menu

Старинные карты харьковских окрестностей



Это не в честь наступления года коня, хотя я вас всех, конечно поздравляю с этим. Это - старый герб харьковской губернии.

Давно хотел в одной статье собрать интересные карты, которые накопил. Тут карты разного времени и масштаба, но с окрестностями Харькова. Начнем в хронологическом порядке, хотя самые интересные карты - не в начале. По каждой карте я даю свои короткие заметки - это всякие мелочи и не очень, которые привлекли мое внимание в процессе рассматривания. Интересность текста - субъективная, мой глаз больше тянет туда где мне больше нравится катать на велике. Потому стягивайте карты, рассматривайте. Если есть ошибки с датировкой карт или другие - фидбек приветствуется.

(по кликам на все картинки - можно скачать полные версии)
Карта 1787 года



- Оформлена очень по-хипстерски
- В названии слово "Губерская", с потерянной "н"?
- Там же, "Харьковскаго наместничества" - просто для сравнения с другими названиями потом
- Белгородской дороги нет еще (да и не будет долго), есть только дороги на север через Липцы, и через Золочев. Но есть "Рус Лозовая" на реке, название которой прочитать тяжело, но там тоже написано "Лозовая"
- Рогань - отдельное село на дороге к Чугуеву, ближе даже к Чугуеву
- Есть что-то типа схемы города внизу с набросками интересных зданий и их перечислением
- В остальном скудная, да и качество снимка не очень. Только названия интересно почитать
- "Церкуны"




Карта 1788 года



- Качество еще хуже, просто ужас. Но лучше версии этой карты пока не нашел
- Название "Карта Харьковскаго Уезда"
- С трудом, но можно прочитать название реки Харьковъ
- Все еще "Церкуны"




Карта 1793 года



- "Харьковскаго наместничества"
- Внизу обозначены крепости Украинской Оборонительной Линии!
    - Свят. Анны
    - Орловская
    - Прасковейская
    - Ефремовская
    - Алексеевская
    - Михайловская
    - Слободская
    - Тамбовская
    - Петровская
- Похоже в 1793-м в каком-то виде они еще существовали. Последние 5 из них мы c дружищей навестили когда-то в покатушке: http://users.livejournal.com/__nocturne/131995.html, местные катальщики с х.туриста тоже по ним ездят, на сколько я знаю




Карта 1793 года



- "Воронежскаго наместничества", а Харьков - в уголке
- Дорог не обозначено вокруг Харькова, только реки: "Харьковъ", "Уды", между ними - неподписанная Лопань, а еще "Северной Донецъ"
- Обозначена Тамбоская крепость
- "Купенскъ"




Карта 1794 года



- "Харьковскаго наместничества"
- Красивый рисунок в углу, современный герб на щите и довольный солдатик, потирающий рог изобилия
- Крепости Украинской Оборонительной Линии - все на месте. Кроме того еще и сама линия обозначена более четкой двойной линией
- Нанесена река "Лозова", текущая от "Руское Лозово", через "Черкаска Лозова" в реку Лопань.
- Стрелечья записана как "Стреляча", Борщевая как "Борщево", Введенка как "Веденское"
- Бабаи - "Бобань"
- Из руссколозовского леса, со стороны Русской лозовой, в р. Харьков впадает река "Очеретянка". Протекает она там, где сейчас поселок Жуковского, от нее осталось похоже только название озерца Очерет. Выше по течению - она образует так называемое трехозерье, возле которого сейчас зоопарк им. Фельдмана
- Река "Можь" - нынешняя Мжа
- Диспропорция, Белгород сильно далеко от Харькова и сильно близко к Волчанску. Используя линейку на карте - от Харькова до Белгорода получается по прямой 85 верст = 90 километров. В реальности по прямой - чуть больше 70 километров
- На север от Харькова - село "Алексеево", похоже ставшее Алексеевкой
- Река "Муром" - там где сейчас Муромское водохранилище (река тоже еще на месте), чуть ниже - хутор "Вялой" - там где сейчас запруднено Вяловское водохранилище. Правда кажется должен быть пониже немного, он вплотную слишком к реке Муром нарисован
- Некоторые населенные пункты обозначены странным значком - то ли фонарик, то ли висилица, и подписаны как: "Озерянская Пус", "Пуст Аркадiевская". На этой карте не понятно, но на другой увидел расшифровку как "Монастырь и Пустынь"



