ПредысторияЧуть больше четырех лет назад (2007) после почти 10 лет практически без велосипедов решился взять себе байк, мой выбор остановился на SCHWINN Mesa. Как и что послужило для этого стимулом, я уже написал, когда рассказывал о своем “
Свине универсале”. Так что повторятся не буду.
Проездив больше года на Мессе, я стал все больше убеждаться, что стиль моего катания совсем не требует крепости, надежности и проходимости “горного байка”. Полноценные спортивные мероприятия или экстрим меня особо не привлекали. Главной целью поездок было увидеть новые (и не только) места - обычный туризм и покатушки. Так что пробираться по откровенному бездорожью, летать по крутым спускам и прыгать по камням необходимости не возникало. Чаще всего под колесами был или асфальт (о его “качестве” промолчу

, все катались за городом и представляют), или грунтовки-тропинки. А по азимуту далеко и не уедешь. В сравнении с таким «типом дорожного покрытия» откровенное бездорожье попадалось крайне редко. Да и понятно, в том же глубоком песке, к примеру, даже на широких покрышках далеко не уедешь – проще и приятнее уже пешком идти, если нет надобности ставить рекорды, а тем более, если на багажнике болтается 10-15кг. Да и по сторонам в этом случае можно хоть смотреть. Были мысли, конечно, поставить узкую резину, но морочить голову так и не захотел: во-первых, выбор резины на 26 в диапазоне 1,3-1,7 крайне скуден – можно найти слики 1-1,2 (а на них ведь только асфальт и баул не повесишь) или уже покрышки начиная где-то от 1,9 (вот тут уже выбор огромен). А во-вторых, и без обширного обсуждения на форумах и в статьях понимал, что по накат у большого колеса будет лучше, чем у байковских 26. В свое время не один десяток километров был намотан на украинах, и помнился их отличный накат по сравнению с теми же Орлятами со Школьниками. Поэтому все больше и больше появлялось желание перейти на колеса побольше. Еще одним поводом для смены “коня” было желание получить вытянутую посадку, длинный вынос на Мессе пробовал, переворачивал – не то. Так что оставался один вариант – замена рамы.
Пусть и с натяжкой, но Месса справлялась с существующими задачами. Но, в 2008м поучаствовав в велопоходе организованном Сергеем Мельниковым, я окончательно понял, что условия, для которых создаются “полноценные горные байки”, точно не для меня (
мой “шедевр” и
отчет Сереги Мельникова). Ездить по горам можно и на гибриде, если не ломиться “напрямик”. Сергей Мельников на своем Треке 7300 это доказал. Первое посещение гор доказало, что для покатушек и катания в Харьковской области гибрида хватит с головой, ну нету у нас таких уж серьезных крутых горок, а вот тропинки, и грунтовки есть фактически везде. Ту же даунхильную трассу пришлось именно “строить”.
Подбор комплектующих с комментариямиВ выборе
РАЗМЕРА ставил целью получить “вытянутую” посадку, от рамы хотел еще заметную жесткость. На Мессе постоянно хотелось, чтобы руль был дальше. С жесткостью на Спортстере – то что надо, очень доволен, не “табуретка”, но и под нагрузкой не гуляет, на подъемах чувствую, что сколько вложил – так и поехал, практически все передается на колеса и не съедается рамой. Особенно это заметно в грузовых походах. На Мессе поведение велосипеда очень отличалось при наличии/отсутствии баула. На Спортстере на ровных участках для поддержания скорости прикладываю столько же усилий, по впечатлению, как и пустой. На подъемах и на разгоне сказывается только увеличение веса, а у Мессы задний треугольник под нагрузкой с навешенным грузом начинал чуть “гулять”.
Размеры рамы для L-ки (у меня рост ~175):
ETT, Верхняя труба – 580мм (22,8 inch),
высота от каретки до верхней трубы – 480мм (18,9 inch),
полная длина “подседельной трубы” 550мм (21.7 inch).
Длина перьев одинакова для всех ростовок – 450мм (17.7 inch).
