Эх, вот и пришло время отчитаться о завершении долгоиграющего проекта. Проект длился с начала прошлой весны и должен был быть завершён к велодню, но из-за обстоятельств был заброшен на пару месяцев и вел неспешно докручивался аж до конца ноября. Формально последняя деталь ещё не установлена, но грипсы вот-вот доедут, так что отчитываюсь.
Восстановление старого голландца Идея. Основной идеей было создание красивого дорожного прогулочного байка, на котором можно было также передвигаться и каждый день. То, что это переросло в недореставрацию я считаю волей случая.
Исходя из основной идеи, донор выбирался исключительно по внешнему виду рамы, которая должна была быть красивой, низкой, классической, целой; наличие навески в хорошем состоянии только приветствовалось. В результате такого отбора не глядя был куплен классический голландец, сильно переделывать который рука не поднялась и изначально планируемая постройка переросла в восстановление.
Ревизия донора.Раз уж мне досталось такое счастье, грех было не покопаться и разузнать что оно такое. Ориентровочно мы его датировали послевоенными годами но не позже конца 50х. В пользу старости конструкции выступали каретка древнего типа и рычажный тормоз, который был вытеснен обычными крабами где-то в начале 60-х, но пластиковые ручки руля и втулки указывали на послевоенные годы. Правда колёса и грипсы могли меняться, хотя не похоже.
Поиск по марке ничего не дал. Я даже списался с голландским форумом любителей старых велов, но единственное что мне могли сообщить это то, что рама такого типа с такой кареткой не голландского производства, а немецкого, и данный велосипед, либо был сделан мелкой конторой из импортных комплектующих, либо просто продавался под отдельной торговой маркой. Но надписи Made in Holland говорят о том, что сборка таки голландская, ведь отношение к подобной маркировке всегда было более чем серьёзное.
Рама. Дамского типа с гнутыми трубами, паяная на втулках (lugged frame), мостики между нижней и верхней трубами вварены. Размер 56, рулевой стакан дюймовый, подседел 25 мм, задние верхрие перья на болтах, задние дропауты горизонтальные с натяжителями, кареточный узел 70 х 40 диам без резьбы. Шильдика не было. Вилка с чеканной хромированной крышкой на короне. Состояние рамы было отличным, за исключением потёртых родных наклеек и местами пострелянной краски. На раме было много родных плюшек: крылья с оригинальным профилем, на переднем молдинг, оба были битые; багажник с убитой прижимной пружиной, рамка для защиты цепи, защита платья в виде рамки с натянутой на неё ткани и чехол на цепь, который натягивался на рамку, сделан из такой же ткани.
Руль хромированый, единый с выносом. Рулевая обычная дюймовая с дюймовой резьбой. Вилка была ломаная, одна нога шаталась у короны. Вынос снялся только после откисания в ВД-шке. Сама рулевая в хорошем состоянии. Подседел тоже обычный, крепление седла на замке. Седло кожаное с двухярусными пружинами, каркас был хорошо ржавый и на самом седле не хватало заклёпок.
Колёса стандартного дорожного размера 622, обода железные типа Weswood, без видимых вмятин, но на одном небольшое биение в пределах 1 мм, спицы и резина ушли в утиль, поэтому не помню. Втулки: спереди без опознавательных надписей с гнутой осью, прикипервшим пыльником и ржавым корпусом (ушла в утиль), сзади Sachs Torpedo 2,8, односкоростная с ножным тормозом, звезда на 19 под широкую цепь, барабан рифлёный, что характерно для втулок с 50х годов.
Передний тормоз рычажный поршневого типа с приводом на покрышку, состоит из рукоятки, которая отжимается пружиной в месте крепления, и телескопического поршня, на конце которого установлена колодка. Сверху поршень цельный, нижняя часть у колодки трубчастая, соединение между частями при помощи зажима с винтом. Направляющая для поршня крепится на вилке в стандартном месте через отверстия в короне вилки. Состояние было плохое, рычаги ржавые, винты закисли (высвеливались), колодка стёрта под ноль.
Каретка приподнесла сюрприз. Я ожидал встретить английскую, в крайнем случае французскую, но это оказалась типа Thompson, производства Thun, с впрессованными чашками. Правый шатун, звезда, правый металический пыльник и ось каретки являются единой деталью, левый шатун на клине. На оси правый конус неподвижный, выточенный на оси, левый на резьбе, регулируемый. Поверх накручивается левый пыльник и контргайка. И правый шатун расположен не вплотную к звезде, а имеется шейка специально под чехол на цепь. Звезда под узкую цепь. Состояние внутренностей отличное, но шатуны были с облезлым хромом и ржавым налётом.
Защита платья нормальная, только рамка была гнутая, а чехол на цепь был местами порванный.
Динамка и фара родные Union, задняя фара была китайская и к тому же битая. Динамо и головная фара рабочие. Проводка полный колхоз.
Педали были разными и никакими. Списал.
Цепь стояла широкая, 1/8 дюйма, несмотря на то, что передняя звезда под узкую. Сильно растянута. Цепь, так как она всё равно в чехле и пыль ей особо не страшно, и все подшипники были обильно смазаны густой вязкой смазкой, которая, очевидно, не менялась с момента выпуска байка, и со временем превратилась в липкую грязную сильно пачкающую массу.
