Пятую передачу себе добавил
К
Табуретке - городскому телепортатору;
Трофейному - грузовику, гостевому и дождевому;
Бесплатному - дачному телепортатору и коллекционной
Красавице. Теперь у меня пять передач
Вложение:
DSCI0589.JPG [ 842.14 КБ | Просмотров: 10271 ]
Пока это просто шасси для экспериментов, платформа. Мне не очень понравилось
ходить в поход на гружёном Трофейном. Вёл он себя замечательно, оставлял в жопе недешёвый в прошлом ашан "Джаинт" моего друга во всех попавшихся условиях, но.. по
прошлому опыту захотелось велосипед полегче и.. поманёвренней, что ли.. Турист (на стартоне уставаемость немного больше). Да и размещение всего тяжёлого груза сзади - хня полная. По асфальту всё равно, а где дорога похуже - мрак. Впрочем, после походных испытаний туриста об этом и можно будет говорить предметно. Буду экспериментировать на этой платформе с размещением грузов. Пока только смутные идеи.
Наверное, на нём будут какие-то крылья (решается).Поэтому второе его предназначение - сити-байк для дождя.
Ну и.. строгость Табуретки в управлении, нагрузки, вибрации вообще не допускают мысли об проехаться на ней с бодуна. Тяжело, нервно, выворачивает
А т.к. в тёплый сезон я один или два раза всё-таки пребываю в этом состоянии, то такой велосипед поможет быстрее из него выйти
Почему выкладываю его сейчас?
Многие новички сейчас обзаводятся заготовками крокодилов в виде старых туристов. Каждому, спрашивающему, чего с этим делать, более опытные коллеги советуют строить или быстрый сити-байк, или туринг. Так вот в таком виде это и есть законченый сити-байк. Может служить как бы макетом, новичок сможет посмотреть, чего получится. И я теперь не буду голословным со своими советами - смогу тыкать ссылку на мой велосипед. Понятно, некоторые вычурные технические решения никому нафиг не нужны, если есть комплектный вел, но можно из родных деталей сделать похоже.
Так что пока условно считаем это городской скоростной и комфортабельной жоповозкой (не такой быстрой, как
понос Табуретка, но гораздо более комфортной), а на его особенностях, заточеных под будущий туризм, я акцентирую отдельное внимание и замечу, как лучше сделать именно для города.
Велосипед получился быстрым, комфортным. Т.к. собирался он буквально из подножного материала, он не блещет отделкой. Зато тут есть некоторые решения, которые коллеги могут найти любопытными.
Сюда пошёл хлам более чем от 15 велосипедов, в основном, разных туристов и стартонов. Рама от подареного мне пару лет назад комплектного туриста 1979 г. Весь мотлох с неё давно разощёлся по другим проектам, и не только моим. Зато она в хорошей краске красивого цвета. Всё хотел её переделать в дамку-миксти, но рука не поднялась.
Покупал только спицы и шины. Остальные детали выбирались такие, чтобы они были честные добротные старинные советские, но с хреновой отделкой - полезшим хромом. Что на выставочный проект не поставишь, хотя ходить ей ещё и ходить. Многие решения получились удачными (на мой взгляд) совершенно случайно из-за того, что именно такие железяки оказались под рукой. Как гениально заметил один коллега, "так зроблено свiдомо, але не навмисно" (так сделано сознательно, но не специально)
Вобщем так. База туриста была выбрана, как велосипеда, занимающего среднее по скорости и комфорту положение между стартоном и украиной. Он значительно динамичнее украины, легче её на ходу и на весах и очень заметно комфортнее стартона. Имеет отличный накат. На нём совсем не устаёшь из-за наката и комфорта. При этом передвигаешься с очень даже приличной скоростью. Сегодня ради смеха пристроился за двумя бодрыми современными шоссерами и спокойно держал их темп пару км. Понятно, если б они оглянулись - не выдержали бы позора и подорвали бы - хрен бы я угнался
Но велосипед всё равно оказался очень бодрым. Кто не знает - стоковый турист (если не разваливается
) имеет какую-то свою специфическую приятность в поведении, которой нет ни у стартона, ни у украины, особенно в связке последовательных виражей. Возможно это психологическое восприятие - по комфорту, как украина, а по лёгкости - как стартон. Не нужно забывать, что украина и стартон несколько более прочны, чем турист . Первая - из-за дебелости, второй - из-за материалов.