StendOver: по ТТХ - 792м (31.2') на деле с вилкой Франкенштейном и 47мм резиной вертикаль через каретку - 820мм (мне мало... очень)
База с вилкой Франкенштейном на данный момент ~1090мм
Расстояние от центра седла (до проекции глагола) до руля - 700мм (вынос 130мм)
В общем, вроде, получил длину, которую хотел, но вот высота рамы получилось великоватой, зазора с рамой в паху фактически совсем и нет (у меня рост ~175см). Да и в начале из-за штатных длинных шатунов, когда выставил седло по правилу “ при прямой ноге - пятка на педали внизу”, оно визуально казалось совсем низко. Замена шатунов немного ситуацию поправило, хотя до стандартных “от 3 см запаса в паху” далеко, там и сантиметр не набирается. Но… М-ка показалась ”короткой” (в принципе, рост 175 как раз переходной между М и L). Хотя… иногда появляются мысли, что, может, и погорячился. Но колебания гашу одним наблюдением, когда в первую зиму взял у племянника обратно Мессу (уже был комплект шипованных 26-х покрышек, а 28-е еще комплект не собрал), то выставив все регулировки получил расстояние от носка седла до центра руля точно такое же как и у Спортстера. Возможно, с М-кой этот размер был бы меньше, хотя седло бы выдвигалось выше… в общем, выбор размера всегда скользкий вопрос. Взял бы М-ку, был бы недоволен длиной. А так, при сравнении с предшественницей Мессой будет пожалуй ясно, почему затеял замену -
ФОТОРАМА, в принципе, являлась основным фактором повлиявшим на выбор велосипеда. Пробовал многократно кататься на Скоте Аспекте (Рефлексе), понравилось – удобная, “туристическая” модель. А они со Спорстером при внимательном взгляде – братья, хотя узел дропаутов и формовка труб заднего треугольника разные. К тому же в Спорстере начиная с Р4 и ниже есть крепление для дискового тормоза внутри заднего треугольника, это тоже подкупило. Стенки труб явно тоньше, чем у не убиваемой Мессы – камушки с дороги цокают очень “звонко”.
Еще одним важным фактором был достаточно большой зазор для покрышки у рамы. Назвать Sporster найнером язык не повернется, но без проблем с нормальным грязевым зазором встала покрышка на 47мм (на резине было выбито 47-622 и 700х45с, если быть точным). Так что можно будет как-нибудь, если будет надобность и желание, поставить и резину на “около 50мм”, хотя это будет уже без грязевых зазоров. Расстояние между нижними перьями 56-57мм, верхние - 67-68мм.
Пока единственный недостаток – цвет (ну если не вспоминать про "большой" StendOver). Для города, который составляет большой процент поездок, желательна более “заметная” раскраска. НО… светоотражающий орокал ситуацию несколько поправляет.
Штатной
ВИЛКОЙ шла NEX 4610 LO (Lockout, 50mm). При первых поездках вилка работала даже очень не плохо как для своего класса. Хотя… мягкая все-таки, пробить ее совсем не проблема. Да и при разгоне начинает “чавкать” - идет в раскачку. Я собирался посмотреть, как она покажет себя дальше, но, уже после 0,5К попал в аварию, где вилка “взяла на себя” весь удар, так что умерла, но зато это была единственная потеря. Еще легко отделался, так как столкновение произошло в бок машины при моей скорости в момент удара 25-30км/час (
фото-обзор ). Кувыркался далеко, так что рад еще, что сам отделался парой синяков, да и вел пострадал не критично – главное рама, колеса и трансмиссия не пострадали. За что спасибо, в принципе, вилке.
Так что пришлось искать замену, изначально хотелось что-то хорошее с нормальным ходом от 80мм, но такого для гибридов нет, а найнерские еще не готов был взять. Спасибо Сергею, дал попользоваться свей стоковой RST. Самая простая без демпферов (эластомер не в счет), с пружинами в каждой ноге… В общем, не фонтан, но на ней получилось проехать много чего интересного. Как понял при переходе на “франкенштейна”, две пружины обеспечивали достаточную жесткость – раскачка была не так заметна. Выдержала все издевательства над ней, за что и спасибо, хотя постоянно понимал НУЖНА НОРМАЛЬНАЯ ВИЛКА.
Единственным способом получить, что надо без “перекоса” геометрии показалось собрать “Франкенштейна”: вилка RS Tora на 26 + штаны от 29-ой Reba (хотя тут уже главное совпадение диаметров башингов, а не модель). В этом случае расстояние от оси до короны не менялось – у байков и гибридов оно в диапазоне 450-470мм, у найнеров же - 490-510мм, потому их брать не решался. В результате штаны просто сели ниже, что по сути выглядело как уменьшение хода с 80мм до 50. НО! Это не те же самые 50, что были у предыдущих вилок. Эксплуатация показала, что выбор верный, играясь с U-Turn-ом 50-80мм хода вполне хватает и в горах даже с грузом на багажнике.
