menu

Городище возле Одрынки

Sergei

Sergei

  • 12.05.2005 00:01
  • Просмотров: 7397

Мне нравится бывать на городищах. Конечно, они не так эффектны, как какие-нибудь средневековые замки, но все равно, хочется увидеть своими глазами то, что осталось после веков запустения.

Но есть одна небольшая проблема. Информация об их расположении крайне скудна. В каком-то смысле это, быть может, даже хорошо: чем меньше людей знают об археологических объектах, тем меньше желающих проводить несанкционированные раскопки. Правда, самые серьезные «черные археологи» ходят в библиотеки и читают отчеты археологических экспедиций. Кроме того, в наши времена археологические объекты подстерегает еще одна опасность: территория, на которой они расположены, может быть сдана кому-нибудь в аренду, и на них будет построена какая-нибудь гостиница, кафе, или водружена газовая вышка. И в этом случае засекреченность расположений археологических объектов делает факт нарушений менее бросающимся в глаза.

На данный момент я решил делиться такого рода информацией. Пока что, о тех объектах, на которых мне удалось побывать лично, я рассказываю, надеясь, что одиночки там незаметно копать не смогут в силу близости людей, а организованные «черные археологи» добыли бы эту информацию и без меня.

Теперь, собственно, о городище возле Одрынки. Оказывается, информацию о городищах можно искать в сообщениях не только археологов, но и военных. Дабы не иметь конфликтов с компетентными органами, лучше, если это будут донесения, с которых снят гриф секретности, например, датируемые XVI-XVII веками.

В мае 1646 г. белгородский воевода князь Хилков по поручению царя Алексея Михайловича лично руководил основанием острога в верховьях реки Мжа (предтечи современного города Валки). Когда стены были возведены, и было начато строительство башен, князь вернулся в Белгород, оставив руководство на Ивана Маслова. Помимо завершения строительства, на Маслова была возложена обязанность подробно описать прилегающую к новому острогу местность. Составленное Масловым описание помимо лесов и рек содержало такие ориентиры, как древние городища. Вот описание одного из них:

«Городище Одрынское на вершине р. Одрынки по осыпи, по мере того городища верста 50 саженей, длина 250 саженей, поперек 176 саженей. В той же осыпи малое городище, по мере того городища 300 саженей, длина 107 саженей, поперек 75 саженей. Около всего городища 3 вала, меж валов три рва копаны, глубина рвов 8 саженей, а инде и больше; от малого городища горою до речки Адрынки до воды 24 сажени; в большом городище вода – озерко, впущено из речки Адрынки. Против малаго городища под горою за осыпью вода-же впущена из Адрынки-ж и валом завалена, а речка Адрынка за городищем идет болотом, а ниже городища пол-версты пошел ручьем и пал в Черемошный колодезь к реке ко Мжу в лесу» [1].

Вот как это выглядит на карте конца XX века:





Северные окрестности села Одрынка Нововодолажского района.

Имеем: село Одрынка; через него протекает река Чернечья (из подробного описания притоков Мжи выходит, что Чернечья – это и есть бывшая «Адрынка»); в долине Чернечьей – урочище Городище; в урочище Городище – дугообразный ров длиной около 1 км и шириной 6 м. Что же, осталось пойти и посмотреть на это своими глазами.





Тройной вал - южная часть.

Своими глазами удалось посмотреть когда везде еще лежал снег. Поэтому добираться пришлось от Люботина пешком. Первое, что обнаружилось на месте – карта «скромничает». Помимо рва имеются валы, причем три. Общая ширина значительно превосходит шесть метров. Почти на всем своем протяжении вал зарос молодым лесом, поэтому увидеть его целиком не удается, и вообще, со стороны ничего не видно. Только возле дороги валы и рвы выходят из леса, но здесь они уже гораздо менее четкие.