Чтобы не испортить эти характеристики, я не вмешивался в заданый на заводе баланс жёсткостей элементов. Т.е. применил к туристовской раме положеные ей одинарные обода и шины 622х32. Это, пожалуй, самый важный момент.
Передачи на велосипеде я считаю давно сбывшейся и надоевшей мечтой детства. Киевские горы покорны мне и без них. А что до лёгкости заезда на горки, то (в некоторых посильных пределах, конечно) один хрен, что тыщу раз прокрутить педали лекго, что пятьсот раз немного тяжелее. Устаёшь одинаково. Подобно тому, как 60 кирпичей на тележке можно перевезти за один раз, можно за четыре раза по пятнадцать, можно за пятнадцать раз по четыре, а то и за шестьдесят раз по одному. И неизвестно, в каком случае
заеб... устанешь больше.
viewtopic.php?f=31&t=160854&start=375#p1211665Поэтому сингл.
В плюсах меньшие потери в передаче, меньше сложность, а значит больше надёжность велосипеда. В походных условиях особенно приятно осознавать, что веточкой не зацепит перекидку и не завяжет в общий узел с колесом вдали от ремонтной базы. Значительно больший ресурс элементов передачи - цепи и звёзд, они перестают быть расходниками. Очень чувствительно меньшая изначальная цена. Короче, превращая велосипед в сингл, я вылечил зайца от триппера
Конечно, в этом случае нужно очень серьёзно подойти к выбору той единственной передачи. В случае с трещёточным синглом, сначала неплохо оставить все родные звёзды, и вдумчиво поездить на разных, выбирая удобную. Цепь уже можно пустить мимо перекидки, ну её - она силы отжирает. Это хорошо делать со старой цепью, чтобы не прессовать туда-сюда новую. Из-за этого здесь пока стоит какая-то подубитая цепь, новую ставить буду только после полной уверенности в правильной задней звезде. Потом можно сделать как-то так:
viewtopic.php?f=31&t=160854&start=615#p1278770 Я пока сделал передачу 48/19. В городе на голом веле на этом сочетании рамы, ободов, рисунка спиц, модели, ширины и давления шин (дада-она зависит от ВСЕГО этого при той же физической форме) мне хорошо и на ровном и на
горке под домом, но для похода хотелось бы на всяий случай поставить сзади звезду на 20, вроде видал такие.
Но я применил торпедо. Потроха - помесь Ромета и ХВЗ, корпус - старинный с вензелем "Харьков" и маслёнкой. Это освободило меня от сравнительно нежного и капризного ручного заднего тормоза с его тросиками и клещами. Это даёт мне тормоз, который не скользит по ободам в дождь, теряя свою эффективность и засерая велосипед. А ведь одно из назначений - дождевой велосипед для города. Да и в походе такая особенность нелишняя. Проигрыша в весе, можно считать, и нет. Родная туристовская стальная втулка весит чуть меньше килограмма, торпеда - чуть больше. Но к родной "прилагаются" клещи, тросик и ручка, так что один на один где-то и выходит. Разница в накате между нормальной торпедо и трещёткой исчезающе мала. Ну а при желании, можно сделать трещёточный сингл с задними клещами - родные втулки имеют огромный ресурс по сравнению с современными. Конечно, если их правилно подготовить.
Вложение:
DSCI0593.JPG [ 664.55 КБ | Просмотров: 10271 ]
Систему взял такую, как в первой половине 1970-х гг ставилась на спортивные ХВЗ - шоссер В-555 "Старт-шоссе" и турист В-542 "Спорт". "Свiдомо, але не навмисно" она вписалась в проект идеально! Её малая звезда на 48 зубов отлично сочетается по передаче со стандартной задней украиновской на 19 (в перспективе, возможно, на 20 - о чём писал выше). Мало того, она (малая на 48) на своём месте имеет идеальный чейнлайн для торпедо - 40 мм.
Мне не очень нравится, когда при осингливании спортивных ХВЗ оставляют спереди одну звезду, как я делал здесь
viewtopic.php?f=31&t=160854&start=615#p1278755 Как-то оно дохленько, ведь звёзды тонкие, и жёсткость системе придаёт только их спаривание через бонки и проставки. В моём же случае, конструкция такова, что удобную мне малую звезду без большой вообще установить невозможно. Поэтому на токарном станке я спилил зубья с большой звезды за ненадобностью и чтобы штаны не рвать. Оставшийся диск играет роль некоторой защиты, держит малую звезду на себе и в паре с малой образует жёсткую систему. Малая имеет нужное количество зубьев и идеальный чейнлайн. Педали туристовские, кажется даже от этой рамы.
