Отчет постараюсь сделать и разместить на форуме, нужно будет еще немного обработать фотографии. А пока выкладываю основной вариант. Потом подправлю по мелочам, добавлю фото и будет полноценный отчет. Хорошо, что сегодня выходной, было время сесть и набрать.
Поход получился действительно “тренировочный”. Не поход, а проверка на прочность. И вместо Тростянц–Полтава, получилось Тростянец – Охтырка - Тростянец. Явно зря в поезде пошутил: “До Полтавы может и не доедем, но погуляем знатно”, а потом еще “без приключений не катаемся”. После того как “шутки” стали сбываться, старался больше не говорить ни одной чреватой последствиями фразы. Именно поэтому после частичного разрешения ситуации с поцарапанной Сергеем Мельниковым Лады, я занял место в хвосте группы не упоминая, что у меня есть практически полный рем.набор и аптечка с основными средствами первой помощи и не только, и поэтому мне и быть замыкающим. Так как опасался, что если об этом упомяну, то вдруг еще придется воспользоваться “багажом”, а этого уже очень не хотелось.
Из-за ДТП Сереги Мельникова потеряли все-таки не три, а два часа, примерно с 12.30 до 14.30. Кстати, было забавно наблюдать во дворе отделения милиции коробочки мака, который уже отцвел. Развеселил и участковый, который увидев Серегу и обширного хозяина Лады, выдал: “И вот это – Пострадавший???”.
Потом бодро покатили в сторону Охтырки по трассе. Был несколько удивлен, что проскочили поворот к “Круглому двору” и не остановились около красивого собора и церкви Тросянца. Сильно по этому поводу не переживал, так собором можно было любоваться и по ходу движения, и еще я знал, что “Круглый двор” внутри посмотреть нельзя – закрыт, реставрировать денег хватило только на внешний вид. Серега взял высокий темп, так как в планах было в первый день проехать максимум расстояния, а остановки для ознакомления с достопримечательностями оставить на второй день. Но потом, доехав до Ворсклы, не остановились для купания, чего я ждал после ОЧЕНЬ душного “черного дизеля”, ожидания около отделения милиции и поездки через водораздел к Ворскле. Так как я ехал последним, то подумал, что раз уезжаем, значит здесь нет удобного подхода к воде, вот и едем дальше, вниз по течению. Когда решали с Сергеем как будем ехать, у меня сложилось мнение, что он знает Сумскую область, и будет вести группу так, что бы устраивать регулярные купания-реанимации. Однако такого не произошло. От моста мы вернулись на пару сотен метров назад и покатили по разбитой, но вполне нормальной еще дороге через поселки Сосенка – Подол – Пески – Старая Ивановка. Я все ждал, что сейчас свернем к реке, но Серега бодро катил, чаще всего находясь за пределами видимости. Уже в Старой Ивановке, стало понятно, что купания в ближайшее время не планируется, так как с северо-запада приближались плотные грозовые тучи, а про грунтовку в сторону Доброславовки местные отзывались так: “Была, но давно уже заросла, Вы там не проберетесь”. Попытка сократить немного по грунтовке, что бы не объезжать по асфальту весь поселок, показала, что на грунт сходить действительно чревато последствиями – всего 500м тропки через траву обеспечили несколько минут общения с комарами, которые на малой скорости грызли нас немилосердно. После, не доезжая до Будного, нас накрыл ливень. Перед этим, я немного отстал, когда натягивал дождевик, и был удивлен картиной прячущихся под пленкой ребят, хотя в 100 метрах дальше было отличное место под ветвями дуба. Под него они перебрались во время одного из перерывов в ливне. После ливня вариант проехать по грунту через Борзовщину отпал сам собой. Покатили через Будное и Новопостроенное. Не доезжая до трассы Охтырка-Суммы Сергей Мельников