Столкнулся с однотрубками. Оказалось - не больно
Сложилось так, что в детстве я два раза пытался начинать заниматься велоспортом. По несколько месяцев
. Один раз - треком, другой - шоссе. В обоих случаях записывался в начале учебного года и самозабвенно бегал туда до зимы, когда тренировки из покатушек вырождались в упражнения в зале, футбол
, бег по снегу и (иногда) велостанок.
Вот там я впервые и покатал на трубках. Что интересно, пару дней назад вспомнил ощущения от езды на них - как-то в полусне
. Понятно, что если кто-то из нас, детей, пробивал колесо, он нёс вел на горбу в секцию, и дело на этом кончалось. Неизвестно кто (тренер или старшие опытные товарищи) трубку ремонтировали, к следующему занятию мы получали вел на ходу.
Один раз тренер на шоссе бегло показал нам, что трубки к ободу приклеены, и продемонстрировал ремонт. Не чтоб научить, а чтоб ценили - это гемор. Помню, как он разрезал, как клеил (клеить и я умел) и главное, зашил капроновой ниткой.
Вот и всё, что я знал о трубках до вчерашнего дня
Ну и прочитал в книге "Гоночные велосипеды", как их делают - поразился
viewtopic.php?f=31&t=160854&p=1621374#p1621374 . В принципе, специально не искал, но по форуму как попадалась кое-какая инфа - читал. А вот таки припёрло.
Про то, что их традиционно клеют 88 - м клеем, я уже слышал и бегло читал в разных местах. И купил недавно большой тюбик хорошего, хейнкель.
Ха-ха!
Пролёт! Оказывается, по науке (советской - у меня, в принципе, речь идёт о реставрации) их официально нужно клеить спецклеем МГО 95-349, который неизвестен гуглу, или клеем БФ-88.
БФ, мля, 88, а не клей 88!
Давай разбираться. Клеи 88 и БФ-88 совсем разные! Первый - это, грубо говоря, жидкий каучук резиновый
, типа резинового, Момента и т.п. А второй -
http://www.okleyah.ru/bitovie-klei/kley-bf.php смолы фенольные, типа как на бакелитовой фанере. Родственник БФ-2, БФ-4 и медицинского БФ-6.
То-то на пришедшем ко мне довольно свежем (хоть и 40-летнем) колесе странная субстанция была:
Заводская, что ли (стартоны в 70-е годы вообще с приклееными трубками продавались?)..
Отдиралась она такой пластичной плёнкой. На БФ откровенно похожа (теперь-то я это понимаю). Также теперь понимаю, что видал эту субстанцию и на других старых трубочных ободах. Часто на старых ободах поверх этого были ошмётки резинового клея - наподобие 88 НЕ-БФ. Просто 88. Как теперь понял - им пользовались от безнадёги.
Вобщем, т.к. обода и трубки мои родом из середины 70-х, и это реставрация, не грех обратиться к оригинальным технологиям и материалам. Смотрим. В России клей БФ-88 выпускается и продаётся, значит и у нас кто-нибудь им торгует.... Ага. На всю Украину я нашёл одну тётку, которая "недорого продаёт две банки по 2 л", и всё.
Клеями БФ-2, -4, -6 я пользоваться побоялся. Верю им, хорошие клеи при целевом применении, но в литературе написано БФ-88, а эти даже как суррогат не упоминаются. И цифра эта обозначает содержание поливинилбутираля или поливинилацеталя (←это копипаст - ипал я такое набирать на клаве - можно дьявола вызвать
). И если в этих клеях так сильно разнится содержание главного компонента, то это совсем разные клеи, лучше не рисковать.
Конечно, всё время поглядывал на свой тюбик клея 88. Тем более, тут и там попадаются как рекомендации в литературе (если нет нужного клея), так и опыт велосипедистов. Но что-то как представлю себе эти сопли, как их отдирать потом, как быть, если шина ляжет не так, а клей уже схватится коркой
Да, ещё важный момент: мне это нужно было СРОЧНО, ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Лично с утра поехать, купить, вернуться домой и тут же собрать колёса. Исходить на ферменты, ожидая получения заказа из интернета, я был категорически не согласен.
Несколько наплевав на аутентичность, бегло посмотрел на сайты киевских веломагазинов (с тем, чтобы лично подскочить). Тоже нифига не нашёл - может, плохо искал. Хотя уже был согласен на современный клей или ленту.
Нарвался на прелюбопытный опыт - клей ПВА! Не могу не дать ссылку:
https://vk.com/wall-9682048_5548 Хз, тема требует осмысления. С разгону, не имея НИКАКОГО опыта в трубках, поостерёгся пробовать.
И тут, папапам! Прямо у нас на ХТ, в этой теме
viewtopic.php?f=77&t=55553#p640376 проскочил совет использовать
двухсторонний скотч на тканевой основе!
Вычитал, что запасную трубку в дороге устанавливали, но не приклеивали. Это давало возможность аккуратно доехать до дома. Теоретически представил, что в случае замены однотрубки в дороге, на остатках клея от скотча она будет держаться надёжнее, чем совсем без клея.
Ну, такое, думаю, с утра лёгко найду и куплю. Погуглил, на всякий случай - не дефицит в Киеве. В Эпицентре есть, да на всякий случай спецфирму по самым разным скотчам нашёл
http://liderpak.com.ua/article-8.html .
