Здравствуйте, дорогие коллеги "крокодиловоды"!
Очень много лет читаю форум ХТ, никогда не думал что создам собственную тему. Очень приятно было читать темы умных и творческих людей с руками из плеч (у некоторых, даже из шеи) и как Вы восстанавливаете старые велосипеды, вдыхая в них новую жизнь.
Когда-то, в 2001 году, за 500 рублей (едва ли 20 баксов, вместе с мешком запчастей) мною был куплен В-37 Спутник 1966 г. в ужасно плачевном состоянии - он был весь разобран до винтика, что-то пришлось улучшать (задний мостик под тормоз был скручен в зюзю), что-то менять на аналоги (в течение всей его яркой и насыщенной жизни я постоянно его чинил по принципу жигулей "не сделаешь, не поедешь", что-то менялось на ХВЗ, а вот обода и шины уже нет), но когда 2 месяца спустя он полетел, моей радости не было предела... Он подарил мне самые лучшие годы, он спасал меня и приносил удачу даже в казалось бы безвыходных ситуациях, несмотря на капризность, очень живучая и надежная машина. Потом я получил водительское удостоверение и стал ездить на авто. Сейчас рама лежит у меня "на пенсии", он не катается по причине травм, не совместимых с активной жизнью.
Затем я купил другой велосипед, но с ним не было такой радости (Author C-2005), даже с перебранными колесами и новым седлом, ну а потом я забросил велопрогулки.
И вот недавно я купил велокроссовый велосипед, современный, красивый, быстрый (Kona Jake) - он всем хорош, но опять таки, то ли раньше деревья были зеленее, то ли я банально весил меньше, но нет покоя в моей душе.
И вот я сказал себе: "пора провести эксперимент!" А учитывая как я люблю ретро железки, винтаж в любом его виде ("теплая ламповая" сталь мало кого оставит равнодушным). То было решено купить ХВЗ преклонных лет, не моложе конца 70-х, непременно в хорошем сохране, чтобы втулки каретки были живые, а клинья не пришлось искать по всем блошиным рынкам (самые больные места моего В-37). И непременно длинная база - чем длиннее, тем лучше.
Сначала у меня появился В-542 Спорт 1971 года - пыльный, закисший, с полностью сухими втулками, но с очень нарядной рамой и почти новым кожаным седлом. Его рама коротка - 1060мм, передач 8 (передняя система, кстати, прилично восьмерит, имел дело с трехлапкой до этого и тоже остались негативные впечатления - гнется ногами на раз), тормоза с центральным приводом троса (не люблю кантики, клещи или дисковая механика мой выбор). Я вообще не думал его брать, но когда я увидел объявление о продаже "старого велосипеда ХВЗ" в котором не было даже фотографий, то какое-то чутье меня повело прямо после работы на окраину города "ну так, посмотреть ради интереса", и увидев его, уехать без я уже не смог, он просто просился в мои руки - я взял его с рук у очень приятного мужчины, который не разбирается в этих велосипедах, поэтому вел был заброшен и предан забвению. Вел был ему продан каким-то пожилым велолюбителем. На велосипеде катались мало, после чего он простоял в холле перед квартирой много лет. Слои пыли на фотографии скажут об этом лучше меня, а сухие подшипники повздыхают о Литоле. Не взять "Малыша" (такое прозвище я ему дал из-за непривычно узкого барана, особенно после моего Циклокросса) я не смог, хотя пока довез общественным транспортом, семь потов сошло.
Спустя несколько дней, благодаря наводке одного уважаемого человека (Привет Владу!) я увидел именно то, что искал - В-33 Турист 1961 года в хорошем состоянии, на высланных продавцом фотографиях были видны недостатки, но надо было смотреть живьем. И вот через 2 недели я сижу за рулем машины и она несет меня в другой город - северную столицу России. На базаре "Юнона" такое ощущение, что продают всё! Старинные инструменты, радиоприемники, ржавые и новые велосипеды, валенки, какие-то железки, тьфу, все в общем! Там я нашел продавца, который ждал моего приезда и встретился с "Ворчуном", моим пожилым старичком - седло сгнило, верхняя кожа полопалась и набивка отслоилась, одной натяжной пружины не хватает, на раме и вилке сколы краски, на нижнем пере следы подкраски (запах ограды выдает), на переднем ободе смятость (похоже от наезда на люк или какой-либо стык), провода от динамы до фары нет, не хватает боковой лямки от сумки. Но, в одном продавец не обманул - велосипед действительно полностью комплектен, каретка живая, педали живые, состояние многих подшипников трудно угадать, поскольку я пока еще не начинал собирать, надеюсь на лучшее. Переключатель почти работает, тормоза хоть и заедают, тоже. По легенде, велосипед пробыл долгое время на чердаке Питерского дома, оттуда, с рук семьи, он попал в руки коллекционера, который уже его продал мне. Несмотря на такой уставший вид, как у ворчливого старикана, вел производит крепкое впечатление, в нем есть такая сильная харизма, что очень хочется на нем прохватить. Пока я его вел к парковке, прохожие оглядывались, а какой-то дедуля ажно шею свернул вслед... Как уже понятно, через какое-то время, я ехал домой с пополнением "семейства".
Очень интересно было сравнить рамы раннего Туриста с В-37 и В-542, как Вы знаете, колесная база у Туриста больше - 1090мм, обеспечивает преимущество в комфорте, есть различия по оборудованию, есть мнение что качественнее сталь. Из неожиданного (хотя мне говорили об этом) - полноценные перемычки на раннем Туристе под нижний мостик и верхний мостик, это огромный плюс.
Какие задачи я ставлю перед собой? Прежде всего - перебрать велосипеды с полным восстановлением работоспособности. Чтобы была возможность выехать в хороший теплый денек. Все детали и все оборудование будет сохраняться в первозданном виде. Хранение будет квартирное - моя религия не позволяет ставить велы на балконе или в сарае, даже пенсионного возраста. Возможно единственное, что придется заменить, это шины/камеры (постараюсь найти спокойный классический дорожный рисунок в духе того времени, если родные будут прикидываться пьяным удавом), кожаные седло/обмотку (на В-33 пойдет Брукс с пружинками), тросы под переклюки и тормоза. И конечно же, потом поездить, сравнить все имеющиеся велосипеды между собой, понять что же мне больше импонирует, какая посадка, какая геометрия рамы. И быть может, когда-нибудь, собрать свою.
Да данном этапе концепция дизайна остается неясной, потому что, в отличие от западных аналогов, машины СССР всегда отличались минимализмом - узлы без особых изысков, кожа в седле и очень редко где-либо еще, простые утилитарные механизмы без финтифлюшек, не так много блестючести и хрома. Поэтому надо будет постараться сделать красиво, аккуратно, но без излишней вычурности. Хотя когда смотришь на французские или итальянские рамы того времени, то грустно вздыхаешь. Но это ничего - у них своя история, а у нас своя, которая тоже достойна уважения.
Теперь прикладываю фотографии в том виде, в котором машины находятся сейчас, до переборки. Если что, спрашивайте.