пробил заднее колесо. Серега быстро сделал замену, в это время мы рассматривали приближающуюся тучу, которая гарантированно накрывала нас второй порцией небесной влаги. Только выехали на трассу, как нас начало поливать, пришлось устраивать очередное стояние под пленкой. Изучение карты абсолютно не радовало, так как было ясно, что мы проехали малую часть маршрута и до Полтавы еще очень далеко, хотя и было уже намотано почти 40 км. Как только погода позволила нам передвигаться, мы двинулись в сторону Охтырки, собираясь свернуть через Грунь на Куземин. Вариант поехать через Чернетчину и Журавлиное и дальше по грунту, не вызывал оптимизма даже у Сереги – любителя трудностей в пути. Но, не проехав и пары километров от места вынужденной остановки, Сергей Мельников пробил и второе колесо. Приближающийся явно обложной ливень, отсутствие запасок на 28 колеса, неясность в погоде на следующий день, а также слабая подготовка его напарника привело к решению Сергея и Юры сойти с дистанции, и уезжать обратно в Харьков через Охтырку, или точнее, Кириковку. Они остались ремонтировать колесо, а я поехал догонять остальных и сообщать эту неприятную новость под начинающимся обложным дождем. Стоя под пленкой и наблюдая обложные тучи, в сердцах поминали метеорологов обещавших – местами возможны ливни. А тут ливни идут везде, всерьез и надолго. Понимая, что стояние уже ничего не меняет, все мокрые и так, решаем ехать дальше. До темноты было еще два часа, так что была надежда добраться до Куземина. По крайней мере у меня, так как дождевик помогал оставаться мне относительно сухим, пусть и за исключением ног. Хотя для меня мокрые ноги – вероятность воспаления больных коленей, но с неопреновыми наколенниками я был уверен, что еще пару часов проеду. Однако, проехав несколько километров до первого поселка (Ясеновое) группа, практически единодушно, решила, что пора становится на ночевку. При этом мой вариант снять комнату или что в таком духе, что бы нормально обсушиться, не поддержали. Остановились на автобусной остановке. Пока Серега с Колей поехали в магазин за продуктами, я пошел попытаться найти согласных нас приютить, так как вариант ночевать в лесопосадке мне не нравился совсем. Найти согласных взять постояльцев не получилось – одинокие старушки на это не соглашались. Но я дошел почти до магазина, когда встретил наших добытчиков. К этому времени ливень шел уже второй час, к тому же еще и припустил в полную силу. Так что вид был впечатляющий – на пустынной сельской улице, которая представляла из себя практически сплошной поток воды, брели не обращавшие на дождь, так как были мокрые насквозь, два велосипедиста с сумками продуктов. Решили не таскать продукты туда и обратно, поэтому Сергей поехал к остановке, а мы с Колей остались на месте. Тут как раз я Сергея не понял, так как подумал, что он поехал забрать основную часть группы, вернется, а я уже потом пойду забирать свой вел. Поэтому потеряли много времени пока ждали, они меня на остановке, а я в поселке, не отходя далеко от Коли, “гуляя” по окрестным дворам. В общем, потом выбрались в лесок по соседству с поселком и начали разбивать там лагерь. Воду можно было набрать и в колодце, но Сергей купил достаточно для ужина воды в баклажках, потому идти к колодцу желания не появилось. Благодаря сосновым иголкам получилось разжечь костер и приготовить кашу. Комары при этом грызли нас не обращая особо внимания на дым и средство от этих паразитов. Дождь прекратился ближе к 9-и вечера, но потом всю ночь продолжалась капель с деревьев. После ужина, кофе с коньяком и пива мы завалились спать, при этом комары продолжали пытаться прорваться к нам внутрь палатки, раздражая гудением.