На всякий случай, ознакомился в Тырнете с несколькими образцами ленты для приклейки трубок разных фирм, в т.ч. именитых. Сделал вывод, что это (за редким исключением) такая же лоховская изолента, как обмотки на руль по 400 грн. Аргументирую:
Она разная для алю и карбон ободов. А бывает и одинаковая. Причём "разная" дорогая, а "одинаковая" не очень. Лепет про адгезию смешон - скотч такая штука, что ко всему, что не жирное, лепится одинаково.
Тогда почему? Алюминий при торможении греется намного сильнее, чем карбон, значит под алю обода лента должна быть более термостойкая - более крутая, более дорогая. Это не так, даже наоборот.
Самый вкусный момент: НИ ОДИН из именитых производителей в спецификации ЛЕНТ ДЛЯ ШИН ГОНОЧНЫХ ВЕЛОСИПЕДОВ не указывает усилие клеящего слоя на отрыв. Нигде не указана допустимая температура. Всё, что пишут именитые и не очень производители про ту ленту - это размеры и (иногда) материал обода.
ПОЧТИ ВСЕ зачуханые фирмочки, торгующие по киевским задворкам ТОВАРАМИ ДЛЯ УПАКОВКИ, как и ширпотребные супермаркеты, не только УКАЗЫВАЮТ ДИАПАЗОН ТЕМПЕРАТУР И УСИЛИЕ НА ОТРЫВ, но и предлагают ленту с ДВУМЯ РАЗНЫМИ УСИЛИЯМИ!
Вывод? Как про обмотки за 400 грн. Это упаковочно-монтажный скотч, красиво нарезаный и упакованый. Во всяком случае, при любительском применении. Критической разницы в эксплуатационных качествах разных скотчей нет. В потребительских есть - из хозмага нужно нарезать самому, а из веломагазина скотч уже заботливо обрезан в нужную ширину.
Кроме того, изучение по Тырнету и сопоставление потребных свойств клеевого шва намекнуло, что не очень-то зверски те шины должны быть приклеены.
Короче, чуть ли не в ближайших хозтоварах приобрёл рулон ленты
на тканевой основе 50мм х 5 м. За 30 грн. Это ровно на два велосипеда, т.е. 15 грн/велосипед, что почти в 10 (десять) раз дешевле особо специальной дешёвой ленты. Цены невеликие (если заказывать трубки, обычно удобно сразу заказать к ним ленту или клей, а не выделываться, как я), но каково соотношение?!
Вложение:
DSCI0885.JPG [ 109.73 КБ | Просмотров: 3588 ]
Пакет разорвал до съёмки - хотелось пощупать. Материал очень липкий и пластичный. Для монтажа на колесо захотел распилить рулон пополам. Это сделать непросто - нож вязнет и липнет в клею. Тем не менее, у меня получилось сделать разрез неполный, но на достаточную глубину:
Вложение:
DSCI0896.JPG [ 188.84 КБ | Просмотров: 3588 ]
Приклеил скотч на колесо, ведя ровный его край по кромке обода. Начал от отверстия для ниппеля.
Вложение:
DSCI0897.JPG [ 162.71 КБ | Просмотров: 3588 ]
Воздушные пузыри нестрашны. Они потом уходят - частично при проглаживании, полностью уже при склейке - скотч несколько пористый, воздух больше держит изолирующая бумага. Наклеил, прогладил плотно.
Вложение:
DSCI0898.JPG [ 86.03 КБ | Просмотров: 3588 ]
После этого нужно обрезать неровную широкую кромку, оставшуюся от грубой разрезки рулона.
Вложение:
DSCI0903.JPG [ 174.68 КБ | Просмотров: 3588 ]
Около ниппеля с двух сторон удаляем изолирующую бумагу
Вложение:
DSCI0900.JPG [ 110.33 КБ | Просмотров: 3588 ]
Надеваем слегка накачаную "до формы" шину на место поверх бумаги, но около ниппеля она уже приклеивается - сначала неплотно. Мои шины уже были надеты на колесо, но слышал, что совсем новые нужно как-то растягивать - пока ничего об этом не знаю.
Потом между шиной и ободом вводим что-нибудь (я использовал гаечный ключ), отводим им шину от обода и в этом месте вытаскиваем часть изолирующей бумаги. Делать это нужно небольшими отрезками. При этом несколько раз нужно менять "концы" бумаги, занимаясь ими попеременно, чтобы закончить работу в районе стыка обода, подойдя к нему с двух сторон.
Вложение:
DSCI0901.JPG [ 189.27 КБ | Просмотров: 3588 ]
Иногда бумага обрывается - это не страшно.
Вложение:
DSCI0902.JPG [ 255.12 КБ | Просмотров: 3588 ]
Получается сильнее оттянуть шину и подцепть ножом край бумаги.
После того, как шина улеглась на обод полностью, ещё есть возможность пройтись по кругу и подкорректировать её положение.
Потом накачал шины полностью, вкинул в раму и погнал тестить - даже фоток готовых колёс не сделал
Ну уже потом, с велосипедом
Да, как принималось решение о пригодности древних однотрубок: Я натянул их на обода и аккуратно накачал до 9, 5 атм. Они выдержали, и было решено их оставить. Рекомендуемое в советской литературе давление в них для шоссейных велосипедов - 6...8 атм. Т.к. по отзывам, они держат давление недолго, решил качать до 8 - по идее, за день они не спустят ниже 6. А установлены будут на "музейном" велосипеде.
Возможно, для гражданского и авторского велосипеда возня со старинными однотрубками имеет смысл только для попробовать, а ориентироваться нужно на современные, новые однотрубки.
Вот, одна из них (с ГОСТом 79 г) уже долго не прожила
, зато немного дала проверить этот вариант приклейки
viewtopic.php?f=31&t=160854&p=1621362#p1621362