Вложение:
Комментарий к файлу: Обмен штанами между вилками 26 и 29 :)
Tora_Reba_26_29.jpg [ 209.67 КБ | Просмотров: 16385 ]
Что показываю на фото - прелесть U-Turn-а в наглядном виде. На одном кадре минимум хода, на другом - максимум. Для сравнения рядом поставил Ребу 29' под ход 80мм. Там только на "начинке" Ребы 29 на ход 80мм сидят "короткие штаники" от Торы 26.... так что
смотреть надо на короны, а не на штаны. При минимуме хода сохраняется "гибридная" геометрия. Подняв ход до максимума с помощью U-Turn "вилка-франкинштейн" сравнима с вилкой для 29'
Родная
ПЕРЕДНЯЯ ПЕРЕКИДКА шла к системе на 48-38-28, очень быстро понял, что байковская система подходит мне больше – на крутых и затяжных горках не хватало низших передач (об этом чуть ниже). В запасниках был SRAM так что при замене системы сразу и “осрамлся”.
ЗАДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ Х-7 перешел в наследство от Мессы, на которую “ушла” штатная Alivio.
С
МАНЕТКАМИ аналогично выше сказанному.
Достаточно быстро понял, что байковская
СИСТЕМА мне подходит больше, да и длина шатунов была великовата. Как пример, передача 48-11 я мог применять только на спусках, а 48-12 уже равна 44-11. А вот нижних передач на крутых подъемах мне часто не хватало. Так что с удовольствием перешел на 44-32-22. Еще и вес сэкономил, родные звезды весили 480г, а новые – 225г. Стоковые аливийные шатуны на 175мм обменял на 170, которые потянули на 600г с болтами крепления звезд. Увы, одна из лапок оказалась погнута, так что иногда цепь слетает.. но жить можно, перекидка по крайней мере работает без особых проблем, хотя из-за этого в пограничных положениях подтирает в месте изгиба.
Тут решил чуть раскрыть “не оптимальность” гибридной системы. Давайте на соотношение передач:
Система 48-38-28 и кассета 11-32:
_______48_______38_______28
32(1)|---1.5------1.1875-------
0.87528(2)|---1.71-----1.357----------
124(3)|----2--------
1.583--------
1.16621(4)|---2.285----
1.8-----------
1.3318(5)|---2.66------
2.11---------1.55
16(6)|----
3---------
2.375-------1.75
14(7)|---
3.43------
2.71-----------2
12(8)|----
4---------3.16----------2.3
11(9)|---
4.36------3.45----------2.55
Как можно догадаться цветом выделил рациональные передачи без сильного перекоса цепи. То есть те, когда перекос цепи не большой. Видно, что шаг между передачами большой и не очень равномерный.
Система 44-32-22 и кассета 11-32:
________44______32_______22
32(1)|---1.375-------1----------
0.6928(2)|---1.57-------1.14--------
0,7824(3)|---1.83-------
1.33--------
0.9221(4)|---2.09-------
1.52--------
1.0518(5)|---
2.44-------
1.77--------1.22
16(6)|---
2.75---------
2--------1.375
14(7)|---
3.14------
2.28---------1.57
12(8)|---
3.66------2.66---------1.83
11(9)|-----
4---------2.9------------2
Как видно для такого "комплекта" получается достаточно плавные переходы на маленькой (22) передней звезде, и достаточное передаточное число при большой - 44-й. Даже можно сказать по другому: при замене 48-38-28 на 44-32-22 я потерял только одну "верхнюю" передачу (48-11), так как уже 48на12=44на11, но получил фактически еще две передачи "внизу". А так как часто бываю в горах и с грузом, то мне важнее иметь резерв для тягунов, а если условия позволяют то до 45+км/час я разгонюсь и с 44х11
КАССЕТА - опять же обмен с Мессой. Отходила уже под 6К на Мессе и уже под 12К на Спорстере (до осени 2011). Следы износа заметны на “маленьких” звездах, но пока цепь не прыгает.
При замене шатунов не уточнил, считал, что у
КАРЕТКИ длина вала - 113мм, как на моделях 2009-го года, а оказалось 123 (такие ставили в 2008м), пришлось попутно менять и каретку, так как обмен шатунов назад уже был крайне не желательным. Ну… проблема как-то но решилась, по крайней мере хоть стал обращать теперь внимание на такие моменты как размеры кареток.
ПЕДАЛИ. Контакты - весна-лето-осень, они мне нравятся, удобные, тем более для туризма – с одной стороны контакт, а с другой платформа для обычной обуви. Хотя тяжелые, блин. Но, пока есть более важные компоненты, где вложение средств более оправдано. Топталки - для зимы, когда важнее теплая обувь, чем эффективность педалирования, хотя понимаю, что тяжелые, но из-за зимы, когда езжу мало, покупать легкие педали не вижу смысла. Да и покупать утепленные ботинки с контактами для редкого зимнего катания жаба не дает.
