Нечасто выпадает возможность почувствовать себя гером телепередачи How Its Made. Особенно, если дело касается велозапчастей топового уровня! В одни из выходных незаметно подкравшегося межсезонья мы получили эксклюзивное приглашение - посмотреть на производство деталей от фирмы Garbaruk.
Фирма Garbaruk производит легковесные высокотехнологичные карбоновые детали для велосипедов. Начинала фирма с изготовления подседельных труб, запустив их в серийное производство в 2007 году. За четыре года на рынке фирма успела полюбиться многим велосипедистам в Украине и на просторах СНГ. Продукция отечественной фирмы подкупает низким весом, высокой прочностью, доступной ценой и кастомностью деталей. На данный момент в ассортименте также присутствуют подседельные зажимы, рули; фирма уже изготовила несколько предсерийных рам мтб для 26” (нам даже удалось одну такую пощупать), планируются комборули, седла, ригидные вилки, тормоза V-brake, шатуны, рамы-найнеры(!), шоссейные рамы… Фирма серьёзно нацелена на выход на зарубежный рынок!
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
Нам провели интересную экскурсию по киевской мастерской.
Мы застали как раз момент доводки форм и отработки технологии формовки для комборуля. Удалось выведать, что рули и комборули в новом дизайне через пару недель уже будут доступны для заказа!
А начинается все производство с сырья, это углеродные волокна в нитях, поставляют их вот в таких бобинах.
![Изображение](https://lh5.googleusercontent.com/-Q65Sri2XsG8/TspW1BtyEGI/AAAAAAAABHM/fZ69pJazM9I/s800/Int7.jpg)
Сами волокна очень тонкие, гладкие и податливые. Аж не верится, что из такого можно сделать велосипеды, годами выдерживающие гоночные нагрузки
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
![Изображение](https://lh3.googleusercontent.com/-PyIrlMkbVFo/TspW1azD3hI/AAAAAAAABHI/O5Kq7vdHs_o/s800/Nitka_cr.jpg)
На специальных фабриках (в Украине таких нет) нити сплетают между собой, получая вот такие красивые полотна, которые очень необычно «играют» в руках. Такое полотно, по сути, является основным сырьем для производства карбоновых деталей.
![Изображение](https://lh3.googleusercontent.com/-lD7APt2YGBc/TspW2imyZOI/AAAAAAAABHc/UxIKxipKEZM/s800/Tkan_cr.jpg)
Карбоновое полотно закладывают в форму несколькими слоями, каждый раз меняя направление плетения, чтобы увеличить прочность. Слои перемазывают эпоксидными смолами и дают затвердеть, прижимая изнутри достаточно высоким давлением. Деталь выходит прочной и гладкой, практически не требующей последующей финишной обработки.
Нам показали в деталях подготовку форм. И еще много чего! Формы из стеклопластика проще в изготовлении, но не позволяют использовать нужное давление, поэтому при промышленной технологии используются алюминиевые фрезерованные формы. Они трудоёмки и дороги в производстве, но позволяют получать качество продукции на мировом уровне.
![Изображение](https://lh3.googleusercontent.com/-cGi0lo8h5NI/TspWxVljicI/AAAAAAAABGY/bSN7p6F0x9k/s800/Form.JPG)
После изготовления, изделия специально не покрывают лаком, поэтому они не царапаются и меньше весят.
![Изображение](https://lh6.googleusercontent.com/-we1vqjnTUDQ/TspWwbdSYkI/AAAAAAAABGI/7IsPDV2jOwE/s800/form2.JPG)
По вот этой диаграмке становится понятно, почему всё больше райдеров выбирают продукцию Garbaruk
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
![Изображение](https://lh6.googleusercontent.com/-fl-xplxrKvk/TsecJM-eSXI/AAAAAAAABFw/-7y3sT2DQbA/s800/GARBARUKCOMPARE.png)
В мастерской мы увидели множество интересных опытных образцов. Вот например руль для детского велосипеда
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
![Изображение](https://lh4.googleusercontent.com/-9d_qOZLpAeg/TspW31EicFI/AAAAAAAABHk/pVn-0DY_xp4/s800/weight_cr.jpg)
А вот вполне взрослый зажим.