Вложение:
DSCI0601.JPG [ 755.48 КБ | Просмотров: 10271 ]
Передний тормоз применён родной - хвзшные клещи. Как известно, эффективность переднего тормоза значительно выше, чем заднего при любой конструкции обоих - из-за перераспределения веса при торможении сцепление переднего колеса с дорогой выше, и оно способно передать большее тормозное усилие. Поэтому на автомобилях и мотоциклах передние механизмы всегда солиднее задних. Ну а на велосипеде грех упускать такую возможность. Поэтому без переднего тормоза на дорогах лучше не появляться, тем более, в большом городе. Иногда он и удобнее - проще пальчиками пошевелить, чем ногами, особенно когда устанешь.
Руль-баран. Обмотан примерно такой синтетической лентой, как показал коллега
Alexandr Rudiuk viewtopic.php?f=31&t=226330&start=195#p1453285 и пропитан шеллаком по этой технологии:
viewtopic.php?f=31&t=179512#p1213022 , только напрямую, без обрезков камеры. Основной хват верхний, поэтому ручку тормоза расположил в расчёте на него. Сама ручка, как на Табуретке и некоторых других форумных тачках, собрана из старинной красивой стойки с регулировкой и рычага от туриста с высоким рулём. Рычаг всё-таки приходится немного ещё разгибать. Если при необходимости торможения руки окажутся в нижнем хвате - не беда, ногами тоже можно тормозить (правда, сегодня заметил: даавно слез с классического шоссера и барана, но руки почувствовали нижний хват и пальцы искали ручки тормоза
). Нижний хват в походе хорош при длительном движении против ветра, да и в городе пригодится - я сегодня с дачи ехал километров 10 из 15 против ветра и радовался барану. Хотя в городе можно и булхорн применить, а на табуретке я нормально пользуюсь перевёрнутым пиленым бараном. По шоссейноиму хвату "за слоны" - среднему - я как-то не скучаю. В городе - совсем, а в походе.. пока не знаю
.
Вынос применён укороченый и несколько более высокий, чем на шоссере. Это даёт более прямую посадку в верхнем хвате. Правда, эффект частично съедается немного большей длиной рамы туриста по ставнению со стартоном и не моим ростом рамы, но всё-таки заметен и приятен. Расчитано это на туризм, в городе при коротких поездках можно сделать велосипед более стремительным и визуально и реально за счёт длинного выноса пониже, как на стартоне и некоторых туристах.
Сам вынос переделан из ржавого стального спортивного хвз. Там очень дебелые стенки у стержня, хоть он и трубчатый. Мы с другом чуть бошки себе не сломали, как зажать в токарный станок деталь такой формы, но получилась элементарная приспособа. Из выноса был болгаркой вырезан кусок, половинки проточены, вставлены одна в другую и спаяны латунью. Трубу заменил на чуть более длинную (жалею, что не оказалось ещё длиннее заготовки). Для большей жёсткости тормозной системы от характерного хвзшного клюва под контргайкой рулевой отказался. Сделал по типу некоторых старых ашанов с кантилеверами - просверлил вынос, вкрутил туда бонку от клюва. Недостаток - нельзя регулировать высоту выноса, не сбив регулировки тормоза. Так что, это каждый день делается? Зато тормозная система проще и жёстче. Прочность и надёжность самого выноса никаких опасений не вызывает вообще, если шо.
Вложение:
DSCI0184.JPG [ 639.28 КБ | Просмотров: 10271 ]
Вложение:
DSCI0185.JPG [ 474.71 КБ | Просмотров: 10271 ]
Вложение:
DSCI0591.JPG [ 775.16 КБ | Просмотров: 10271 ]
Седло было приобретено по случаю с разборки сто лет назад как раз для туризма. Я уже несколько лет хотел к велосипедному туризму вернуться, и только в этом году кое-как сподобился. Сидуха наконец дождалась своего часа.
На ней яйца чувствуют себя, как в руке любимой девушки Седло фантастически удобное. Производителя установить так и не удалось. Сделано правильно, по всем понятиям. В городе пружины скорее вредны или бесполезны, а для похода - самое оно. Снова-таки для снижения утомляемости. А для сити-байка лучше обычное кожаное седло ХВЗ.