Утром, позавтракав, начал размышлять, стоит ли пытаться доехать в Полтаву или лучше неспешно вернуться обратно. Я понимал, что проехать до Полтавы придется больше 100км, частично по грунтам после ливней, на посещения валов и Опошни времени не будет, а по прогнозу, погода на воскресенья должна была быть хуже, чем в субботу. Так как в субботу обещали днем местами ливни, а так же ночью. А в воскресенье – с середины дня – ливни. Как потом оказалось, вот тут они (метеорологи) ошиблись – все было наоборот. Так как дождь в воскресенья окрестностях Охтырки и Тростянца я так потом и не увидел, хотя с обеда тучи ходили хмурые. А вот в субботу поливало как раз с обеда и до ночи. Когда Лена проявила желание тоже возвращаться назад, мои колебания были прекращены. И мы, собравшись, разъехались в разные стороны. При этом Серега оставил мне свой спальник и пленку от дождя (у Коли был еще один кусок), что должно было повысить, хоть на чуть-чуть, их подвижность на пути в Полтаву.
С Леной мы бодро докатились до Ворсклы. В полях видно много цветущих трав, а также красных маков. Недалеко от моста на холме увидели красивый монастырь. Свернули в его сторону, что бы покупаться и заехать к нему – все-таки сегодня была Троица. Купался я как раз на территории базы отдыха Нефтяник (тел. 6-72-92 Григорьевич), Лена ж ополоснутся не захотела. Тут в домиках можно остановиться за 50грн/чел, и реально серьезно сбить цену, если, как выразился смотритель-Григорьевич, “приехать не на крутом джипе”. Так же рядом можно стать и лагерем, он сказал, что есть удобное место на 2 палатки. А вообще, мол тут территория заповедника, вода-воздух самые чистые, вода – самая глубокая и т.д. и т.п.. Монастырь на горе оказался как раз Свято-Троицким, вблизи он не так интересен как издали, восстанавливается только. Но учитывая дату – как раз нам в тему.
После около 11 въехали в Охтырку и поехали на автостанцию. Пассажирский ж/д вокзал, оказывается расположен на востоке Охтырки, практически на околице, указанный на карте вокзал в центре – товарный. С помощью указаний местных добрались до автовокзала. Автобусы на Харьков уходят чуть ли не через каждые пол часа. Проходящие:7.00, 7.30, 8.00, 8.30, 8.40, 9.20, 10.00, 10.35, 12.00. 13.00, 14.30, 15.40, 16.30, 17.10, 17.50, 18.35, 19.25, 19.30, 21.45. Лебедин-Харьков – 12.20, 16.10. Охтырка-Харьков: 5.35, 11.00, 13.15, 15.55. В общем, уехать можно, стоить это будет около 20грн. Так как особо в Харьков мы уже не спешили, решили вернуться все-таки поездом. Потом, остановились у ближайшего продуктового магазина, так как Лена сильно проголодалась, ждать до ж/д вокзала уже не хотела. Я ж решил покушать уже около Ворсклы на пляже. На ж/д вокзал приехали перед 12. Пока переписывал расписание электричек и узнавал время отправления “черного дизеля” и “Энея” из Тростянца(16.04 и ~15.40) и Кириковки (16.34, 16.09), подошел “автобус на рельсах”. Они ходят по расписанию: из Охтырки – 6.45, 10.20, 12.20, 15.40, 21.35, из Кириковки: 6.35, 9.55, 12.05, 14.45, 21.15. Хотя как раз при нас “автобус” пришел в начале первого и уехал как раз около 12.15, так что резерв времени нужно иметь.