Северная часть вала выглядит похоже на городище в Гайдарах: три четких вала, снаружи вовнутрь – крутой подъём из глубокой балки. Дальше, к югу, валы идут по пологому месту, а в самой южной части наружный вал даже немного выше внутреннего. Видимо, тех, кто руководил строительством укреплений, площадь охватываемой территории и близость воды волновали больше, чем удобство обороны. А может, стены были настолько высоки, что местный рельеф уже не играл большой роли.





Валы в северной части.





Валы в северной части.





Тройной вал - взгляд сверху.

Судя по состоянию обнаруженного раскопа, археологи были здесь не так давно. О результатах их раскопок мне ничего не известно. Вот только в книге [2] вскользь сообщается: «Велике городище поблизу села Одринка (Нововодолазький район) було побудовано скіфами в VI-V віці до н. е.»





Раскоп на южном конце вала.

Во время моей прогулки вдоль валов, каждый раз, когда я выходил из леса или громко хрустел сухими ветками, со стороны северного конца вала доносился звонкий многоголосый лай. Как оказалось, сейчас на Адрынке-Чернечьей прудов гораздо больше, чем на карте, и возле одной из дамб стоит домик не то сторожа, не то лесника. Когда мы с ним, несмотря на мое нежелание, пересеклись, он подтвердил мою догадку о том, что над прудом, где на карте стоит надпись «урочище Городище», раньше было село. Сейчас остались только отдельные столбы, ямы от погребов, да одинокая могилка. А называлось село … Городище! Вот так, село, названое в честь расположенного рядом исторического объекта, само уже стало историей…





Вид на городище с противоположной стороны пруда. Вал проходит вдоль кромки леса на холме.

Подводя итоги, можно сказать следующее. Городище это весьма впечатляет своей грандиозностью, места вокруг него довольно живописные, от транспорта относительно не далеко, одним словом – рекомендую!

P. S. Огромное спасибо А. Сербину за предоставленные книги.

P. P. S. Тех, кому известны результаты раскопок или иная информация об этом, или о других городищах, прошу не жадничать, а делиться на этом сайте. Хотя городище впечатляет и само по себе, зная что-нибудь о его создателях, ходить там будет гораздо интереснее.



[1]. Евгенiй Альбовскiй. «Валки, украинный городъ Московскаго государства». Харьковъ, 1905.

[2]. Скотар Іван Федорович. «Валківська старина». Харків, 1993.

Оцените статью:

Перепост:

Статья понравилась: -=Dennis=-, zeis,

Статья не понравилась: Таких нет


Комментарии

Комментировать в форуме...

Anonymous

Похоже, те кто строил валы опасались больше не длительной осады, а внезапного налета конных отрядов своих потенциальных врагов.Со стороны заболоченного яра нет же укреплений. Зимние снимки таких объектов действительно впечатляют. Летом бы рельеф смазался.
А вааще, Вы Сергей - просто фанат... и молодец!

12.05.2005 12:23
Миша

Миша

трудно сказать что тут было 1000 лет назад, возможно болото было абсолютно непроходимым.
А Сергей и вправду молодец :)!

12.05.2005 15:08
Dixon_Che

Dixon_Che

КВН вспомнилось:
"А Серёжа - МОлОдец!!!" :D

12.05.2005 15:40

дмитриев

[quote="Sergei"]Комментируем Городище возле Одрынки
[городище возле Одрынки имеет географическое название село Городище (вже нема) и археологическое городище Куколевского. Лично поднимал там скифские наконечники 4-5 в. до н.э. сейчас судя по грозным кавказцам ( и собаки и хозяева) приватизировано. На городище в Гайдарах система валов похожа но с точностью наоборот и разницей в 1500 лет. Места шикарные. Еще 10 лет назад там были дома. К Валкам и к Валковской оборонительной линии это городище никакого отношения не имеет. Та линия шла по Мже но от нее почти ничего не осталось только можеская крепость. Там попадаются копейки начиная от Федора и моложе. Рекомендую посмотреть красивые места. А с севера от Перекопа к этой крепости идут два яра следы дорог я думаю что это и есть Мурафский шлях здесь ему просто уходить некуда. :lol: :D Как будет скучно может еще что нибудь подкину. Кстати классный сайт у Вас :D :shock:

25.08.2005 18:19
Миша

Миша

блин, обидно, столько умных интересных людей, а ловить их приходится случайно :) вы заходите почаще - устраивайте нам ликбез. Интересно все, а найти инфу очень трудно...

