариям.
андрей_к
мда, инфа и впрямь 100%
Космонавт
Сейчас нет инфы 100%
19.02.2013 16:48Говорю же -- вопрос сложный. Уже не отыскать правды.
Партизанка
Уважаемые vad-cher и Вадим, легко всё разукрасить в чёрно-белые цвета и назвать людей, живших в сложное и неоднозначное время педофилами, преступниками и любыми другими словами.
20.02.2013 20:06Вы думаете, у них не было чувств, стремлений, желаний?
Миша
Мне кстати интересно, а будут ли ваши дети называть мразью Шерлока Хомса (ведь он курил Опиум, а наркоман это мразь). Я не оправдываю педофилов, но юридический термин "педофилия"(до 18-ти) очень отличается от принятого в психологии(тяга к девочкам до полового созревания, которое может быть и в 12). У Толстого (мрази, по вашему, пропагандиста педофилии) влюбленной Наташе Ростовой 13 лет, кажется
Тема пример того, как опытный зануда может обговнять вообще любую тему приплетя политику, современные стандарты и оценив этим прошлое.
Вадим
.. ну , чувак преступал закон ( и сознавал это ) , являясь для народа его, типа, "оплотом" , совершал насилие ( как минимум - психологическое ) над несформировавшейся, и потому - беззащитной ( уж не говоря о разнице в социальных статусах ) личностью .. так что , Миша, вопросы о "влечениях" , древних Грециях и культуре потребления психоделиков - и рядом не ложатся ..
- нужен как раз для зомби, конченых големов, Швондеров от власти, не владеющих своими членами ..))) .
Хотя - кто ж тебе запретит? )) Тока - закон не нарушай, лады ? ))

20.02.2013 23:06повторюсь - в человеческом сообществе - насилие над личностью ( и особенно - сильного над слабым ) - недопустимо , и Закон - как раз та штучка, которая этот алгоритм симбиоза сограждан - гарантирует .. при том, что, имхо, качество Человечности именно - предполагает внутреннее понимание таких вещей, тогда как Закон , в пределе
.. а, Холмсы и прочие Наташи Ростовы - в этих делах ( насилии с злоупотреблением ))) так уж чтобы шибко - не засветились .. и - твоё стремление и их встроить в ассоциативный "педофильский" ряд - малехо удивляет ..
ЗЫ: .. а с ярлыками, Миша, конечно - перебираешь .. имхо
Вадим
Партизанка, то есть вы уже готовы к тому, чтобы отменить институт осуждения и наказания вовсе ??? ))) .. взамен, видимо, организовав раздачу бутафорских крылышек и нимбов - за счет законопослушных граждан ( т.н. "быдла" ) , поддерживая его, "быдло" - в сомнамбулическом состоянии ??

20.02.2013 23:32.. ну, х.з. .. есть всё-таки мнение, что видение реальности - предпочтительней зависания во снах, разновидностью которых, очевидно, и являются такого рода "красивые легенды"
зы: не сочтите за занудство, плизззз ..
Миша
Про насилие - это какие-то домыслы уже. Старшелассницы спят и видят как их принц полюбит - и девочки старших всегда любили. Кстати "Лолита" Набокова как раз про педофилов и законы. Валяйте дальше про "насилие со злоупотреблением" сочинять.
20.02.2013 23:43андрей_к
Все в этом мире относительно
:
http://glagol.in.ua/2013/02/14/gey-legionyi-i-politika/
Миша
желтая перепечатка желтой утки. Учитывая что в Америке совершеннолетие в 21 не удивлюсь что в педофилы начнут записывать тех, кто клеит 20-ти летних бап. ну а хуле "закон" же приняли. 21.02.2013 01:17
Вадим
.. ну, наверно, подытоживая ))) - Туфта , факты
Ну, я нарушил этот кодекс, но я готов признать свои ошибки.
- Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью.
- Вы не имеет права! Вы не имеет права! Это - самосуд! Я требую, чтобы меня судили по нашим советским законам.
- А покупал ты ее по советским законам? Или, может, по советским законам ты ее воровал?
Прекратим эту бесполезную дискуссию.
...
апд. - лирическое ..
Космонавт
Инфа 100% ?
22.02.2013 13:34Неужели кто-то рассчитывает сегодня найти правду о советской истории?
А закон?
Закон, применяемый бездумно может нанести больше вреда чем пользы. Советская же история тому и в пример.
андрей_к
... Советская же история тому и в пример.
Так советская история - пример, или правду не найти?
Что значит бездумно? Избирательно? Закон один для всех (в идеале, конечно), если же он плохо работает, то его меняют или дорабатывают. 22.02.2013 15:58
Космонавт
Было и плохое, и хорошее.
Кто-то видит больше хорошего, кто-то плохого. Правда у каждого своя.
"Правды не найти" я имел в виду данную конкретную историю и подробности личной жизни Берии.
В общем понимании, да, но бывает нужно учитывать конкретную ситуацию, досконально разбираться.
Это в большей степени касается навешивания преступлений на невиновных людей.
Судят живые люди. Они принимают решение. 22.02.2013 16:21
андрей_к
Кто-то видит больше хорошего, кто-то плохого. Правда у каждого своя.
Именно. Правда у каждого своя, но историческая - одна. Это потому, что она лишена идеологии и эмоций. И ее уже трудно откопать в горах идеологической лжи, со всех сторон. Я тоже очень долго был уверен, что Берия был животным и кушал младенцев на завтрак, но недавно наткнулся на информацию, что все было немного не так. Заметьте, я вовсе не уверен, что он был ангелом и защищать не намерен. Но я осторожней стал относиться к ярлыкам.
Это в большей степени касается навешивания преступлений на невиновных людей.
Судят живые люди. Они принимают решение.
Так всегда было, отношения в обществе непросто регулировать законами, потому что общество очень быстро реагирует на изменения. Если преступник потерял одну лазейку, он найдет другую, подстроится. И это не считая человеческого фактора в карающих органах. Все это присутствует в любом государстве. Никто и нигде не застрахован от судебной ошибки, и никто не застрахован от преследования властями при помощи карательных органов. 22.02.2013 17:02
Космонавт
Согласен.
22.02.2013 17:13PK_
По вопросу «душевного» человека Берия – труднодоступные подробности уточнят, что более мягко зверски расстрелян или более жестко зверски расстрелян, в рамках данного обсуждения не суть важно (но если выясните, сообщите). Совершенно ясен вопрос Берия – педофилия.
.
22.02.2013 17:46По основному обсуждаемому вопросу – зрелого чиновника в зрелом возрасте и юной особы – это вопрос собственной морали. Моя мне говорит о присутствии педофилии, романтическая история не навевается. А с Наташей Ростовой – романтика, красиво … Но не стоит косится ни на Наташу ни на исторических персонажей – длинный разговор, а все равно решает собственная мораль, естессстно сформированная на литературном, историческом ... вашем прошлом.
Разборки по советской истории возникают чаще чем по «зарубежной», не по тому что в советской больше негатива (не больше), а т.к. она ближе, в данном случае харьковская история, а здесь и черное и белое и красные и … хоршо бы эту историю знать. Для меня романтической является история харьковского изобретателя Т-34, который успел смотаться к Сталину и продемонстрировать танк до того как его успели бы замочить, как врага народа разрабатывающего ненужное вооружение (после того вояжа на обратном пути провалился в Лопань (может ошибаюсь) простудился и вскоре умер). Извиняюсь за много букаф