В общем, времени было еще достаточно, поэтому покатили в Тростянец. Единственное, ветер для нас был встречным, но хоть ребятам он помогал быстрее доехать до Полтавы, а у нас времени еще хватало, зато было не так жарко ехать. Около моста через Ворсклу у Климентьево, устроил второе купание, здесь устроено много мест для отдыха и удобные подходы к воде, жаль, что в первый день мы отсюда быстро уехали. Тут “прозагорали ” с часа почти до двух. После минут за 40 доехали до Тростянца, где заехали к “Круглому двору”. Около него увидели стенд с обозначенными интересными местами Тростянца. Так как было еще почти 1,5 часа до поезда, решили заехать к дендропарку “Нескучное” с гротами и 400-летними дубами. Оказалось, что “главного входа” нет, подниматься нужно хорошо в гору на окраину поселка. Лесоисследовательская станция была больше похожа на дачный поселок, хотя на въезде есть красивые ворота и аллея, но дальше – дачи-дачами. По советам местных спустились к озеру в долине, где нас поджидали полчища комаров. Кстати, это был оказывается 3-й пруд, счет идет от центра, при этом есть и 0-вой, в котором не купаются – болото-болотом. У малышей, что тут купались, выяснили примерное направление на грот и к дубу. До поезда к этому моменту было чуть больше 30 минут. Грот и многовековой дуб меня привлекали значительно меньше, чем пугали полчища комаров и крутой подъем по грязной тропинке от озера. Так что я оставил фотоаппарат Лене, договорившись, что встретимся около ворот “исследовательского центра”. Она до гротов как раз добралась. А сам поскребся с груженным велом (дополнительно к палатке на нас с Серегой, был же его спальник и пленка, которые как раз здесь были точно лишними). Так как я уже отъехал в поисках грота от той тропы, которой спускался, то поднимался по незнакомой, на которой на середине подъема оказалось некстати упавшее дерево. При этом на тропе лежала верхняя часть с кучей веток. Перелазить через них, с груженным велом, в окружении комаров было редким мазохическим удовольствием. Вот уже где с меня пот лился ручьям. Поэтому, поднявшись обратно к “дачам” первым делом подъехал к кранику с водой, где умылся. Снимая с себя футболку, я благополучно оставил около крана свои очки. После, встретившись с Леной, меньше чем за 15 минут до поезда стартовали к вокзалу. При этом Лена рванула со старта первая, поэтому, когда я собрался одеть очки и обнаружил их отсутствие, крика моего она не услышала. Пришлось спуститься до самого низа, где уже смог сказать ей, что возвращаюсь за очками, а она пусть постарается успеть на поезд. Очки спокойно дождались меня, но вот на поезд я уже совсем не успевал. Но хоть Лена благополучно укатила в Харьков. После, не спеша приехал на вокзал, взял билет на Луганский поезд (отправление 18.11, цена 16.30 грн), проехался еще раз по Тростянцу, попил на аллее влюбленных Охтырского темного пива. Выяснил, что Охтырский пивзавод, расположен на дороге, что идет из центра к ж/д вокзалу, и рядом с ним продают свежее пиво, так что есть смысл заехать, попробовать, как-нибудь. Выяснил так же, что в речке Боромля местные не купаются – ездят на Ворсклу к Климентово, или уже у себя на Нескучных озерах. К 3-му озеру есть нормальный спуск, не по тропинкам, по дороге с гравием, эта дорога начинается перед больницей, что перед лесоисследовательская станция, в общем, в следующий раз разберемся лучше. Взяв в поезд еще литр Охтырского пива, теперь светлого, с удовольствием изничтожил его на участке до Богодухова. Хотя вагон был практически пустой, проводница потребовала спрятать велосипед в чехол, что и пришлось проделать. Таким образом, чехол мне все-таки “понадобился”. В Харькове собрал обратно вел и в 21.20 стартовал в сторону дома. Таким образом, в Харькове я появился последним – опять замыкающий. На спидометре в этот момент было 112 км, которые я намотал по Сумской области.
В результате, можно сказать, что поход удался частично, так как из ряда запланированного только для части участников получилось выполнить как бы главную цель – добраться до Полтавы. Но это не так, так как мы увидели красивейшие места и у нас всех, надеюсь, появилось желание побывать там еще, и это самый главный результат. По крайней мере, я хочу поехать туда еще раз, только погоды дождусь подходящей. Ну и спланировать надо более качественно, по крайней мере выяснить все интересные места, которые могут встретиться на пути, ведь смысл поездки не только проехать маршрут, но и увидеть все красоты, посещаемых мест.
|