![Изображение](https://lh5.googleusercontent.com/-E1x8ZVSY_AQ/TspWwGua7DI/AAAAAAAABGE/R8701XVhfxA/s800/clamp_cr.jpg)
Скоро будут доступны подседельные трубы с новым типом замка.
![Изображение](https://lh4.googleusercontent.com/-NrpjEcI-ZFw/TspWzGbxjcI/AAAAAAAABGs/3lBnLhtG7u4/s800/int3.jpg)
![Изображение](https://lh5.googleusercontent.com/-fG6_zvdEUpc/TspWzx8DtgI/AAAAAAAABGw/8f-cV7z-0Jc/s800/Int1.jpg)
Чуть легче и при этом прочнее.
![Изображение](https://lh4.googleusercontent.com/-75vTKYRXVf4/TspW0KjhrvI/AAAAAAAABG4/pCw_0gwl9Ks/s800/int5.jpg)
Этот замок будет использоваться и на штырях для даунхилла. Несколько спортсменов уже сезон катали ДХ на штырях GarbarukFORCE. Учтены пожелания спортсменов, и в серию пойдет доработаный под ДХ замок. Уже в ближайшее время ассортимент штырей дополнится ДХ версией!
![Изображение](https://lh4.googleusercontent.com/-CiOcR5EQPB0/TspW0vm3sNI/AAAAAAAABG8/QpvvgYCeEBQ/s800/int6.jpg)
Радует, что продукция постоянно совершенствуется и не стоит на месте!
![Изображение](https://lh6.googleusercontent.com/-yvkxf08yTT4/TspW2mF1fEI/AAAAAAAABHg/rAVtAvkI-18/s800/together_cr.jpg)
Нам посчастливилось своими глазами увидеть, как вытачивается замок нового типа на станке с ЧПУ «Волли 5»
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
, и даже получилось снять небольшое видео.
ЧПУ станок – это круто! Создаешь форму детали в специальной программе, запускаешь , и станок сам вырезает деталь, идеально точно придерживаясь заданной формы. Главная задача человека - придумать эту форму и зажать кусок металла в станке. Форму, к тому же, нужно сделать с учетом того, чтобы участие человека при изготовлении детали сводилось к минимуму, то есть деталь не нужно было перезажимать за каждым сделаным надрезом.
Выглядит это очень круто!
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=fK4NqwV-azU[/youtube]
На примере кучи образцов наглядно убедились, что все новые решения тщательно просчитываются и испытываются на прочность. Для этого создаются экспериментальные детали с разными толщинами стенок. Проверяются жесткими тестами, вплоть до разрушения детали (мы видели результаты этих нечеловеческих опытов своими глазами
![Wink ;)](./images/smilies/wink.gif)
). В серию идут только изделия, прочность которых находится на уровне других мировых производителей.
Полуцилиндры фрезеруются большим тиражом
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
В сверхлегкой версии (sl) штырей, используются полуцилиндры из карбона, они более трудоемки и, соответственно, дороже.
![Изображение](https://lh4.googleusercontent.com/-yIcAy2IHmkI/TspWxRPA9wI/AAAAAAAABGU/isvjmX_ol_4/s800/halfcilindr.JPG)
Помимо подседельных штырей, рулей и комбинаций, уже выпущено несколько рам.
Полностью кастомных: любая геометрия, стандарты крепления тормозов, переключателей, каретка и даже проводка тросиков – все по желанию клиента. Вес меньше килограмма приятно радует. В руки попала готовящаяся к покраске рама. Очень необычная форма перьев обеспечивает отличную вертикальную податливость, не в ущерб торсионке. И еще поразило крепление заднего тормоза: PostMount под 140мм ротор, к нижнему перу (калипер между перьями).
На этих первых рамах были отработаны некоторые технологии и произведены испытания ходовых свойств. Проведенные эксперименты позволили конструкторам накопить опыт проектирования и сборки рам. Эта работа позволит к весне 2012 запустить в серию раму под 29'' колеса!
В 2012 году фирма намерена активно продвигать свою продукцию, первый шаг - спонсорский проект с командой MTBBIKE-Specialized Team!
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
Уже в ближайшее время gravity-райдеры команды получат штыри Garbaruk DH, а кантрийная часть команды со следующего сезона будет использовать на гоночных велосипедах штыри SL и комборули фирмы Garbaruk.
http://garbaruk.comПолина Polly Годлевская
Коля Nikalaich Шевелёв