Карта 1808 года



- "Губ: Полтавская Харьковская и Екатеринославская"
- Есть "Безлюдовка", "Липцы", "Терновая", а вот Чугуева - нет, совсем нет, даже следа. Как и Золочева
- Сильно повернут север. При этом Расположение некоторых пунктов - мягко говоря не верно, даже учитывая такой наклон севера
- Все еще "Северной Донецъ", причем течет он в "Донецкъ", который справа (но последнее вобщем-то нормально, учитвая наклон севера). Правда теперешнего Донецка или Юзовки - тогда еще не было, и что это за Донецкъ - не ясно. В теперешний Донецк, речка С.Донец не течет в любом случае, а сильно восточнее него уходит, за Луганском и там впадает в Дон
- Дорога от Харькова на север - исключительно через Липцы. Ну оно и не удивительно, Золочева-то нет




Карта 1821 года



- "Генеральная Карта Харьковской Губернiи"
- Шикарное качество, и названия пробудлированы латиницей (по видимому, под французский косили)
- "Thcougouew" - мало того, что он тут есть, в отличие от прошлой карты, так на французском выглядит как!
- Деркачи (на первых тоже были)
- Около Салтова - "Северной Донецъ", а около Савинцев - уже "Северный Донецъ", внизу - еще раз "Северной"
- Река "Oudy"
- "Безлюдов" - "Beslioudow", "Рогань" - "Rogagne". Фобщем французский - это праздник, который всегда с тобой. И еще "Isioum"
- "Белой Колодезъ"
- Никаких водохранилищ - ни Печенежского, ни Травянского, ни рогозянского, собственно и не будет на этих картах, это только аж советы все реки запрудили
- Река Мжа стала уже "Межь"
- "Купянскъ" - уже привычное написание по сравнению с 1793-м годом
- Есть крепости Украинской Оборонительной Линии. И даже есть подпись "бывшая украинская линiя". Крепости обозначены звездочками, но не все, есть только:
    - Парасковейская
    - Михайловская
    - Слободская
    - Тамбовская (нарисована там, где должна быть Петровская)
- От Липцев к Волчанску идет крупная уездная дорога, в отличие от мелких на Салтов и Чугуев



Карта 1843 года



- "Карта Харьковской Губернiи. Разделенная по управленiю Государственными Имуществами на 11 Округовъ" - имущества множественного числа, респект
- Неплохое качество, цвет, но детализация невысокая
- "Цыркуны", именно с "ы"
- "Коннозаводскiя земли", "Салтово"
- Многие населенные пункты - написаны с маленькой буквы: "деркачи", "тишки"
- Серерский Донец - внезапно не затекает к Чугуеву, а сразу на Змиев течет
- А к Змиеву - вплотную расположено "васищево" и тоже с маленькой буквы. Правда около самого Харькова - есть еще одно "Васищево"
- Возле Люботина странные населенные пункты: "Огуль" и "Орды", которые должны быть Огульцами и Ордынкой, и на прошлой карте нормально прописаны
- Река Уды - жирно так нарисована до Харькова. Но кажется не вытекает. Ну и правильно, ей-то надо рядом с Чугуевом впадать в С.Донец, а там нет С.Донца и близко судя по этой карте
- С.Донцу и еще досталось - его просто нет на участке от Змиева до Изюма
- Село "Лопань" - находится в истоке реки Уды, хотя река Лопань - даже прорисована чуть восточнее
- Вобщем, "землемер Грибовский" номинируется на приз за самое небрежное составление карты