Вроде как ничего не забыл. фото с разборки тут. Единственное, каюсь, не сфотографировал велосипед в исходном состоянии полностью, так сильно спешил приступить к разборке.
https://plus.google.com/photos/11720267 ... 5119553121Проделанная работа.В первую очередь всё было разобрано, критические узлы перед разборкой фотографировались. Потом детальки по очереди извлекались, разбирались до винтика, чистились щёткой, тремя наждачками и полировались пастой. Во всех подшипниках заменены шары, кроме одного в планетарке.
Из принципиальных вещей заменено следующее. Во-первых, цвет. Родной чёрный был чересчур утилитарным, а наклейки были не в том состоянии, чтобы о них переживать. Да и исходя из основной идеи мероприятия, хотелось сделать праздничную машину. Крылья рихтовал молоточком на вырезанном из доски шаблоне. Далее рама, крылья, багажник и обода были ошкурены, и отданы на покраску. Велосипед стал бежевым, на крыльях посередине кремовые полосы. К сожалению, багажник лишился задней перемычки, она была приклёпана а убитую пружину невозможно было снять не срезав перемычку. Но багажник сам по себе длинный и это оказалось не так страшно. Красили правильной краской, не порошковой. Кому надо дам координаты. Дорого, но результатом доволен.
Во вторых, были заменены втулки. Если бы у передней отсутствовал хотя бы один из указанных недочётов, то я бы с ней повозился, но уж очень она была побитой. Вместо неё я поставил ХВЗ с высоким фланцем с осью от старой спортовской втулки с гайками барашками. Конуса подшлифовал, шарики поставил дюймовые, которые на одну десятку меньше чем родные 5 мм, но состояние поверхностей и отсутствие явной дорожки на конусах позволило это сделать. Крутится отлично. Внешне смотрится лучше чем родная за счёт фланца и гаек, надпись ХВЗ заметна только самым наблюдательным и меня она не смущает.
Заднюю втулку можно было бы и оставить, но целью было сделать велосипед, на котором было бы приятно кататься, а с тремя передачами кататься без сомнения приятнее, чем с одной. Поэтому
поставил классическую трёхскоростную Sachs Torpedo Dreigang 515, судя по виду барабана, шрифтам надписей и переключателю производства конца 60х - начала 70х. На неё был поставлен ремкомплект в виде цепочки и якоря троса (пластиковый с надписью Sram, но выбирать было не из чего). Сама втулка была выпотрошена, смазана и собрана заново, шарики на оси заменены, но на барабане оставлены родные, там их всего 6, они в большом сепараторе и большой нагрузки не несут. Корпус тоже слегка полирован. Трос переключения провёл поверху через комплектный ролик. Переключатель поставил на выносе, чтобы переключатель не сильно отвлекал своим видом от красивого тормозного рычага.
И третяя принципиальная вещь это задняя фара. Её я сильно не подбирал, просто купил немецкую современную, которая подошла по внешнему виду.
Остальные проделанные вещи это по сути замена расходников и приведение в нормальное состояние того, что есть.
Седло разбиралось, железо чистилось, недостаюшие заклёпки заменены на болты с круглыми головками под внутренний шестигранник.
Собрал колёса. Спицы Sapim Leader, спицевал сам. Вылезла забавная проблема - отверстия
под нипеля на одном ободе были разного диаметра и на одном из них нипеля поваливались.
Шайб под них я не отыскал, поэтому выгнул сам. Флипера полиуретановые, камеры новые с автомобильными клапанами, резина Michelin World tour с белыми бортами. Учитывая то, как непросто ставятся колёса на этом веле, в камеры решил залить антипрокольный латекс, чтобы лишний раз не снимать колёса.
На заднюю втулку поставил звезду на 20Т под узкую цепь. Цепь Sunrace, 116 звеньев, тоже узкая. Грипсы заказал кожаные. Сперва поставил бежевые в цвет рамы, но они не гармонировали с чёрным седлом и чёрными колёсами, пришлось заказывать ещё и чёрные.
Проводку под задний фонарь перепроложил через родные отверстия так как она должна и быть: внутри нижней трубы, через каретку, в нижнем левом пере, внутри левой стойки крыла к фонарю. Соединение на скрутках, сверху термоусадочная изоляционная трубка. Провод медный, коричневый.
Педали купил Union, которые вполне могли стоять на подобном велосипеде.
И, на конец, отмыл и починил защиту платья и цепи. Чехол на цепь просто заклеил, латки делал из старой камеры. Вместо ржавой проволоки стянул шнурком.
Поставил подножку, которой изначально не было.
Единственное, на что я не решился, это восстановление хрома. Да, внешний вид был бы при этом совсем другой, но бюджет увеличился бы на неприемлимую сумму. Я удовлетворился очисткой до метала и полировкой того что есть. Местами остались точки, где ржавчина въелась, но нет худа без добра - это создало налёт старины на тормозном рычаге, шатунах и каркасе седла.
Вел ещё ни разу не был на улице. К золотой осени не успел, поэтому жду весны для фотосессии. Зато пока что это чудо живёт у меня в комнате.
Вес готового железного олдскула 19,5 кг. Из них одно только седло почти 2 весит.
Немного фото готового продукта, фото узлов чуть позже отдельной ссылкой.