Месса явно была рада новенькой восьмериковой
ЦЕПИ 
)) А на Спортстере гоняю по кругу несколько цепей. Хотя по кругу - это смена через 2,5-3,5К, когда растягивается до 0.75. Беру более новую, а “растянутые” поставлю уже, когда кассета начнет загибаться.
Штатные
ПОКРЫШКИ (Continental) вполне хороши для города, 42-х мм комплект вполне хватает для поездок по области, ну а 47е Смарт Семы уже для походов, грунта и песка. Рама по идее позволяет поставить и 50мм резину – минимальный зазор с 37мм резиной был 16мм с каждой стороны, так что расстояние между перьями как раз и получается, "что-то там" 56-57мм у нижних перьев и 68-70мм у верхних. Но! Меня вполне удовлетворяют покрышки на 44-46мм, реальных мм (!!!). Для тех задач, что я ставлю перед велосипедом, они вполне справляются. Походы по Карпатам и Крыму этому подтверждение. Единственное, 4-6мм грязевых просветов мало для "липких говен", но такое редкость, обычная более "жидкая" грязь проходима.
КОЛЕСАСразу же, еще в магазине, рассверли родные
ОБОДА под sthreder. Если что случиться в пути, к примеру, сломается велонасос, “найти” замену у автомобилистов или на заправках проще будет. Да и камеры под presta найти на обычном базаре сложнее, чем sthreder. С переходом на вилку без крепления Ви, собрал и новое колесо, пока с бюджетным ободом, хотя по ТТХ чуть легче, чем сток.
К стоковым ОБОДам была одна претензия – высокий профиль, не так просто было найти камеру с длинным соском. В остальном… можно “придраться” к весу Alex G 6000 (650г по ТТХ), но я не разбирал колеса, так что сколько там на деле не скажу. С обычными качественными спицами заднее колесо без никаких последствий пережило настоящий горный грузовой поход по карсту Караби. Хотя переднее с стоковыми восьмерки, пусть и маленькие, ловило… Так что какой-нибудь вывод сделать сложно. Разве, отвергать мифы об “хрупком” 28-м колесе. Занявшись
Задняя ВТУЛКА – пока обычная, заменялась вместо стоковой сразу при покупке вела, нужна была под дисковый тормоз. Вес по ТТХ в 450г впечатляет, но тут еще и стоковые обода в 650г добавляют свою “прелесть”. К следующему сезону всерьез собираюсь заняться облегчением заднего колеса.
Передняя втулка уже покупалась под накатистое колесико, Buba соблазнил на легкие Circus Monkey (115г по ТТХ и как-то не проверил), но купленный обод оказался тяжелее на 40г от данных ТТХ (вместо 510г – 550г), так что вкладывать в легкость с таким ободом желание пропало… в общем колеса ждет рокировка. Но, об этом ниже.
Спицы: Теперь стоят 2мм DT Champion. На задние поставил не особо раздумывая сразу при покупке – заменял втулку под диск, вес был не так важен, главное надежность и цена. На переднем были размышления взять что-то полегче, но занес к Константиновичу втулку с ободом, чтобы он сказал какая длина нужна, когда он перезвонил со словами “накидал спицы, натягивать???”, уже что-то менять не захотелось.
ТОРМОЗА: Avid Juicy 5 перешел в наследство от Мессы, когда ставил его там, особо разницы между 3-ой и 5-ой не различал, да и удобнее ставить калипер с изменением подвода гидролинии. А на Спортстер ставить внутрь заднего треугольника без такой регулировки и не получилось бы, либо смотрелось жутко. Вперед же, эта опция не нужна. Удобство снятия ручки не трогая грипсу, тоже не принципиально, так что естественно покупал Juicy 3. Хотя очень долго не хотел ставить диск вперед. О причинах такого предпочтения “диск сзади/спереди Ви” я подробно написал в
ЭТОЙ ТЕМЕ. Гидравлику же выбрал, так как на затяжных спусках очень важно четко дозировать усилие и удерживать его длительное время, с тросиком этого достичь было бы сложнее.
Руль, Винос. Рулевую пока особой надобности менять нет, если только из-за борьбы за вес. То еще хватает узлов, где это будет оправданее. Хотя износ у рулевой уже есть, по оказии – заменю. Разве что, обрезал руль до ~51,5 см – много катаю по городу, а там протискиваться между машин удобнее с “обрезаным”.
Грипсы: Родные снял (догадайтесь кого они ушли “омолаживать”

)), так как из-за широких грипшифтов нужно всего 3 см, поставил обрезки “старых запасов”.
Седло: Гель – это хорошо для задницы, да и родное для меня было узковато. Хотя из-за тонкого кож.зама внешний вид очень уже пострадал - появились дырки, после того, как неудачно ставил вел с упором на седло об “поверхности с острыми краями”. Хотя свои функции седло выполняет на 5. Но вес… конечно заметный у седла. Дырки заклеил латками и светоотражающим орокалом, вид…. жуткий, но пока седло свои функции выполняет. Желание заменить уже огромное, все не решу на какое: аналог, кожа (Брукс) или что-то легкое.
Подсед.штырь Как-нибудь надо будет заняться “обрезанием”, выступает нужных всего сантиметров 8-10, а внутри все 30 наберутся. Да и может как-нибудь заменю – вес не маленький, а держит седло хреново, оно регулярно сползает.
АксессуарыЗадний щиток X-Blade перешел в наследство от Мессы, пусть оно и для 26 дюймов, но, надеюсь, послужит еще достаточно долго и для 28-ой Скотинки. Мне он очень понравился – на байке защищал на 5+. На гибриде все-таки коротковат, грязь немного “захлестывает”, но не так сильно и далеко не во всех условиях. Так что оцениваю на 4+.
“Огрызок” специально для увеличения грязевого просвета подрезал, чтобы он встал ЗА перемычкой у верхних перьев. Так что в говнах не так сильно забивается.
Первые пару лет до замены вилки использовал “модернизированный” передний щиток крепящийся на горилле, то есть у слесаря заказал крепеж, с которым можно крепить почти любые пластиковые щитки. Вес “комплекта” получился – 200г. После замены вилки пришлось покупать с креплением в рулевой… защищает от грязи хуже, но куда деваться. Веса понятно чуть меньше – 150г.
Рожки Tranz X, рожки как рожки, пока не занялся весоманьячеством служат и ладно.
Флягодержатели Longus, нужны оба:
в городе – в одном ресивер для гудка, во втором – вода;
в походах – в обоих вода (на вечер еще и 3литровка на багажнике).
Защита пера: когда-то на нем даже была надпись Scott.

Но, за пару лет катания …. Еще до переброски с Месы этой надписи уже не было
Сигнал AirZound – обязательная вещь для города. 2-3 раза за поездку использую, при этом не для пешеходов, а для водителей выезжающих со второстипенки, подрезающих, открывающих двери не глядя…. Без него хуже..
Багажник: со стойками – 800г., консольный - .
Вес велосипеда получается около ~14.4 кг “сухого веса” без щитков на 47мм СмартСэмах (в магазине потянул с родным седлом, резиной - 14.2). Комплект рем.набора с запаской в подрамной сумке (~750г) с насосом, тросиком “от честных людей” (200г), дудкой (150г), , флягодержатели и т.п. добавили достаточно много постоянно возимой массы. Установка “походных”, широких покрышек с толстой резиной, еще больше увеличила массу. Так что вес в стандартной комплектации “зашкалил” - ~15,5кг. Явно надо облегчать велосипед, тем более резервов (каретка, заднее колесо, седло, палки) хватает
А так, получил что хотел – «универсал».
Отлично понимаю, что на велосипеде висит много лишнего веса. Из лидеров: седло, педали, заднее колесо. Но, пока торопиться и менять не хочу, так как, к примеру:
Седло – тяжелое, но удобное. Хотя уже свое отслужило – рвется, надо менять… размышляю на что.
Педали пока служат, как только закапризничают – поменяю.
Задним колесом займусь в конце сезона – сделаю себе подарок на Новый Год.
А там уже можно будет заняться существенным сбросом веса. Уже лежат шатуны с кареткой-инеграшкой Truvativ Firex, та, что стоит, как-то стала хрустеть, заказал новую легкую, а потом почистил раму – треск пропал. А ставить менее защищенную каретку, пока спешки нет, вот будет соответствующий набор другого обвеса – заменю. Аналогично и с воздушной Ребой, пока покатаюсь с Торой, которая позволяет сохранять гибридовскую геометрию. Там попробую, выкручивая U-Turn, как сказывается большее расстояние ось-корона. А там, как-нибудь и Реба свое место займет. Ведь только замена каретки с вилкой даст экономию почти в 1 кг….. но заметно снизиться надежность… потому не спешу.