andr, вышеперечисленные велосипеды можно назвать найнерами с некоторой натяжкой или найнерами в
широком понимании этого термина. Я бы их назвал всё-таки гибридами. Всё-таки там не горная геометрия (кроме Bianchi), да и резина немного недотягивает (Klein, например, 41 мм;
Bianchi в стоке, похоже, 35 мм).
Хотя многие горные байки того времени по современным меркам таковыми не являются.
Если считать найнером байк, спроектированный
для бездорожья, то есть имеющий широкую и зубастую резину и (хотя бы потенциально) амортизационную вилку, то первым был, пожалуй, опытный найнер Фишера.
Согласно
статье на twentynineinches.com, Гари приблизительно в 1999 году загорелся идеей создания велосипеда, имеющего покрышки, аналогичные имеющимся на рынке 26" (не менее 2" по ширине плюс зубастый протектор), но под посадочный диаметр 700с. Такие покрышки он заказал у WTB, что привело к появлению 29" Нанораптора.
Все это Фишер затеял с одной целью: собрать два велосипеда на идентичных комплектующих, но с разными диаметрами покрышек и сравнить их.
Гари начертил несколько эскизов найнерской рамы. Он пытался сделать перья такой же длины, как и на 26" байке.
Вот один из вариантов:
Как написано, в вышеприведенной статье, ребята, которые должны были изготовить эту раму, просто оцепенели от таких инженерных измышлений. Но, тем не менее, первая настоящая найнерская рама появилась на радость Фишеру и всему прогрессивному человечеству.
Оставалось решить вопрос с вилкой. Гари взял Manitou Mars и приспособил её к 29" колесу. И, похоже, уже 2000 году (Manitou Mars вышел на рынок в 2000) появилось ВОТ ЭТО:
Скорее всего, это и есть первый в мире найнер (в узком понимании, разумеется).
К слову, Гари тоже столкнулся с проблемами переднего переключателя.
Позже были варианты-прототипы:
Титановый:
В числе прототипов был и 69er.
В конце концов появился первый серийный 29er: