Ранее никогда не ездил на планетарках и это было моё первое знакомство с этим механизмом.
Постараюсь использовать слово "говно" как можно реже, чтобы не травмировать психику любителей старины.
Если что, прикладывайте кислородную маску к лицу и дышите глубоко.
Начнём с манетки. Говно.
Она настолько же удобна, насколько и выглядит.
Если на белом свете когда-либо был шифтер хуже, я рад, что мы не встречались.
Рычажок манетки раздвоен, чтобы во первых вы могли до него достать из крайних позиций, а во вторых, чтобы он при переключении с пониженной не пролетал среднюю передачу.
Логика натяжения троса аналогична распространённой у перекидок: чем сильнее натянут трос, тем ниже передача.
Сравнить планетарку не с чем.
Если взять какой-нибудь винтажный бомж-групсет из прошлого, типа Shimano SIS, который последние десять лет гнил на тряпочке стихийного рынка, то планетарка сольёт ещё в квалификационном раунде.
Её чёткость/скорость переключения на холостом ходу просто не из этого столетия. Иногда даже самый холостой ход для неё недостаточно холостой, и она может залипнуть, пока вы не поможете ей дёрнув шатуны назад.
Планетарку можно случайно переключить в состояние, где она расцеплена со всеми передачами. К счастью, у меня беспроблемная планетарка, и мне удалось сделать это только один раз.
Владельцы пятёрки переключают велосипед в режим самоката гораздо более уверенно.
Планетарка — это механизм отлаженный столетиями, без детских болезней.
Поэтому ответный упор штыря переключения передач не держится ни на чём, кроме самого вкрученного штыря и силы трения промасленных внутренностей.
Если вы решили подрегулировать конуса с выкрученным штырьком с цепью, а он потом не вкручивается: поздравляю, вам теперь нужно лезть внутрь и ставить ответный упор для штыря на место.
Ездить без штыря тоже нельзя: ответный упор может не просто сместиться и застрять в непонятном положении, а выпасть в механизм и очень весело провести время в окружении шестерней.
Ну подумаешь, сам дурак. Обязан знать и сдать экзамен на владение тремя скоростями идеального механизма.
Деды назад шатуны крутили, а ты чем хуже? Работает же.
А вот хрен. После того, как я сходил внутрь и сменил звёзды так, что теперь у меня высокая передача основная, а две пониженные на подхвате, при настройке у меня на высокой пошли проскоки.
Ну, значит хреново собрал, подумал я. Я же экзамена не сдавал, планетарных консерваториев не заканчивал. Перебрал ещё раз.
И опять на высокой скачет.
Разобрал, долго медитировал над внтуренностями, пока не пришёл к выводу, что всё было собрано верно. Там особо негде ошибиться.
Но единственный способ, каким может быть включена третья выглядел абсурдно. Получалось так, что нужные элементы внутри могли удержаться только если присутствует опора со стороны колеса.
То есть, она не может не скакать на холостом ходу, пока колесо вывешено. Ему нужна опора в виде асфальта.
Собрал назад, и с поджатым тормозом действительно остаётся на повышенной.
Но велосипед то с подвеской, которая впридачу слишком мягкая под мой вес.
Это вам не дуал-пивот с минимальным педал-киком: подвеска на кочках постоянно ослабляет натяжение цепи. И скачет на третьей тоже постоянно.
Но как так? Не может же быть, что компания со столетнем опытом пустила в серию механизм, где одна из всего трёх передач сделана через жопу?
Ещё как может. Этот гениальный дезигн судя по всему тянется ещё с доинтернетных времён. Вот самое старое упоминание, которое я нашёл:
http://yarchive.net/bike/sturmey_archer_hubs.htmlНе нужно быть инженером компании с вековым опытом, чтобы понять в чём проблема и как её решить: поменять форму зацепов для третьей передачи.
Понятно так же, что сделать, чтобы уменьшить эффект инженерной ошибки: поставить внутрь более сильную пружину (я свою просто растянул).
Чтобы из этого было сделано за прошедшие десятилетия: НИ-ЧЕ-ГО.
Ещё момент: сначала не понял, зачем в полости оси, где ходит штырь переключения до чёртиков смазки. Она же лезет наружу, грязь собирает.
Ну и вытер всё, на кой оно мне? Но после разборки всё стало ясно: канал для штыря напрямую сопрягается со внутренностями втулки.
Там нет ничего, никаких уплотнений. Если велосипед стоит под дождём, наклонённый влево, то вода будет пытаться проникнуть в самый центр механизма.
Не понимаю, как удаётся продавать это говно в 21 веке.
Похоже вместо инженеров в штате остались одни эффективные менеджеры.
Распродажа музейных экспонатов под лозунгами "необслуживаемый механизм", "нельзя ёбнуть ногой и погнуть", "пресвятой прямой чейнлайн".
Необслуживаемый механизм потому, что сложный, особенно когда там много передач. Его вынимают из втулки и целиком макают в масло. Типа обслужили. Внутрь же страшно лезть.
Погнутый переклюк продолжит переключать быстрее, и под нагрузкой даже чётче. КПД останется выше, да и передач там поболе. А что будет, если втулка поймает асфальт на цепь переключения?
Для тройного сложения чейнлайн очень важен, факт. Но остальные то ради чего мучаются?
Можно ли со всем этим жить? Понятно, что да. Но в простой трёхе херни на два туриста и три водана.