25.08.2005 18:45

Anonymous

Скифское городище у хутора городище датируется IV в.до н.э. Последние археологические раскопки производились в 2000 - 2001 году экспедицией ХГУ под руководством доц.Буйнова Ю.В.. Територия самого городища не приватизирована, так что хозяина пруда можете смело посылать на... "Со стороны заболоченного яра" вал тоже прослеживается,смотрите внимательнее.
Добираться удобнее не через Люботин, а через с. Огульцы, маршруткой с Х.Г. Но для начала купите нормальную карту...

15.01.2006 18:30

Dmytro

Об описываемых Вами местах прочитал в книге "Тайны подземного Харькова" Леонида Мачулина: "Вблизи хутора Кукулевского (Валковского уезда Одринского прихода), имеется городище, составляющее в окружности не менее трёх вёрст (около 3 километров), валы высокие, местами тройные, главная боевая сторона обращена на юг и восток. По виду сверху - неправильный многоугольник. Огромные дубы имеют 7-8 аршин (около 5 метров) в обхвате, растут на вершине вала и тем самым исключают слободских казаков из числа застройщиков городища. На их древность указывают также медные оконечности стрел..."
Моё воображение поразило это описание и Ваш рассказ с фоторепортажем был очень познавателен. А вот не осталось ли каких-либо остатков этих исполинских дубов? А может на их месте и рядом выросли потомки, которые могут сегодня уже быть сравнимыми с теми великанами?

25.11.2006 13:58
Sergei

Sergei

Dmytro писал(а):
Об описываемых Вами местах прочитал в книге "Тайны подземного Харькова" Леонида Мачулина: "Вблизи хутора Кукулевского (Валковского уезда Одринского прихода), имеется городище, составляющее в окружности не менее трёх вёрст (около 3 километров), валы высокие, местами тройные, главная боевая сторона обращена на юг и восток. По виду сверху - неправильный многоугольник. Огромные дубы имеют 7-8 аршин (около 5 метров) в обхвате, растут на вершине вала и тем самым исключают слободских казаков из числа застройщиков городища. На их древность указывают также медные оконечности стрел..."

Не дойдут у меня никак руки поискать на карте этот хутор, но скорее всего это описание другого городища (Огульцы?), которое находится где-то неподалеку. Описанное в отчете городище не многоугольник, а скорее овал, самые высокие валы обращены на восток и на север (по карте это, кстати, видно). Странно, в общем. Я был почему-то уверен, что поблизости ничего такого же крупного нет.

28.11.2006 12:32

Н@т@

Приведу вам комментарий к этой теме от одного специалиста в этой области:

"Городище датируется 6-м - нач. 3-го века до н.э. Его исследовал Б.А.Шрамко (ХГУ) В 1951 г., П.Д.Либеров (Москва 1953), Ю.В.Буйнов (ХНУ им.В.Н.Каразина) в 2001 - 2003 гг. Этот памятник - самый большой в Харьковской области. Числится под контролем Харьковской обладминистрации. Несмотря на размер этого городища (ок. 30 га), его нельзя рассматривать как столицу местных племен скифского времени. Топографически оно делится на главный двор (возвышенность на берегу пруда) и два предградия. Думается, что это был огромный загон для скота - главного богатства жителей скифского времени. Его охраняли и обслуживали сотни людей. По мнению ряда ученых, это были меланхлены (люди в черных одеждах). Их кратко описывал еще Геродот в 5-м веке до н.э. Фотографии действительно, идеальные. А на местного фермера, по фамилии Дрозд, не обижайтесь. Жизнь у всех не простая, а у него - тем более."

22.02.2007 17:21