Карта 1868 года



- Появилась белгородская дорога. И сразу же обозначена жирнее липецкой
- Очень детальная, но к сожелению только на северо-запад от Харькова
- "Саржин Яръ" - отдельный населенный пункт
- "Циркуны" - наконец через "и" начали писать
- "Русское-Лозовое", река уже "Лозовенька", а не Лозова как в одной из прошлых карт
- Куряжанка обозначена "Куряжъ", рядом - "Сиполицовка", это наверное Солоницевка. Также есть "Бабай"
- Под Семеновкой и Лужком - внезапно, "Марiуполь"
- "Лизогубка" - Лизогубовка нынче
- На месте Вяловского водохранилища - "Вялый", уже нормально расположен
- Между "Борщевое" и "Липцы" находится село "Калупаевка", советами повидимому переименованное в Октябрьское
- Большие и Малые Проходы обозначены как "Б. Проходцы" и "М. Проходцы"
- Чуть дальше по дороге от Новой Водолаги - "Жидовъ Рогъ"



Карта 1869 года



- Тоже очень детальная, включает схематическое обозначение рельефа
- Пунктирной линией похоже обозначена железная дорога
- Тоже тьма населенных пунктов, все и не прочтешь. Правда, шрифт местами плохо читаем
- "Марiуполь" - на месте. Причем на месте где сейчас село Караван
- Рельеф передан достаточно точно. Можно взглянуть на окрестности Семеновки, Полевой, и сравнить с рельефом на гугле: https://goo.gl/maps/QkCS7
- Караванские озера - в яру Полтавском, за Семеновкой вниз - яр Долгий (по нему я когда-то продирался, заболочен, заросш, летом делать нечего). Этот яр переходит в яр "Куряжъ", и выходит в селу "Куряжъ"
- От Полевой в сторону дергачей - балка "Дуброваха", сейчас дамбами запруднена и там красивейшие озера: http://users.livejournal.com/__nocturne/113582.html
- Есть "Урочище Городище Донецкое", где и должно быть, возле Жихоря
- Тимченки - "Темченковъ"
- Там где сейчас Высокий и Южный, обозначена "Балка Кременная", упирающаяся в "Комаровку". По балке уже тогда шла железная дорога, одна из первых через Харьков. Сейчас села Комаровки нет, но там есть ж/д станция "Комаровка"
- Вобщем много ковырять можно, обозначено огромное количество балок и яров, чуть менее чем все, похоже



Карта 1871 года



- Крупномасштабная очень
- Жирно обозначены железные дороги, стали похоже основными путями, также точками обозначены станции
- Появилась "Казачья Лопань"
- "Дергачи" перестали быть Деркачами
- Стало видно, что "Екатеринославъ" - это нынешний Днепропетровск. Донецка не отмечено вовсе, тогда он только 2 года как начался поселком Юзовка. Того что мелькал в карте 1808 года - не видно тоже



Карта 1890 года. Одна и та же карта в потрепанном варианте с какими-то цветными пометками:





И та же карта, но чистая:



- На потертой, темные жирные линии - пути ж/д
- Дорога через Липцы - уже еле обозначена, повидимому белгородский тракт более удобен оказался
- Река Харьков подписана "Харьковка"
- Примерно там, где нынче Огурцово - какое-то "Графское"
- "Мал. Проходцы", но "Бол. Проходы"
- Названия уже совсем все как современные, за отдельными мелочами



Еще одна карта 1890 года



- Яркая, очень плотно зарисованная, из-за этого плохо читаемая
- Черкасская Лозовая сокращена до "Черкасское", Савинцы - "Савицы"
- Балаклея - не нанесена, хотя речьки Балаклейки есть
- Нанесены линии высоты, но мало, не очень информативно
- На картах до этого тоже мелькало, но тут хорошо видно что написано именно это - село "Воровое", между Мерефой и Мохначем. Вот уж наверное райончик был .)
- Старица выпала за границу Харьковской губернии. По этой границе сейчас и с Россией граница проходит, но Старица у нас, тьфу-тьфу-тьфу
- "Казачья Лопань" - закрепилось уже, похоже
- Под Белым Колодцем - замечена "Котовка"


Карта 1913 года



- Ничего не видно, только большие жирные ж/д пути



На последок еще 2 ништяка:

Археологическая карта Харьковской губернии



- Архив со всеми кусками этой карты: http://ubuntuone.com/4xN1rPL4qRgqCCYB0jaxHT

Карта Меркатора 1554 года. Ну чисто Средиземье. Попробуйте найти Харьков, хе-хе-хе .)