Ну и самое главное и важное - колёса. Именно здесь делают ошибку новички при проектировании велосипеда. Ошибка заключается обычно в выборе двойных ободов, которые, якобы, имеют большую прочность. На самом деле прочность ободов влияет на прочность и устойчивость формы колеса только тем местом, которым они держат спицы. А общая прочность и устойчивость формы колеса зависит именно от самих спиц. Про обода сто раз говорено - вот здесь почитайте, и там ещё ссылки:
viewtopic.php?f=31&t=160854&start=645#p1281535 Спицы куплены у Саши на Куренёвке. Значит они носят марку SLE или Флагман. Визуально не отличаются от остальных дешёвых оцинкованых с базаров и из магазинов, только не лопаются, когда не попадя, и не провоцируют восьмёрки своим растяжением. Для того, чтобы не провоцировать разрушение спиц в месте изгиба, которое оказывается "на весу", под головку каждой были подложены шайбы М2 в необходимом количестве под каждую, как описано в статье
http://caravan.hobby.ru/materiel/wheelbuild-ru.htmlОбода для красоты покрашены порошком. Цвет RAL 1015, рекомендую. Идёт к любому цвету рамы. Передний взят обычный туристовский. Он алюминиевый, по нему будет хорошо работать тормоз. Поленился освобождать от краски тормозную дорожку - сама облерётся. Задний - узкая чайка из стали от очень старинного спутника. Тормозу по нему не работать, а для туризма стальные обода как-то надёжней. Он прочный и упругий. Но такой обод плохо дружит с современными головками спиц
viewtopic.php?f=31&t=207172&start=90#p1491513 , поэтому воспользовался опытом коллеги
Mixal viewtopic.php?f=31&t=207172&start=30#p1457556 На переднем ободе обошёлся без шайб под ниппелями. На таких ободах и без шайб с родными спицами мы с друзьями в своё время пол-Украины объехали - норм.
Вложение:
DSCI0597.JPG [ 229.08 КБ | Просмотров: 10271 ]
Вложение:
DSCI0598.JPG [ 296.95 КБ | Просмотров: 10271 ]
Шины.. Каждая покрышка такая (Швальбе Роуд Круйзер) сейчас дороже такого велосипеда
Но они куплены давно по распродаже в Велопланете гривен по 120. Идеально подходят для туриста и туризма
своей шириной (честные 32 мм), кевлар гуардом и диапазоном давлений - официально, от 3,5 до 5,5 атм. При съезде на грунт давление снижаем. На асфальте - набиваем максимум. НО! На таких ободах больше 5 атм дуть нельзя. Тем не менее, я со своими 85 кг после зимы на 5 атм сегодня отлично чувствовал себя на асфальте. Более толстые шины ставить на такой велосипед довольно глупо: Проходимость по всякой каке не увеличится, а сопротивление движению на асфальте как раз увеличится. Кроме того, обода посадочной шириной под покрышку ок. 19-20 мм достать легко, а на них более толстые шины ставить не стОит
viewtopic.php?f=31&t=249367&p=1448752#p1448752 . На велосипеде нельзя ничего возить на всякий случай, в т.ч. и разные запасы прочности, проходимости и т.д. Поэтому гораздо умнее приспускать шины 32 мм вплоть до минимально допустимого давления, когда это нужно.
Для эксплуатации подобного велосипеда в городе хороши шины CST Traveller 622х32. Там нифига не 32 мм на этих ободах - меньше, около 28-29 мм. И давление в них должно быть максимальным, 5 атм на этих ободах.
Вложение:
DSCI0671.JPG [ 70.74 КБ | Просмотров: 9613 ]
Что там ещё забыл? Передняя втулка у меня от стартона с высоким фланцем. Лежала с коцаным хромом - вот и использовал. У неё ширина 100 мм вместо 90 у родной, поэтому пришлось раздвигать вилку:
Вложение:
DSCI0585.JPG [ 787.19 КБ | Просмотров: 10271 ]
Ось с конусами взял дорожную, чтобы не выделываться с эксцентриком. Конуса и втулка соответствуют друг другу.
Верхнюю часть рулевой установил мою необъяснимо любимую стартоновскую, тоже из деталей в некондиции по внешнему виду. Снизу рулевая уплотнена так:
viewtopic.php?f=31&t=160854&p=1293345#p1293345