Фуух, ну вроде пока все выложил что есть.
 

Оцените статью:

Перепост:

Статья понравилась: Миша, TSAR, Avanguard, Alfa-beta, Космонавт, nocturne, Timurlang, -=Dennis=-, SVV, zarka, Sergej, vvr,

Статья не понравилась: IOleg,


Комментарии

Комментировать в форуме...

vvr

vvr

Спасибо - очень интересно!

01.01.2014 12:34

SVV

Супер подробка! Начинающим искателям - то, что надо, да и людям, не связанным с МД, тоже будет много интересного. С удовольствием порассматривал карты.

01.01.2014 19:28
-=Dennis=-

-=Dennis=-

nocturne писал(а):
довольный солдатик, потирающий рог изобилия

зачем Меркурия обидели? Божество из мифологии древних греков все-таки.
Грайворон тоже меняет названия - Гайворон, Гайворона

предпоследняя карта уже карта в современном понимании, генштаб все-таки. Очень впечатлила. Даже не представляю сколько времени ушло на ее создание.
предыдущие-очень похоже на "где-то в этих краях должен быть населенный пункт такой-то", хотя для тех времен все равно

ЗЫ последняя не загрузилась, предпоследняя второй раз тоже отказалась загружаться.

01.01.2014 20:51
IOleg

IOleg

-=Dennis=- писал(а):
зачем Меркурия обидели? Божество из мифологии древних греков все-таки.

нет, Меркурий был у древних римлян, у древних греков был Гермес. :smile: А статья познавательная, спасибо.

01.01.2014 21:05
Alfa-beta

Alfa-beta

Какая хорошая подборка да еще с анализом! Спасибо!

01.01.2014 21:10
nocturne

nocturne

Упс, статья обрезалась в конце, несколько карт не было видно. Пофиксил, сейчас полная.

01.01.2014 21:15
IOleg

IOleg

nocturne писал(а):
Упс, статья обрезалась в конце, несколько карт не было видно. Пофиксил, сейчас полная.

интересно, как странно менялись на картах названия. Ну то, что Гомишьша на великоросском звучала, как Гомольша - как бы понятно, но вот как Ордынка стала Одрынкой? :smile: и в какой момент?

01.01.2014 21:23
nocturne

nocturne

IOleg писал(а):
интересно, как странно менялись на картах названия. Ну то, что Гомишьша на великоросском звучала, как Гомольша - как бы понятно, но вот как Ордынка стала Одрынкой? :smile: и в какой момент?


А вот, самому интересно! Как вообще составлялись тогда карты, названия деревень и яров откуда брали, неужели были люди которые ездли и выясняли у местного населения? (тогда покрайней мере было бы понятно, почему названия менялись)...

01.01.2014 21:36

veloshizoid

.....
- Примерно там, где нынче Огурцово - какое-то "Графское"
.....

Если я не ошибаюсь,теперь Графское переименовано в Радянское.

02.01.2014 12:38
Степан Баранович

Степан Баранович

Карты интересные. Спасибо. Содержание некоторых комментариев автора к картам не могло оставить без улыбки.
Можем поздравить автора статьи с находкой на карте южнее УОЛ селения "Жидовъ Рогъ". Нет сомнений, что автор проверил все карты с присущей немцам педантичностью. :)

03.01.2014 20:32
vpolet

vpolet

Спасибо за карты. Хорошая подборка.

13.01.2014 14:05

vovhick1

31.08.2014 10:19